Пятница, 20.10.2017, 11:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМА ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

И.А.Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, В.В.Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, Е.Ю.Барабанкина. Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

ПРОБЛЕМА ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена проблеме отбора высокоодаренных детей для занятий легкой атлетикой. В статье анализируется проблемная ситуация, связанная с относительно поздними нормативными рамками набора детей в группы предварительной подготовки. Авторами проведен анализ комплекса факторов, влияющих на эффективность процесса спортивного отбора в легкой атлетике, рассмотрены перспективные направления совершенствования системы отбора на начальных этапах многолетней подготовки легкоатлетов.

Ключевые слова: легкая атлетика; спортивный отбор; юные спортсмены; многолетняя подготовка спортсменов.

 

Введение. Достижение уровня соревновательной результативности, позволяющего конкурировать на международной арене, результат целенаправленного процесса многолетней подготовки спортсменов. Продуктивность данного процесса определяется целым рядом факторов, основным из которых является максимальное соответствие индивидуальных характеристик личности избранному виду спортивной деятельности.

Современный уровень соревновательного результата, демонстрируемый элитными легкоатлетами, диктует чрезвычайно высокие требования к качеству того ресурса, который подвергается целенаправленному педагогическому воздействию в ходе тренировочного процесса на протяжении длительного периода подготовки [10]. Применение самых передовых технологий спортивной подготовки позволяет достигнуть целевого уровня конкурентоспособности исключительно при условии, что объектом педагогического воздействия являются носители действительно выдающихся двигательных возможностей. Отбор и спортивная ориентация являются не только важнейшим, но и ключевым элементом системы подготовки легкоатлетов на современном этапе [1; 4; 5]. Основной задачей исследования на данном этапе являлось определение перспективных направлений на основе анализа проблем, возникающих на этапе предварительного отбора юных легкоатлетов.

Методика исследования. С целью объективной оценки современного состояния проблемы спортивного отбора проводился аналитический обзор специальной научной и методической литературы, посвященной различным аспектам организации процесса спортивного отбора и ориентации легкоатлетов. Проведен сравнительный анализ концепций построения многолетней подготовки принятой отечественными специалистами и применяемых подходов, описанных в зарубежной литературе и в программах развития ИААФ, в частности.

Для определения степени реализации существующих рекомендаций по отбору в практике работающих тренеров, определения основных критериев первичного отбора детей для занятий легкой атлетикой в ходе опроса и анкетирования специалистов была проведена экспертная оценка. Опрос проводился среди тренеров по легкой атлетике специализированных образовательных учреждений города Волгограда (n=22). Был разработан вариант анкеты, состоящей из 14 вопросов. Анкетирование было проведено с условным разделением респондентов на две группы: молодые специалисты (стаж работы до 5 лет) (n=11); квалифицированные тренеры, работающие со спортсменами высокого класса (n=11).

На данном этапе исследования решалась задача на основе всестороннего анализа объективных данных определить компоненты системы подготовки спортсменов, требующих модернизации.

Результаты исследования. Анализ нормативных документов, регламентирующих процедуру первоначального набора в группы начальной подготовки, показывает, что в легкой атлетике, как виде спорта, складывается проблемная ситуация, которая неблагоприятно влияет на качество данного процесса. Установленный нормативными документами (таблица 1), минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки (9-10 лет) не вызывает сомнения с позиции учета биологических закономерностей развития человека и максимально учитывает требования спортивной специализации [1-9].

Однако на практике складывается ситуация, когда конкуренция со стороны других видов спортивной деятельности, в которых набор в группы происходит на более ранних этапах (6-8 лет) заметно сокращает базу для проведения качественной процедуры отбора действительно двигательно-одаренных детей. Таким образом, можно констатировать, что на момент осуществления набора в группы начальной подготовки по виду спорта легкая атлетика заметная часть контингента детей, потенциально представляющих интерес в плане перспектив спортивной подготовки, уже задействована в тренировочном процессе в других видах спорта.

Для того, чтобы каким-то образом минимизировать потери потенциальной ресурсной базы и в дальнейшем обеспечить приток контингента при наборе в группы начальной подготовки, специалисты вынуждены либо несколько отходить от требований нормативной документации, сдвигая сроки начала занятий в группах, либо находить формы занятий с детьми вне рамок существующего регламента.

Таблица 1
Структура, продолжительность этапов спортивной подготовки и минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика

В данной ситуации следует обратить внимание на структуру, содержание и продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст занимающихся, рекомендованные программами развития легкой атлетики IAAF (таблица 2).

В концепции многолетней подготовки легкоатлетов международной федерации обращают на себя внимание более ранние сроки (5-7 лет), рекомендованные для начала занятий детьми легкой атлетикой. Презентуемый в программах развития подход позволяет использовать сенситивные периоды развития ребенка для формирования так необходимой на дальнейших этапах многолетней подготовки «школы движений». Оптимальный биологический возраст для занятий 7-10 лет (этап детской легкой атлетики).

Таблица 2
Структура, продолжительность этапов многолетней спортивной подготовки и возраст занимающихся, рекомендованные программами развития легкой атлетики

В результате проведенного исследования удалось выявить некоторые проблемы актуальные на этапе формирования групп начальной подготовки в виде спорта легкая атлетика:
- установлена выраженная специализация высококвалифицированных тренеров исключительно на работе со спортсменами высокой квалификации, что фактически исключает их участие в проведении первичного отбора и начальной подготовки юных спортсменов;
- оценка одаренности ребенка и степени его пригодности к занятиям тем или иным видом легкой атлетики специалистами в основном определяется на основе анализа минимума показателей: поверхностного анализа антропометрических данных; оценки уровня развития физических качеств по данным педагогического тестирования; анализа характеристик родителей занимающихся;
- при проведении процедуры начального отбора практически не используются предлагаемые учеными лабораторные и инструментальные методы. В значительной мере это связано с отсутствием соответствующей материальной базы для проведения рекомендуемых процедур;
- существует необходимость внедрения организационных форм занятий, обеспечивающих привлечение потенциального контингента к занятиям легкой атлетикой до установленных сроков минимального зачисления в группы начальной подготовки;
- существует необходимость методической поддержки для диагностики биологического возраста занимающихся.

Проведенный анализ специальной литературы свидетельствует о попытках организации в рамках бывшего СССР региональных центров отбора [7]. Основные функции регионального центра отбора перспективных спортсменов наиболее полно были определены в работах И.Ю. Соколик и предполагали:
1. Проведение углубленных комплексных обследований спортсменов.
2. Аккумулирование информации о динамических наблюдениях за спортсменами в базе данных центра.
3. Оценка различных сторон подготовленности спортсменов и их перспективности, а также выдача заключений тренерам.
4. Формирование центральной базы данных.
5. Разработка, апробирование и внедрение новых информационных, методических и технических средств спортивного отбора.

Согласно предложенной автором общей структурно-функциональной модели задача центров отбора состоит в диагностике потенциальной результативности спортсмена, формировании заключений с рекомендациями для тренеров, а также разработке новых, более эффективных технологий диагностики спортивной одаренности спортсменов. Непосредственными потребителями работ, проводимых в центре, являются соответствующие ведомственные структуры, ответственные за подготовку ближайшего резерва для национальных команд (министерство, спортивные комитеты и т.д.), а также учебные заведения различного типа (ЦСП, УОР, СДЮСШ и т.п.) [7].

Необходимость повышения эффективности отбора в группах начальной подготовки является одним из основных направлений совершенствования современной системы подготовки легкоатлетов. На наш взгляд, ординарный уровень потенциальных возможностей спортсменов является одной из причин поиска нелегитимных путей повышения специальной подготовленности спортсменов на стадии, когда педагогические воздействия не могут обеспечить дальнейший прогресс уровня соревновательной результативности в силу того, что достигнут индивидуальный биологический максимум развития тренированности.

Проведенный анализ перспектив выполнения функций комплексного спортивного отбора силами специализированных учебных заведений города Волгограда (ЦСП, СДЮСШОР) показывает, что данные функции в силу объективных обстоятельств не могут быть реализованы самостоятельно данными учреждениями в виду отсутствия узкоспециализированного персонала определенной квалификации и необходимой материально-технической базы. В данных условиях предполагается целесообразным выполнение данных задач в структуре специализированного высшего учебного заведения по подготовке физкультурных кадров.

Заключение. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что разрыв между степенью теоретической разработанности проблемы спортивного отбора и фактической степенью реализации инновационных решений в практике подготовки спортсменов все более увеличивается. Одним из основных направлений повышения эффективности отбора является повышение степени реализации существующих научных и методических разработок в практике отбора юных спортсменов.

При проведении процедуры начального отбора практически не используются предлагаемые специалистами лабораторные и инструментальные методы. В значительной мере это связано с отсутствием соответствующей материальной и научной базы для проведения рекомендуемых процедур. Проведение качественного этапа начального отбора с применением всего комплекса современных высокотехнологичных методик возможно только с привлечением специализированных структур. Таковыми структурами на региональном уровне могли бы стать профильные высшие учебные заведения Министерства спорта Российской федерации, ориентированные на подготовку физкультурных кадров.

Создание регионального центра спортивного отбора могло бы стать одним из перспективных направлений деятельности межкафедральной научной лаборатории ВГАФК. Разработка данного направления позволила бы решить следующие задачи:
1. Формировать у студентов, задействованных в НИР по данному направлению, необходимых профессиональные компетенции.
2. Повышать уровень квалификации научных работников ВУЗа.
3. Создать предпосылки для формирования итогового продукта в виде сформированных баз данных и созданных на их основе заключений по потенциальной результативности спортсменов.

Литература

1. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Б., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.
2. Зотова Ф.Р., Мутаев И.Ш., Павлов В.В. Спортивный отбор и ориентация. - Набережные Челны: КамГИФК, 2002. - 141 с.
3. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. - М.: Физическая культура, 2010. - 240 с.
4. Павлова О.И. Современная тренировка юных легкоатлетов: монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 160 с.
5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 c.
6. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. - М.: Советский спорт, 2005. - 142 с.
7. Соколик И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 49 с.
8. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Терра-спорт, 2000. - 127 с.
9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
10. Фатьянов И.А. Стратегии повышения конкурентоспособности марафонцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 220-225.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.02.2017)
Просмотров: 279 | Теги: легкая атлетика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь