Суббота, 21.10.2017, 05:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

А.В.Гугелев, доктор экономических наук, профессор, А.А.Семченко

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В научной статье рассмотрены проблемы лицензирования в области машиностроения. Наглядно показано, что они находятся под влиянием не только государственной политики, но и напрямую зависят от мировых политических и экономических проблем. Рассмотрение проблем лицензирования в сфере машиностроения и действующего в Российской Федерации законодательства в данной сфере, подвел к выводу, что несмотря на детально прописанную процедуру получения лицензии на данные виды деятельности, точности и конкретности требует проработка проблемы налогового и бухгалтерского учета, актуальна проблема подтверждения лицензии и сертификации в данной сфере.

Ключевые слова: лицензирование, машиностроение, стандартизация, эффективность.

 

Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время в условиях сложной мировой политической и экономической ситуации остро встали вопросы модернизации российской экономики, для реализации которой необходимы: улучшение инвестиционного климата в стране, активизация развития инновационного сектора, ограничение поддержки неэффективных предприятий. Очень важным является повышение качества работы государственных институтов и эффективности государственных расходов, уменьшение присутствия государства во всей рыночной экономике. По нашему мнению, одним из условий реализации поставленных целей является эффективная организация процесса лицензирования в сфере машиностроения как основа обеспечения функционирования важнейших для государства направлений развития экономики, в частности, производственной сферы.

Лицензирование являет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, поскольку ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Российские исследователи часто обращаются к опыту зарубежных стран, где институт лицензирования уже давно сформировался. Исследование истории законодательства более развитых в этой сфере стран и анализ практики применения лицензирования способствуют формированию более точного представления о подходах к законодательной политике, возможных в сфере лицензирования и прогноза последствий принятия того или иного решения.

В качестве примера страны с богатым опытом в сфере лицензирования можно привести США и европейские страны, поскольку именно там накоплен большой опыт правового регулирования лицензионной деятельности, представляющий огромный интерес для отечественных специалистов. Основными задачами исследования являются рассмотрение подходов к лицензированию в России, выявление сходств и различий рассмотренных зарубежных систем.

На данный момент, согласно законодательству, лицензируемый вид деятельности - это тот, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Соискателем лицензии может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, лицензиатом - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением субъектами хозяйствования отдельных видов деятельности [1].

Наиболее важными принципами эффективности процессов лицензирования в части машиностроения, по нашему мнению, являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 49), «отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)» [7].

В России все вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в ст. 17 которого перечислены виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию. Поскольку целью данной статьи является ознакомление читателя с таким видом промышленного производства, как машиностроение и металлообработка, то, естественно, нас интересуют виды деятельности, относящиеся именно к этой отрасли промышленности. Ст. 17 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит требование о наличии лицензии в отношении некоторых видов деятельности, относящихся к машиностроению. Так, например, требуется получить лицензию при разработке, производстве, ремонте и испытаниях авиационной техники.

При прохождении процедуры лицензирования хозяйствующему субъекту приходится нести определенные расходы, поскольку лицензирование осуществляется только на платной основе. При проведении лицензирования видов деятельности каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать как за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, так и за ее предоставление государственную пошлину. В соответствии с п. 71 ст. 333.33 НК РФ, размер государственной пошлины составляет:

а) за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;

б) за предоставление лицензии - 1 000 руб.;

в) за переоформление подтверждающего наличие лицензии, документа - 100 руб.

Вместе с тем только лицензированием требования государства к той или иной сфере бизнеса не ограничиваются. Некоторые виды продукции промышленного производства подлежат процедуре обязательной сертификации. Перечни продукции, в отношении которых предусмотрены процедуры обязательной сертификации, установлены еще Госстандартом РФ 30 июля 2002 г. № 64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация».

Согласно этому документу, в отношении машиностроительного комплекса обязательной сертификации подлежит значительное количество продукции как промышленно-технического назначения, так и товаров, предназначенных для бытовых нужд граждан. Особенно это актуально при межотраслевом использовании продукции [4].

Процедура сертификации продукции не бесплатная, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 23 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» все работы, связанные с обязательной сертификацией, подлежат оплате заявителем. Однако при произведении таких расходов, организация в счетах бухгалтерского и налогового учета не всегда отражает их правильно. В системе бухгалтерского учета организаций машиностроения или металлообработки расходы по обязательной сертификации собственной продукции, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», представляют как расходы по обычным видам деятельности [3]. В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», они признаются тем отчетным периодом, в котором организация их осуществляла вне зависимости от сроков фактической выплаты денежных средств.

Существует и другой бухгалтерский документ, на который организация в данном случае должна обратить серьезное внимание. Речь идет о п. 65 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в котором указывается, что «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом равномерно, пропорционально объему продукции организации в течение периодов, к которым они относятся».

Сертификаты соответствия на продукцию предприятий выдаются на конечный срок, определяемый в соответствующем техническом регламенте. Поскольку срок действия сертификата соответствия более одного месяца, то и расходы на проведение сертификации следует первоначально отражать в составе расходов будущего периода. Стоимость сертификации на затратные счета организации целесообразно списывать равномерно, пропорционально объемам выпуска продукции или постепенно в течение всего срока действия сертификата [3].

Как известно, в машиностроении фонды государственных стандартов устанавливают все группы стандартов: на параметры, технические требования к конкретным видам продукции, терминологические. Требования к машиностроительной продукции устанавливают стандарты рядов общетехнических систем, стандартов безопасности труда, норм взаимозаменяемости, надежности [5].

Примером всестороннего и полного охвата машиностроительной продукции требованиями стандартов может служить такой ее вид, как стандарты на металло- и деревообрабатывающее оборудование, слесарно-монтажный, лезвийный, абразивный или алмазный инструмент, технологическую оснастку.

Россия в настоящее время является активным членом практически во всех технических комитетах ISO, связанных с продукцией машиностроения. Степень гармонизации национальных стандартов с аналогичными международными для продукции машиностроения составляет в среднем около 60 %, а по отдельным видам до 75 %. Степень гармонизации стандартов по отдельным видам машиностроения составляет: в автомобильной промышленности - 100 %, в станкоинструментальной промышленности - 74 %, в сельскохозяйственном машиностроении - 61 %, в электротехнике - 35 %, в приборостроении - 67 %. Авторы стоят на позиции, что гармонизация должна проводиться с учетом потребности отечественной промышленности и национальных условий эксплуатации машин и механизмов [6]. Таким образом, рассматривая проблемы лицензирования в сфере машиностроения и действующее в Российской Федерации законодательство в данной сфере, можно прийти к выводу, что несмотря на детально прописанную процедуру получения лицензии на данные виды деятельности, точности и конкретности требует проработка проблемы налогового и бухгалтерского учета, проблема подтверждения лицензии и сертификации в данной сфере, в то время как вопрос стандартизации уже прописан в законе Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [2]. В тоже время дальнейшими направлениями научного исследования, по нашему мнению, могут выступать перспективные траектории лицензирования машиностроения в рамках дорожной карты, что должно быть подкреплено серьезной законодательной проработкой и системным анализом.

 
Библиографический список (References)

1. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебное пособие / А.В. Гугелев. Москва, 2008.
Gugelev A.V. (2008) Standartizatsiya, metrologiya i sertifikatsiya : ucheb. posobiye [Standardization, Metrology and Certification: textbook]. Moscow.
2. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://rg.ru/2015/07/03/standart-dok.html.
Federal'nyy zakon ot 29 iyunya 2015 g. № 162-FZ «O standartizatsii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law ofJune 29, 2015 № 162-Federal Law "On Standardization in the Russian Federation"]. URL: http://rg.ru/2015/07/03/ standart-dok.html.
3. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
Bushuyev A.N., Gugelev A.V. (2014) Primeneniye ISO/IEC 17021:2011 pri sertifikatsii korporativnykh standartov [Application of ISO / IEC 17021: 2011 standards for certification of corporate guidelines] // Vestnik Sarato- vskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 2 (51). 38-42 p.
4. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субйектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.

Gugelev A.V., Yashin N.S. (2004) Konkurentosposobnost' sub'yektov khozyaystvovaniya: problemy obe- specheniya i metody regulirovaniya [Competitiveness of business entities: How to achieve and manage] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 7. 36-41 p.
5. Глаголев С.Н., Гугелев А.В. Эволюция стандартов в сфере менеджмента качества Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1. С. 30-32.
Glagolev S.N., Gugelev A.V. (2009) Evolyutsiya standartov v sfere menedzhmenta kachestva [Evolution of quality management standards] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo univer- siteta. № 1. 30-32 p.
6. Гугелев А.В. Практика формирования системы менеджмента качества в наукоемком производстве с учетом паритета интересов / Федер. агентство по образованию, Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. Саратов. 2005.
Gugelev A.V. (2005) Praktika formirovaniya sistemy menedzhmenta kachestva v naukoyemkom proizvodstve s uchetom pariteta interesov [Practical Issues of Developing a Quality Management System in High-Tech Production Taking into Account the Interests of Parity]. Saratov.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5i42/.
Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Civil Code of the Russian Federation]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5i42.

"Информационная безопасность регионов" № 3(24) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (19.06.2017)
Просмотров: 54 | Теги: лицензирование, машиностроение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь