Пятница, 20.07.2018, 06:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Т.С. Новикова, канд. филол. наук

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. Проблемное обучение - один из методов обучения, который может быть эффективно использован на практических занятиях по иностранному языку. Автор статьи анализирует термин «проблемное обучение», его значение, суть и специфику. Обучение иностранному языку с использованием проблемных речевых ситуаций побуждает студентов активизировать их умственную деятельность, способствует повышению мотивации к обучению и, как следствие, получению более высоких результатов. Проблемное обучение помогает сформировать коммуникативную компетенцию, а также развивать общекультурную компетенцию у обучающихся.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемные речевые ситуации, коммуникативный метод, иностранные языки.

 

Понятие «проблемное обучение» все чаще используется в специальной литературе по педагогике и понимается в двух основных значениях: как особая самостоятельная дидактическая система и как один из методов обучения.

В данной статье мы остановимся на втором значении, так как именно оно используется на занятиях по иностранному языку. В процессе обучения английскому языку огромное значение имеют репродуктивные виды деятельности, связанные с выполнением упражнений, запоминанием грамматических форм и конструкций, т.е. заданий, направленных на формирование языковой компетенции у учащихся.

Проблемное обучение как метод обучения иностранному языку становится особенно актуальным, поскольку студенты, как правило, имеют предельно малый опыт общения на иностранном языке, а следовательно, и низкую мотивацию для его изучения.

Роли проблемного обучения при усвоении готовых знаний посвящено множество педагогических, психологических и методических работ, однако мало кто из ученых рассматривает проблемное обучение в качестве метода по овладению и отработке практических умений, а именно навыков речевой деятельности на практических занятиях по английскому языку. Проблемное обучение, на наш взгляд, способствует не только формированию языковой компетенции у студентов, но и развитию творческих способностей, нестандартного мышления, умения продуктивно мыслить в ситуации, приближенной к реальной. Приемы, которые мы описываем в этой статье, активно применяются на практических занятиях по английскому языку, мотивируя студентов на обучение, на скорейшее освоение языка, чего особенно трудно добиться в неязыковых вузах.

В качестве главной цели обучения в концепции дисциплины «иностранный язык» выделена коммуникативная цель. Учебный процесс приобретает коммуникативную направленность, которая заключается в том, что путь к достижению этой цели лежит через общение, следовательно, эту цель необходимо рассматривать как интегративную. И здесь проблемное обучение станет верным помощником, тем средством, используя которое, преподаватель побуждает студентов к освоению нового через решение творческих задач, через коммуникацию друг с другом, через взаимодействие, дающее толчок к развитию, формированию и становлению языковой компетенции.

Еще в 70-х гг. XX в. М.И. Махмутов определил проблемное обучение как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность с усвоением учащимися готовых выводов науки, система методов, построенная с учетом целеполагания и проблематичности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческих) способностей» .

Психологический аспект проблемного обучения состоит в том, что эта методика тесно связана с мышлением и работает согласно закономерностям мыслительных процессов. Как психологический базис проблемного обучения часто используется следующая цитата С.Л. Рубинштейна: «мышление начинается с проблемной ситуации» . Это замечательное высказывание исследователя говорит о том, что мышление не сводится к какой-либо сумме знаний, которыми человек уже владеет, ни к его действиям, которые уже стали его навыками, а мышление, точнее его функция, заключается в том, что оно служит для открытия нового: знаний, способов действия и пр. А проблемность является основой познания, следовательно, мышление берет свое начало в проблемности познания.

Таким образом проблемное обучение, на наш взгляд, является оптимальным способом активизации речемыслительной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку, позволяя реализовать основные принципы коммуникативного метода обучения (принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативно- сти и др.).

Предварительная постановка задач, вызывающих проблемные ситуации - основное условие, обеспечивающее развитие мышления и управление обучением. Проблемную ситуацию мы рассматриваем как интеллектуальное затруднение, которое возникает в случае, когда человек не знает, как объяснить возникшее явление или факт, не может достичь цели известными ему способами. Так, например, М.И. Мах- мутов пишет о том, что «создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обуче- ния» . В нашей статье мы рассматриваем проблемную ситуацию как средство реализации метода эвристических заданий (в отношении практики овладения иностранным языком). Проблемная ситуация является здесь разновидностью речевой ситуации, решение которой сводится к нескольким основным этапам:
1) постановка проблемной задачи;
2) определение неизвестного, которое надо найти;
3) процесс решения;
4) полученные в результате решения выводы.

В проблемной ситуации поставленная задача ориентирует студентов на получение новой информации, возбуждает их интерес, повышает мотивацию к обучению. Например, в ходе изучения темы In an office (в офисе), студентам предлагается решить проблему организации офисного пространства для работников таким образом, чтобы были учтены их просьбы и характер работы. Студентам на выбор предлагается несколько вариантов офисных помещений (больших и маленьких, в центре и за городом и пр.), где, используя арсенал имеющихся средств (лексических, грамматических, навыков диалогической речи и др.), они должны предложить оптимальное решение для каждой конкретной ситуации.

Способы создания проблемных ситуаций могут быть выведены на основе данных о структуре этой ситуации. Здесь речь идет о двух способах создания таких ситуаций:
1) по данной ситуации студенты решают задачу и делают вывод;
2) по конечному результату студенты пытаются восстановить исходную ситуацию.

Оба способа могут с успехом применяться на практических занятиях по иностранному языку. В первой ситуации часто дается начало, и студентам предлагается развить ситуацию далее и сделать вывод.

Наиболее ярким примером второй ситуации могут служить сюжеты детективных романов, где сначала мы видим результат, а потом шаг за шагом идем назад к разгадке. Например, раскройте преступления, зная обстоятельства, при которых оно было совершено, имея свидетелей. Студенту предлагается сыграть роль детектива, опрашивая свидетелей, анализируя обстоятельства, выстраивая цепочку событий.

Важным вопросом, с точки зрения методики, является вопрос о способах решения проблемных ситуаций. Здесь мы можем обратиться к моделированию. В этом контексте особую важность приобретает выбор специфической модели. Приведем пример. В ходе изучения темы Professions (Профессии) студенты получают карточки с названием профессии. Они должны описать несколькими предложениями, что они делают. Остальные должны угадать профессию. Либо они получают карточку-визитку известного всем человека. Используя в своем рассказе основные сведения его биографии, они дают одну-две подсказки группе, которая должна угадать о ком идет речь. Иногда, чтобы разгадать загадку, студенты могут задавать дополнительные вопросы, чтобы, опираясь на полученную информацию, разгадать неизвестное. Либо это может быть и индивидуальное задание, где студент получает несколько карточек, содержащих конец одного предложения и начало следующего. Задача студента состоит в том, чтобы собрав этот пазл получить связных рассказ, который может быть озвучен остальным. Это же можно делать и на заданное время .

Решение многих загадок требует от студентов самостоятельности мышления, использование таких приемов, как анализ и обобщение информации, сравнение, построение логических выводов.

В проблемной ситуации можно использовать экстралингвистические знания о факте, объекте, явлении. Это позволяет выйти из ролевой игры и организовать речевое общение на основе реальных, а не предполагаемых отношений.

В процессе решения проблемы становится необходимой речевая коммуникация, в ходе возникновения у участников гипотез. Подготовка участников проблемной речевой ситуации заключается в том,
чтобы обеспечить необходимую информированность по обсуждаемой теме, где у каждого в споре может быть своя позиция.

Решение проблемной ситуации, как мы уже обозначили, начинается с фиксирования искомого неизвестного. Дальнейший поиск строится на выборе / отборе, пересмотре имеющихся вариантов, что наталкивает студентов на новую идею. Используя аргументы, контраргументы, вопросы, подсказки, студенты предлагают возможные либо альтернативные пути решения проблемы. Иногда наряду с имеющимися в арсенале студентов речевыми единицами могут использоваться дополнительные, выходящие за пределы рабочей программы. В ходе обучения целесообразно использовать наглядность.

Обращаясь к способам активизации общения на иностранном языке, приданию речевой деятельности поискового характера, следует особо выделить такой тип проблемных заданий, как коммуникативно- поисковые задачи. Этот тип особенно важен на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах. Основной целью данных упражнений является формирование у студентов как знаний об изучаемых языковых единицах, так и умений их использовать в процессе коммуникации.

Например, студенту предлагается следующая схема построения диалога с коллегой по работе.

 

Можно предлагать студентам разнообразные схемы, в том числе незаконченные, для того, чтобы они сами продолжили и завершили диалог.
Подводя итог, можно отметить, что проблемный метод обучения иностранному языку доказывает свою эффективность и необходимость в условиях обучения студентов неязыковых специальностей. Если последовательно с периодичностью использовать хотя бы отдельные приемы проблемного обучения, то преподавателю удастся не только повысить результаты обучения по сравнению с традиционными методами, но и заинтересовать студентов, активизировать их умственную деятельность, создать мотивацию к быстрому и эффективному освоению иностранного языка.

Библиографический список

1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1972.
2. Новикова Т.С., Сычева Е.М. Кейс-метод как средство формирования языковых и общекультурных компетенций современного специалиста. Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 130 ноября 2013 г. - М: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014.
3. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3.
Вестник Международного юридического института

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института"  № 4 (63) 2017

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.07.2018)
Просмотров: 12 | Теги: иностранные языки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь