Вторник, 06.12.2016, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛЮ И ИНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

О.Ю.Слепцова, Д.Ю.Рахто

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ЗЕМЛЮ И ИНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В России продолжает формироваться законодательство о коренных малочисленных народах. Правовое регулирование вопросов пользования природными ресурсами и землей является одним из приоритетных направлений его совершенствования.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, исконная среда обитания и традиционного природопользования, ресурсы.

Необходимым условием для сохранения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов является доступ к природным ресурсам. Интенсивное освоение природных богатств Севера ведет к тому, что коренное население оттесняется с территорий его исконного обитания и традиционной хозяйственной деятельности; усиливается негативное воздействие на окружающую среду добывающих и перерабатывающих предприятий, что подрывает экономические основы жизни коренных малочисленных народов. В силу этого вопрос о территориях традиционного природопользования и правах коренных народов на природные ресурсы приобретает особую актуальность.

На наш взгляд, в российском законодательстве прослеживается определенная непоследовательность в формировании правовой базы, обеспечивающей реализацию права коренных малочисленных народов на землю и иные природные ресурсы.

С одной стороны, в соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации отечественное законодательство предусматривает приоритетный доступ КМНС к природным ресурсам. В частности, в законе о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации закреплено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми [5].

Земельный кодекс предусматривает установление особого правового режима использования земель различных категорий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей (п. 3 ст. 7), а также возможность использования земель сельскохозяйственного назначения общинами КМНС для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 78, 82) [2]. Отметим, что кодекс не содержит указания на безвозмездный характер использования земель, что не согласуется с нормами закона о гарантиях прав КМНС. Не предусмотрена возможность лицам, относящимся к КМНС, получать земельные участки в пожизненное наследуемое владение.

Использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования закреплено в качестве одного из основных принципов водного законодательства (ст. 3 Водного кодекса) [4].

В Лесном кодексе закреплены нормы об обеспечении защиты исконной среды обитания в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (ст. 48), и о праве бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд (п. 2 ст. 30) [3].

Подобные нормы предусмотрены и в других актах природно-ресурсного направления.

Принятая в 2009 г. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос
сийской Федерации как одну из основных задач, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, определила сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования [7]. Согласно Концепции реализация этой задачи должна предусматривать установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования, обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков.

Немаловажно то, что в основу Концепции был положен принцип признания значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Безусловно, сегодня в субъектах Федерации существует положительный опыт реализации этих норм и принципов: выделяются угодья для родовых общин, промысловые участки, приняты законы об оленеводстве и т. п. Разработана методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям КМНС в результате хозяйственной и иной деятельности организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Есть опыт заключения соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности между объединениями КМНС и субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территориях их исконного обитания и традиционной хозяйственной деятельности.

Однако этих мер недостаточно. Важной предпосылкой реализации прав коренных малочисленных народов на землю и иные природные ресурсы в управлении является образование территорий традиционного природопользования как особо охраняемых.

По мнению Е.В. Жуковой, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов выполняют двойную функцию: с одной стороны, являются гарантией реализации и формой защиты права коренных малочисленных народов на традиционный образ жизни и исконную среду обитания, с другой - обеспечивают сохранность ландшафтов и природных комплексов от антропогенного воздействия [8, с. 134].

Принятый в 2001 г. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» фактически не работает в силу отсутствия подзаконного акта. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов предусматривала в 2009-2011 гг. осуществление комплекса мер по совершенствованию законодательства, в том числе внесение изменений в данный закон [6], но по сию пору порядок отнесения территорий к данной категории правительством не определен.

Реализация прав коренных малочисленных народов на землю и иные природные ресурсы связана также с возможностью участвовать в управлении территориями, контролировать их использование хозяйствующими субъектами. Это право закреплено в международных актах. Конвенция МОТ № 169 устанавливает, что в случае сохранения государственной собственности на ресурсы, «относящиеся к землям», должны быть предусмотрены консультации с соответствующими народами [1].

Проведение консультаций с малочисленными народами Севера до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности предусмотрено Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов, но данная норма носит скорее декларативный характер, поскольку не выработаны действенные механизмы контроля.

Таким образом, противоречия и пробельность законодательства значительно затрудняют реализацию прав КМНС в сфере пользования исконными землями и иными природными ресурсами, что обусловливает необходимость его совершенствования.

Библиографический список

1. Конвенция Международной организации труда № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Женева, 27 июня 1989 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. - Женева : Международное бюро труда, 1991. - Т. 2. - С. 2193-2207.
2. Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.
5. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.
6. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 20. - Ст. 1972.
7. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 876.
8. Жукова Е.В. Право на традиционное природопользование: его место в системе прав коренных малочисленных народов и проблемы реализации / Е.В. Жукова // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2010. - № 1. - С. 133-137.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 23

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (12.04.2016)
Просмотров: 215 | Теги: МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ, КОРЕННЫЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016