Пятница, 09.12.2016, 16:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

ПРОБЛЕМА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА

Н.Н.Бахтина, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

ПРОБЛЕМА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА

Посвящена проблеме персонализации субъекта труда. В психологии под персонализацией понимается сложный и многоаспектный процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизненном пространстве других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Автор рассматривает данный процесс в контексте социального пространства субъекта труда и временных отношений со значимыми другими.

Ключевые слова: персонализация, субъект труда, социальное пространство, время в психологии. 

 

В современной отечественной психологии субъект понимается как источник активности, связанной с особенностями деятельности людей [1]. До недавнего времени важнейшие характеристики субъекта как личности пытались усмотреть в наборе имманентных качеств индивида [9]. В работах В.А. Петровского предлагается искать данные характеристики не только в самом субъекте, но и в других людях, то есть появляется возможность интерпретации личности с новых позиций - идеальной представленности индивида в других людях, его персонализации [6].

Персонализация связана с действенными преобразованиями интеллектуальной и аффективной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Субъекта характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.) [7]. В.А. Петровский считает, что единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, поскольку именно посредство свой деятельности человек продолжает себя в других людях, «транслирует» другим свою индивидуальность [6]. Субъект труда реализует профессиональную деятельность, ее психологические особенности, специфика, содержание изучается психологией труда. Необходимо помнить, что она включена в широкий социально-экономический контекст, и ее реализация связана с пространством других внепрофессиональных деятельностей, осуществляемых субъектом. Очевидно, что набор этих деятельностей достаточно велик и связан с другими людьми, в жизнедеятельности которых субъект представлен, то есть персонализирован.

Персонализация субъекта - это сложный и многоаспектный процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизненном пространстве других людей и может выступать в общественной жизни как личность [6].
В.А. Петровский идею пресонализации связывал с представлением Л.С. Выготского об интериоризации социальных отношений, «через других мы становимся сами собой» [4, с. 196]. Для В. А. Петровского «конкретно охарактеризовать личность - это значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) в другом индивиде, но и как он и в ком именно состоит в качестве этого «другого», как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение» [6, с. 344]. Следовательно, субъекта труда нельзя рассматривать вне контекста пространства социальных связей и отношений, в которые он включен.

В психологии существует понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.С. Выготским, в качестве единицы анализа динамики развития ребенка. Социальная ситуация развития представляет собой специфическую для каждого возрастного периода систему отношений субъекта в социальной действительности, которая отражается в его переживаниях и реализуется в совместной деятельности с другими людьми [3]. Идея Л.С. Выготского о социальной ситуации развития представляется интересной с точки зрения разработки понятия социального пространства как пространства профессиональной деятельности, а также социальных связей и отношений, в которые субъект труда включен в процессе свой жизнедеятельности.

Персонализация субъекта труда осуществляется в его социальном пространстве. Социальное пространство субъекта труда включает в себя, во-первых, собственно профессиональное социальное пространство, это пространство совместной деятельности субъекта и его коллег, а также пространство специфических ситуаций труда, куда включен субъект и на основе анализа которых производится изучение деятельности профессионала. То есть, как правило, эти социальные связи и отношения ограничиваются кругом выполняемых субъектом профессиональных задач. Во-вторых, личное социальное пространство, семейное и пространство значимых других, внепрофессио- нальное пространство. Данное пространство непосредственно не включено в профессиональную деятельность субъекта, но оказывает мощное влияние на ее реализацию [2].

Особый интерес представляет процесс персонализации субъектов труда, работающих в различных временных режимах. Разрабатывая проблему организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, О.А. Гаранина вводит понятие «социальный десинхроноз, который переживается специалистами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласовании времени жизни самого специалиста со временем жизни других людей (значимых других), работающих в обычном графике («внешний» десинхроноз)» [4]. Очевидно, что социальным десинхронозом не ограничиваются психологические проблемы субъекта труда с «необычным» (сменным, сезонным, вахтовым, экспедиционным) графиком работы. В условиях современного производства могут возникнуть трудности персонализации субъекта, связанные с временной организацией его деятельности.

Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально- психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществить социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует [7].

Осуществляя трудовую деятельность в «необычном» временном графике, субъекту приходится договариваться со значимыми другими о том, как осуществлять общение и совместную деятельность не только в одном пространстве, но и в одном времени, синхронизировать свое время труда и отдыха. В противном случае высока вероятность деперсонализации, то есть выраженной в определенной степени объективной утраты возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей. Деперсонализация может произойти и в том случае, если средства для персонализации недостаточно эффективны.

В настоящее время проводятся исследования, посвященные специфике образа мира и образа жизни специалиста, работающего вахтовым, сезонным и экспедиционным методом, то есть в «необычном» временном режиме [8]. В.П. Серкин отмечает, что такие виды профессиональной деятельности отражаются на образе жизни семьи и семейных отношениях, что наиболее ярко проявляется в нарушении функций семьи - первичного социального контроля, формирования культурных и социальных навыков, хозяйственно-бытовой - удовлетворения потребности в любви, психотерапевтической, социальной ответственности, воспитательной, сексуально-эротической, защитной [8]. С точки зрения персонализации субъекта труда, нарушение реализации семейных функций, означает потерю той значимости, референтности и привлекательности, то есть представленности субъекта в жизнедеятельности значимых других, с чем, вероятно, и связаны психологические проблемы, возникающие у субъекта и окружающих его людей.

Таким образом, субъект, выпадая из времени и пространства отношений со значимыми другими, не обладая достаточным разнообразием средств персонализации, оказывается не представленным не только налично и интериоризованно в жизнедеятельности других. Данный факт выражается в том, что семьи и значимые другие, научаясь жить без субъекта, отстраняются от него психологически, то есть не переживают присутствие субъекта в значимых для них ситуациях, его возможность внести что-то личное и тем самым произвести изменения в их системах отношений к миру. Следовательно, не остается даже факта отраженной субъектности, который, как правило, говорит о персонализации субъекта в жизнедеятельности других.

Временная синхронизация - сложная психологическая проблема, не только для специалистов, которые работают пространственно далеко от проживания семьи, но и для тех, кто работает, казалось бы, в одном пространстве, например, в городе, но в различных временных графиках. Таким образом, время может оказаться тем ключевым моментом, который оказывает существенное влияние на персонализацию субъекта.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии // Психол. журнал. - 1980. - № 4. - С. 11-27.
2. Бахтина Н.Н. Профессиональное время субъекта как основание для психологической классификации профессий // Вестн. Сев.-Вост. гос. ун-та. - Вып. 10. - Магадан : Изд. СВГУ, 2008. - С. 68-71.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: собр. соч. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - 396 с.
5. Гаранина О.А. Организация времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика // Ученые записки каф. психол. Сев. междунар. ун-та / под ред. В.П. Серкина. - Магадан : Кордис, 2007. - Вып. 6. - С. 27-39.
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д, 1996. - 512 с.
7. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
8. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни специалистов, работающих сменным, вахтовым, сезонным и экспедиционным методами // Университеты России в диалоге со Временем: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Магадан, 23-24 нояб. 2010 г). - Магадан : Изд-во СВГУ, 2011. - С.127-129.
9. David G. Myers Psychology. - N. Y., Copyright 1992. - 723 p.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (17.10.2016)
Просмотров: 36 | Теги: персонализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016