Понедельник, 18.11.2019, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ

Ю.А.Сарайкина,

ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ

Приступая к рассмотрению проблемы ресоциализации людей с ограниченными возможностями здоровья, нужно уточнить, что в нашем понимании означает ресоциализация. Слово «ресоциализация» состоит из двух частей: социализации - процесса усвоения личностью знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу [1] и приставки re, что в переводе обозначает повторное, возобновляемое действие.

Впервые термин «ресоциализация» был введён в действие американскими учёными А. Кеннеди и Д. Кербером как процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду.

Ресоциализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, которые не были освоены или недостаточно освоены ранее, или обновляются на новой стадии общественного развития. В этом случае ресоциализация может затронуть любого человека, поскольку развитие человека на протяжении всей жизни в обществе происходит не только восходящим образом. Для нормального функционирования человека в обществе могут потребоваться знания и навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом этапе жизни.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности: от занятий с учащимися по обучению их неиспользованным знаниям и навыкам, до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле, повторная социализация включает в себя усвоение индивидом ценностей и норм, которые радикально отличаются от тех, которые он ранее освоил. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности [2, с. 161].

Разрабатывая подходы к изучению ресоциализации личности в социологии, А. Коэн (1955) обосновывает концепцию влияния субкультур на возникновение различных социальных групп и ценностных ориентаций антисоциальных объединений.

По мнению английского социолога Энтони Гидденса, ресоциализа- ция - это процесс исследования новых ролей, ценностей и знаний на каждом этапе жизни. Таким образом, это явление определяет усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, неправильно усвоенных, устаревших или вследствие перехода в фундаментально разные социальные условия [3].

Австралийский социолог Питер Бергер и немецкий социолог Томас Лукман отмечали, что крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается с одного мира на другой», включая такие ситуации, как обретение нового вероисповедания, длительная госпитализация, эмиграция, входит сюда и инвалидность [4, с. 8].

Процессы ресоциализации в этом случае понимают первичную социализацию, поскольку они должны радикально переставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социальной основы, опосредованной для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но она всегда отличается от неё тем, что она построена на основе первичной интернализации. Это интерпретирует настоящее в последовательной связи с прошлым. Ресоциа- лизация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается чтобы соответствовать нынешней реальности [там же].

Американский социолог Нейл Смелзер определяется одной из форм ресоциализации психотерапию, под воздействием которой люди пытаются справиться со своими конфликтами и изменить своё поведение на основе этого понимания.
С точки зрения теории идентичности, ресоциализация предполагает приобретение новой социальной идентичности или укреплению восстановленной реальности, достигнутой ранее в новых социальных условиях.

По мнению Е. Г. Багреевой, И. И. Саламатиной, A. M. Шевченко, процесс ресоциализации предполагает разрушение итогов социализации в субкультуре, последующую адаптацию и вторичную социализацию в обществе.

В частности, социолог A. M. Шевченко рассматривает ресоциализа- цию как процесса, в который вовлечены все члены общества, как «корректировку, фактически повторное проведение многих элементов процесса социализации уже зрелых индивидов в новых общественных условиях [5, с. 93]. В тоже время наблюдается закономерность, которая является компонентом процесса ресоциализации по своему смыслу обратно составляющим социокультурного кризиса и состоят в необходимости: восстановления индивидуальной и групповой социальной идентичности; поиска новой идеологии; восстановления целостности нормативно- ценностной системы; определения культурной ориентации; адаптации образа жизни к новым социально-экономическим условиям.

С 1960-х годов теория ресоциализации активно развивалась в отечественных научных исследованиях, в которых эта концепция интерпретировалась как сознательное и кардинальное изменение поведенческих стратегий человека в кризисных ситуациях. Отечественные исследователи, обобщая зарубежные исследования по ресоциализации, утверждают, что для зарубежной науки, которая изучает асоциальные группы несовершеннолетних и их ресоциализацию, существует множество методологических подходов, вариативность направлений и авторских школ, которые используют оригинальные методы и инструменты исследования.

Мацукевич О. Ю. доктор педагогических наук, полагает, что в самом общем определении ресоциализация - это особое явление современной жизни, позволяющий человеку изменять свою социальную сущность, идеалы и ценности в соответствии с требованиями меняющегося мира. Значимая интерпретация понятия «ресоциализация личности» обусловлена двумя линиями анализа, связывающими его с «адаптацией» или с «социализацией».

Психолого-педагогическое развитие понятия «ресоциализация» тесно связано с родовым понятием «социализация». На основе тщательного анализа различных теорий социализации, в том числе представленных в фундаментальных работах Б. Г. Ананьева Л. С. Выготский, К. К. Платонов С. Л. Рубинштейна и их последователи пришли к выводу, что педагогическое изучение ресоциализации личности должно быть связано с пониманием этого процесса как одной из разновидностей относительно социально контролируемой социализации [6, с. 43].

Российский учёный в области педагогики А. В. Мудрик подчёркивает, что на сегодняшний день существует довольно большое количество концепций социализации, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии и педагогики. Он называет, в частности, концепции

Дж. К. Коулмена, У. М. Уэнтворта, И. Таллмена, У. Бронфенбреннера, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, В. С. Мухиной и делает вывод о том, что большой объем данных об этом явлении, накопленный в мировой и отечественной науке, даёт пищу для размышлений и свидетельствует о том, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и в той или иной степени не соответствуют и противоречат друг другу, приводят к десоциализации.

В процессе социализации как педагогического феномена решаются три группы задач: природно-культурная, социокультурная и социально- психологическая. Более того, если какай-либо из них остаётся нерешённой на определённой возрастной стадии, то это либо задерживает развитие человека, его социальное взросление ребёнка, делает его неполным или ведёт к немотивированным действиям и решениям, к дефектам социализации. В связи с этим особое значение приобрело понятие «ресоциализация» - изменение неадекватных ценностей, норм и установок человека в соответствии с новыми социальными условиями и предписаниями.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, содействии в преобразовании норм и правил поведения, которые ранее были для них общими, активное их включение в жизнь социума.

Она рассматривается как перестройка личности, изменение, восстановление социальных связей, ценностных ориентаций, норм в процессе коррекционного воспитания и перевоспитания. Она проявляется изменениями в сегментах: отношение к себе и отношение с самим с собой, отношение к миру и отношения с миром.

Содержание ресоциализации будет подразумевать целенаправленные педагогические действия по восстановлению утраченных или невостребованных норм, моделей социально одобренного поведения и способов их реализации, ценностных отношений, обеспечивающих его позитивное функционирование в обществе в структуре социального опыта людей с ограниченными возможностями [7].

Можно сделать вывод, что процесс ресоциализации людей с ограниченными возможностями предполагает переориентацию их асоциального или недостаточно сформированного жизненного опыта в позитивном направлении, формирование профессиональных намерений, ценностно- нормативных идей и соответствующих навыков социального поведения, изменение социальный статус в обществе, развитие самостоятельности и ответственности, способность к саморегуляции своего поведения с точки зрения общечеловеческих этических норм и ценностей, восстановление, установление позитивных социальных контактов.

В настоящее время процесс ресоциализации людей с ограниченными возможностями является предметом исследования специалистов многих отраслей научных знаний. Психологи, философы, социологи, педагоги раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, стадии и этапы, факторы ресоциализации.

Список литературы

1. Москвин А. Ю. Большой словарь иностранных слов. Москва, 2007. 621 с.
2. Перинская Н. А. Ресоциализация // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. №4. С. 161-162.
3. Гидденс Э. Социология. 2-е изд. Москва : URSS, 2005. 632 с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. Москва, Медиум, 2006. 321 с.
5. Шевченко А. М. Социокультурная обусловленность ресоциализа- ции дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений : автореф. дис. ... д-р соц. наук: 22.00.06. Ростов-на-Дону, 2004. 25 с.
6. Мацукевич О. Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов : дис. ... д-р пед. наук : 13.00.05. Москва, 2014. 405 с.
7. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения. Москва, 2010. 402 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (28.10.2019)
Просмотров: 26 | Теги: ресоциализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь