Воскресенье, 19.11.2017, 22:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

И.В.Ремзи

ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Рассмотрены вопросы, связанные с определением ведущих факторов оптимизации тренировочного процесса квалифицированных пловцов-спринтеров. Проведено комплексное обследование, включающее измерение антропометрических и педагогических показателей ведущих спринтеров сборной команды Украины, специализирующихся в плавании вольным стилем на дистанции 50 метров. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что дальнейший рост спортивных достижений в спринтерском плавании зависит от параллельного и гармоничного повышения уровня силовой подготовленности пловцов и совершенствования их технического мастерства.

Ключевые слова: оптимизация тренировочного процесса, квалифицированные пловцы-спринтеры, силовая подготовленность, техническое мастерство.

 
Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. Одной из актуальных проблем современного спортивного плавания является оптимизация тренировочного процесса квалифицированных пловцов-спринтеров [1; 4; 12]. Это обусловлено высоким уровнем спортивных достижений и требований, предъявляемых к лидерам большого спорта. Одарённые, талантливые спортсмены, способные достичь выдающихся результатов в спринтерском плавании, встречаются крайне редко. Поэтому поиск дальнейших путей повышения уровня их спортивного мастерства требует организованного, научно обоснованного подхода [3; 7; 11; 16]. Наиболее остро вопросы оптимизации тренировочного процесса стоят при подготовке пловцов, специализирующихся в плавании вольным стилем на дистанции 50 м [5; 8; 13].

Как показал анализ научно-методической литературы, дальнейший рост спортивных результатов в спринтерском плавании зависит от многих факторов: целенаправленного развития физических качеств и функциональных способностей, психологической устойчивости, технического и тактического мастерства [2; 9; 14; 17]. Большое внимание в специальной литературе уделяется также вопросам развития силовых и скоростных возможностей пловцов-спринтеров, необходимости развития их волевых качеств и совершенствования отдельных компонентов соревновательной деятельности [6; 10; 15; 18]. Такое многообразие факторов свидетельствует о том, что в настоящее время у специалистов нет единого мнения относительно определения ведущих факторов оптимизации тренировочного процесса квалифицированных пловцов-спринтеров. На основании вышеизложенного была сформулирована цель исследования.

Цель исследования заключалась в определении ведущих факторов оптимизации тренировочного процесса квалифицированных пловцов-спринтеров, специализирующихся в плавании вольным стилем на дистанции 50 м.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу и опыт практической работы тренеров;
2) провести опрос ведущих тренеров сборной команды Украины, работающих с самыми перспективными спринтерами нашей страны;
3) провести комплексное обследование пловцов-спринтеров с целью определения уровня их силовой и технической подготовленности;
4) определить информативность использованных в процессе исследования антропометрических и педагогических показателей путём изучения их взаимосвязи со спортивными результатами, показанными пловцами-спринтерами в соответствующем соревновательном периоде.

Методы исследования, использованные в работе:
1) анализ научно-методической литературы;
2) изучение опыта практической работы тренеров;
3) опрос ведущих специалистов;
4) педагогическое наблюдение;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.

Изложение основного материала. Для достижения поставленной цели был проведён педагогический эксперимент, который состоял из двух этапов.

В ходе первого этапа были опрошены ведущие тренеры сборной команды Украины, работающие с самыми перспективными спринтерами страны. В результате опроса установлено, что главный резерв дальнейшего роста спортивных результатов в спринтерском плавании зависит от параллельного и гармоничного повышения уровня силовой подготовленности пловцов и совершенствования их технического мастерства.

На втором этапе педагогического эксперимента теоретическое направление исследуемой нами проблемы получило практическую реализацию в процессе комплексного обследования ведущих пловцов-спринтеров Украины.

Педагогический эксперимент проводился на базе плавательного бассейна «Акварена» г. Харькова с января по ноябрь 2015 г. В исследовании принимали участие ведущие и перспективные спринтеры сборной команды Украины (15 мужчин и 15 женщин), специализирующиеся в плавании вольным стилем на дистанции 50 м. С целью определения уровня силовой и технической подготовленности было проведено комплексное обследование, включающее измерение антропометрических и педагогических показателей спортсменов. Значения антропометрических показателей пловцов-спринтеров представлены в табл. 1.

В программу педагогического тестирования вошли показатели, характеризующие эффективность старта, уровень технической и силовой (общей и специальной) подготовленности пловцов- спринтеров. Результаты педагогического тестирования представлены в табл. 2.

Таблица 1
Антропометрические показатели пловцов-спринтеров

Таблица 2
Результаты педагогического тестирования пловцов-спринтеров

Эффективность старта определялась в нашем исследовании выполнением следующих упражнений:

1. Стартовый прыжок с последующим скольжением без активных движений (до полной остановки). Измерение проводилось по линии головы. Результат этого упражнения может служить для оценки не только эффективности стартового прыжка и вхождения в воду, но и, в определённой мере, обтекаемости тела пловца.

2. Старт на дистанцию 7,5 м по команде стартера.

3. Самостоятельный старт на дистанцию 7,5 м (без команды стартера). Время фиксировалось с момента отрыва ног от стартовой тумбочки. Различие между продолжительностью проплывания дистанции 7,5 м по команде стартера и в случае начала отсчёта времени по отрыву ног от стартовой тумбочки рассматривалось как продолжительность выполнения стартовой команды. У мужчин это время составило 0,64±0,08 с, у женщин — 0,75±0,11 с. Следует также отметить, что в большинстве случаев выявлено преимущество работы ногами дельфином в подводной части выполнения старта по сравнению с кролевым началом движений ногами.

Особый интерес представляют данные о силе тяги, развиваемой пловцом в максимальных скоростных режимах на суше, при плавании с помощью ног, рук и в полной координации. Показатели силы тяги на суше и в воде характеризовали в нашем исследовании уровень специальной силовой подготовленности пловцов-спринтеров.

Определение силы тяги осуществлялось следующим образом. На суше пловец ложился на тренажёрную скамью и выполнял тягу двумя руками, направленными перпендикулярно полу. Сила тяги измерялась при помощи динамометра тарелочного типа, градуированного от 10 до 60-70 кг. Во время измерения обращалось внимание на то, чтобы плечи, предплечья и кисти лежали в одной плоскости. Таким же динамометром измерялась сила тяги в воде при плавании «на привязи» с полной координацией движений и отдельно в плавании только при помощи рук и ног.

Анализ данных, полученных при измерениях на суше и в воде, проводился в следующей последовательности. Сначала сопоставлялась сила тяги на суше и в воде. Для этого рассчитывался коэффициент использования силовых возможностей (КИС). Результаты по группе составили: у мужчин — 40,2 %, у женщин — 35,6 %. Систематическое определение КИС позволяет постоянно контролировать основной показатель эффективности техники плавания — степень использования имеющихся силовых возможностей. Второй этап анализа состоял в том, что мы сопоставляли силу тяги в воде, измеренную отдельно в плавании при помощи рук и при помощи ног. Сумма этих двух сил сравнивалась с силой тяги, измеренной при плавании в полной координации. Результаты по группе составили: у мужчин — 61,1 %, у женщин — 58,3 %. Применение указанных приёмов позволяет весьма эффективно контролировать уровень технической подготовки пловца, а главное, даёт возможность для взаимосвязи контроля за техникой и силовой подготовкой.

Уровень общей силовой подготовленности пловцов-спринтеров определялся в нашем исследовании с помощью следующих контрольных испытаний:
1) подтягивание на перекладине;
2) прыжок в длину с места;
3) прыжок вверх (по Абалакову);
4) метание медицинбола (5 кг) из-за головы из положения стоя.

Для определения индекса мощности движений при выполнении упражнений силового характера пловцы выполняли комплекс упражнений (комбинированный тест: 5 упражнений, каждое из которых выполнялось по 10 раз). Индекс мощности выполнения комбинированного теста мы оценивали отношением росто-весового показателя ко времени его выполнения.

Таблица 3
Результаты пловцов на дистанциях 25 и 50 м вольным стилем, с

С целью определения информативности показателей, использованных в процессе комплексного обследования, изучалась их взаимосвязь со спортивными результатами на дистанциях 25 и 50 м, показанными пловцами-спринтерами в соответствующем соревновательном периоде. Результаты пловцов на дистанциях 25 и 50 м вольным стилем представлены в табл. 3.

В результате корреляционного анализа была экспериментально обоснована степень информативности каждого регистрируемого показателя, которая соответствовала достоверным величинам коэффициента корреляции Браве — Пирсона. Величина взаимосвязи практически всех показателей со спортивными результатами пловцов на дистанции 25 м несколько выше, чем на дистанции 50 м. Однако значение коэффициентов корреляции в обоих случаях были достоверны при уровне значимости р < 0,05. Так, в группе антропометрических показателей корреляционная связь со спортивными результатами на дистанциях 25 и 50 м находилась на уровне r = 0,65-0,87 и 0,59-0,88 соответственно. В группе показателей общей силовой подготовленности — r = 0,55-0,79 и 0,51-0,75. В группе показателей специальной силовой подготовленности r = 0,61-0,85 и 0,65-0,82. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне взаимосвязи использованных нами показателей со спортивными результатами пловцов на дистанциях 25 и 50 м, а следовательно, и о высокой степени их информативности. Таким образом, представленные нами результаты комплексного обследования позволяют ответить на многие вставшие перед практиками вопросы о подготовке квалифицированных пловцов-спринтеров на дистанции 50 м.

Выводы:

1. Дальнейший рост спортивных достижений в спринтерском плавании зависит от параллельного и гармоничного повышения уровня силовой подготовленности пловцов и совершенствования их технического мастерства.

2. Главный резерв повышения спортивного мастерства пловцов-спринтеров заключается в умении определить «отстающие» компоненты силовой и технической подготовки и найти эффективные пути их совершенствования.

3. Результаты проведённого комплексного обследования могут служить надёжным ориентиром для целенаправленной подготовки квалифицированных пловцов-спринтеров, специализирующихся в плавании вольным стилем на дистанции 50 м.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке комплексов силовых упражнений и внедрении их в практику подготовки ведущих спринтеров нашей страны. Проблема оптимизации тренировочного процесса квалифицированных пловцов-спринтеров требует дальнейшего анализа и исследования.

Список литературы

1. Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание / Н. Ж. Булгакова. — М. : ФОН, 2006. — 430 с.
2. Каунсилмен, Дж. Е. Спортивное плавание / Дж. Е. Каунсилмен. — М. : Физкультура и спорт, 2002. — 208 с.
3. Макаренко, Л. П. Плавание / Л. П. Макаренко. — М. : Физкультура и спорт, 2008. — 127 с.
4. Плавание / под ред. В. Н. Платонова. — Киев : Олимп. лит., 2010. — 495 с.
5. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. — М. : Физкультура и спорт, 2005. — 256 с.
6. Платонов, В. Н. Сильнейшие пловцы мира / B. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. — М. : Физкультура и спорт, 2014. — 304 с.
7. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — Киев : Олимп. лит., 2007. — 584 с.
8. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. — М. : Физкультура и спорт, 2009. — 288 с.
9. Сахновский, К. П. Плавание / К. П. Сахнов- ский. — Киев : Здоров'я, 2012. — 72 с.
10. Baxter, C. Influence of time of the day on all-out swimming / C. Baxter, T. Reilly // British J. of Sports Medicine. — 1983. — № 17. — P. 122-127.
11. Brown, R. M. The role of lift in propelling swimmers / R. M. Brown // Biomechanics / ed. N. M. Cooper. — Chicago : Athletic Institute, 2009. — P. 179-188.
12. Colwin, C. M. Swimming into the 21th Century / C. M. Colwin. — Human Kinetics Publisher, 1993.
13. Costill, D. Swimming. Handbook of Sports Medicine and Science / D. N. Costill, E. Maglischo, A. Richardson. Oxford, Blackwell Scientific Publications, 1992.
14. Magy, L. From a technical angle / L. Magy // Swimming Technique. — 1989. — Vol. 26. — P. 16-19.
15. Leonard, J. Ed. Science of Coaching Swimming / J. E. Leonard. — Illinois Leisure Press Champaign, 1992. — 162 p.
16. Sharp, R. L. Shaving a little time / R. L. Sharp,
D. N. Costill // Swimming Technique. — 1989. — Vol. 26 (3). — P. 10-13.
17. Shubert, M. Sport illustrated competitive swimming: techniques for champions / M. Shubert. — New York, 1990. — 238 p.
18. Pai, Y. C. Stroking techniques of elite swimmers / Y. C. Pai, J. G. Hay, B. D. Wilson // J. Sports Sci. — 1984. — № 2. — P. 225-239.

Для цитирования: Ремзи, И. В. Проблема оптимизации тренировочного процесса квалифицированных спортсменов / И. В. Ремзи // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 41-45.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.10.2017)
Просмотров: 23 | Теги: тренировочный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь