Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ПО ПРОФИЛЮ «АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Дивинская А.Е.
Волгоградская государственная академия физической культуры


Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. В системе высшего образования существует потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением [5].

В профессиональном физкультурном образовании, имеющем специфические особенности, установка на развитие сущностных сил личности средствами творческого развития особенно актуальна [3]. Эффективность будущей профессиональной деятельности студента профиля «Адаптивное физическое воспитание» зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформиро- ванности способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию
[4]. Наиболее перспективными являются такие образовательные подходы, которые позволяют организовывать учебный процесс специалистов адаптивного физического воспитания с учётом профессиональной направленности обучения [2].

Важнейшим направлением развития адаптивного физического воспитания является организация практической работы студента, включение их в активную творческую деятельность, обеспечение их участия в исследовательской работе [4]. Исследовательская деятельность является не только звеном учебного процесса, но и даёт максимальный развивающий эффект. Проблемный подход к обучению позволяет сконцентировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. Проблемная ситуация в области проведения занятий по физическому воспитанию максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для её решения. Для достижения успеха в выбранной профессии студентам необходимо научиться выходить из нестандартных ситуаций в практической деятельности, что является целью проблемного обучения [1].

Целью данной статьи является представление факта внедрения проблемного обучения в практику подготовки бакалавров профиля «Адаптивное физическое воспитание». С апреля 2013 года в Волгоградском медицинском колледже № 1 проводится эксперимент по внедрению проблемного подхода и выполнения научноисследовательской работы в процессе проведения занятий по физическому воспитанию со студентками данного образовательного учреждения.

Проблемная ситуация заключается в увеличении заболеваемости студентов средне-специальных учебных заведений (ССУЗах) (38%). Обучение в ССУЗе медицинского профиля характеризуется наличием стрессовых ситуаций, приводящих к предпатологии или к прогрессированию имеющихся нарушений [3], что вызывает необходимость организации занятий в специальных медицинских группах.

Студентки медицинского колледжа, отнесённые по состоянию здоровья к данной группе, вынуждены заниматься на занятиях по физическому воспитанию со студентами основной группы. Занятия строятся без учета индивидуальных особенностей студентов, в частности уровня здоровья, функционального состояния и физической подготовленности. В результате возникает проблема подбора средств, методов, дозирования физических нагрузок по физическому воспитанию, соответствующих индивидуальным возможностям занимающихся.

Данное обстоятельство требует от будущего специалиста творческого подхода к её решению, созданию педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития самостоятельности личности студента как основы её профессионального становления.

В соответствии с этим разработан проблемный подход к активизации исследовательской работы и творческой самостоятельности студента.

Реализация проблемного подхода включает следующие этапы:

1) мониторинг (диагностика уровня здоровья, физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности и работоспособности) исследуемого контингента;

2) интерпретация полученных данных;

3) разделение контингента на контрольную и экспериментальную группы на основе полученных данных;

4) подбор средств и методов физического воспитания, а также нагрузки для исследуемого контингента с учётом уровня здоровья, физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности и работоспособности студенток.

Разработано пять блоков упражнений: первый включает аэробные упражнения умеренной интенсивности (чередование ходьбы и бега); второй - динамические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, третий - упражнения суставной гимнастики, увеличивающие амплитуду движений в суставах, четвёртый - средства, направленные на коррекцию нарушений осанки (упражнения системы К. Ниши), дыхательных нарушений; пятый - упражнения, направленные на развитие равновесия, и расслабляющие упражнения (попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц на выходе, встряхивания, элементы самомассажа, аутотренинга.

Для развития мышечной силы использовался метод динамических усилий, для развития выносливости - повторный и интервальный методы, для развития гибкости - динамические активные и пассивные упражнения, локальный метод, а также для развития координационных способностей используются такие методические приемы, которые направлены на расслабление, равновесие, ритмичности движений);

5) практическая реализация данного подхода (проведение занятий по физическому воспитанию);

- повторная диагностика;

- интерпретация полученных данных;

- формулировка практических рекомендаций и перспективных направлений дальнейших исследований.

Реализация проблемного подхода предполагает единство когнитивной и деятельностно-практической сторон подготовки, «погружение» в педагогические ситуации, поэтапный характер осуществления и профессиональной подготовки. Каждый из этапов, обладая собственными целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками, обеспечивает логику развертывания подхода.

Для успешной реализации исследования студентам необходимы гностические (требования педагогической системы к педагогу как управляемому звену), проектировочные (требования педагогической системы к педагогу в области формирования педагогических задач и планирования), конструктивные (требования педагогической системы к педагогу в области композиционного содержания учебной информации), коммуникативные (требования педагогической системы в области создания для студентов благоприятного социально-психологического климата), организаторские (требования педагогической системы к средствам, формам и методам реализации целей воспитания) умения.

Научно-исследовательская работа является важным фактором при подготовке специалиста, способствующим развитию обладать взглядом на возникающие проблемы, уметь целенаправленно и вдумчиво много работать, что позволит повысить качество образования студентов профиля «Адаптивное физическое воспитание».

Литература

1. Дивинская, Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно-ориентированного подхода: монография / Е.В. Дивинская. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012 - 167 с.
2. Ермилова, Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста: авто- реф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Ермилова. - Волгоград, 2000. - 21 с.
3. Зайченко, В.Н. Педагогические условия формирования творческой самореализации студентов в образовательном процессе вузов физической культуры и спорта /
B. Н. Зайченко // Вестник Волгоградской Академии МВД России. - 2012. - № 4. - С. 159-163.
4. Мандриков, В.Б., Объективная и субъективная оценка нагрузки занятий студентами в специальном учебном отделении / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина, Е.В. Пивоварова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 5 (87). - 2012. -
C. 88-91.
5. Цопанова, Е.И. Формирование творческой самостоятельности студентов как основы их профессионального становления (На примере подготовки товароведов- экспертов в системе университета): автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.И. Цопанова. - Владикавказ, 2004. - 22 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (8) - 2014

________________

Ключевые слова:    проблемное обучение, подход, студенты, научно-исследовательская работа, творческое саморазвитие.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.10.2015)
Просмотров: 228 | Теги: студенты, Подход, проблемное обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016