Пятница, 20.09.2019, 21:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ «ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»: ОТ ЭТИКЕТА - К ДИАЛОГУ

Спиридонова В.А., Саркисян И.Ф., кандидат философских наук, доцент
Волгоградская государственная академия физической культуры

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ «ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»: ОТ ЭТИКЕТА - К ДИАЛОГУ

Статья посвящена проблеме общения между человеком с ограниченными возможностями и здоровым человеком. Авторы сравнивают понятия «человек с ограниченными возможностями» и «инвалид», а также стараются выявить значение соблюдения этикета в подлинном общении с инвалидом.

Ключевые слова: диалог; этикет; инвалид; человек с ограниченными возможностями.
 

Необходимость определения понятия «человек с ограниченными возможностями» обусловлена тем фактом, что зачастую это понятие считают взаимозаменяемым с понятием «инвалид». Именно такой медицинский термин выбирают как равнозначный для понятия «человек с ограниченными возможностями». Итак, равнозначны ли понятия «человек с ограниченными возможностями» и «инвалид»?

Намечена тенденция несводимости понятия «человек с ограниченными возможностями» к понятию «инвалид». Это подтверждает следующий факт: «инвалид» - медицинский термин и в последнее время используется только в органах медико- социальной экспертизы. Тогда как понятие «человек с ограниченными возможностями» употребляется по отношению к индивиду равноправному со всеми остальными членами общества, но имеющему по сравнению с ними ограничения, от рождения или приобретённые, в физических или ментальных возможностях.

На первый взгляд различие несущественно. Но если медицинский термин акцентирует расхождение с нормой в физиологической составляющей, то понятие, используемое в социальной среде, имеет несколько другой оттенок. В этом случае речь идёт о степени изоляции человека от общества по причине его ограниченных возможностей.

«Всемирный доклад об инвалидности» приводит следующие факты: «В странах мира более миллиарда человек живут с какой-либо формой инвалидности; из них почти 200 миллионов испытывают серьезные трудности в функционировании. В предстоящие годы инвалидность будет вызывать все большую озабоченность, поскольку ее распространенность увеличивается. Это - результат старения населения, повышения риска инвалидности среди пожилых людей, а также глобального роста распространенности таких хронических состояний, как диабет, сердечно-сосудистые болезни, рак и психические расстройства» [4; 16]

И если мы оставим за скобками сугубо медицинский аспект проблемы, а обратимся к социальному её звучанию, то на первый план выступает проблема адаптации человека с отклонениями в физическом развитии - к жизни в обществе. Речь идёт о разработке реабилитационных составляющих, позволяющих максимально задействовать явные или скрытые способности человека в едином процессе социального развития.

Проблема обретает далеко не избирательный характер и касается всех людей, если учитывать тот факт, что инвалидность - одна из составляющих человеческого существования. Каждый человек в течение жизни может в разной степени испытать ограниченность физических возможностей, причем с возрастом временность такого явления всё чаще уступает постоянству. «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), принятая в качестве концептуальных рамок данного Доклада, определяет инвалидность как термин для обозначения нарушений, ограничений в действиях и ограничений в участии.

Таким образом, состав подпадающих под это определение людей не определён, варьируем. Но определённость задач, поставленных перед человечеством в отношении к столь многочисленной категории людей с ограниченными возможностями, не вызывает сомнений.

В предисловии к «Всемирному докладу об инвалидности» известный астрофизик, писатель и общественный деятель Стивен Хокинг отмечает: «Фактически, наш моральный долг - устранить барьеры на пути к участию инвалидов в жизни общества и инвестировать достаточный объем средств, знаний и опыта, чтобы раскрыть огромный потенциал людей с инвалидностью. Во всем мире правительства больше не могут игнорировать сотни миллионов инвалидов, которые лишены доступа к здравоохранению, реабилитации, поддержке, образованию и занятости и не имеют шанса проявить себя» [4; 15]. И далее: «Во всем мире правительства больше не могут игнорировать сотни миллионов инвалидов, которые лишены доступа к здравоохранению, реабилитации, поддержке, образованию и занятости и не имеют шанса проявить себя» [4; 15].

Стивен Хокинг указывает конкретные барьеры, мешающие человеку с ограниченными возможностями быть в равных правах с остальными людьми в степени реализации своего физического и духовного потенциала, быть востребованным обществом, быть счастливым. Ко всем перечисленным препятствиям, требующим устранения на пути человека к самореализации, нам хотелось бы добавить тот невидимый на первый взгляд барьер, который сопровождает человека с ограниченными возможностями и с необходимостью должен быть снят - это «стена» непонимания, отчуждения, создаваемая в силу того или иного рода причин. Как бы мы не охарактеризовали данные причины, придавая им статус «объективных», связанных с органическими изменениями, привнесёнными в жизнь человека болезнью, или «субъективных», во многом зависящих от уровня воспитания, осведомлённости друг о друге общающихся, но без снятия этого барьера любой процесс самореализации человека невозможен. Ведь осознание человеком самого себя, своих достоинств и возможностей, а также формирование основных личностных качеств, свершается только в общении с другими.

В этой связи обозначим проблему, требующую, на наш взгляд, особого рассмотрения - проблема диалога. Подлинный диалог, в котором свершается духовное взаимопроникновение, взаимовоздействие двух миров, мы примем за идеал. В данной работе речь пойдёт о том, в какой степени люди могут приблизиться к такому диалоговому единству.

Можно сказать, что формирование и декларация основных правил этикета общения с людьми с ограниченными возможностями - первый шаг к защите уязвлённых болезнью и ранимых людей. Таким способом общество пытается оградить инвалида от недостаточно информированного, и в силу этого, жесткого, а порой и жестокого в своих оценках, «нормального» человека.
Внешней формой, фиксирующей потребность осуществления диалога с людьми с ограниченными физическими возможностями, является этикет. Этикет общения с инвалидами представляет собой некую устойчивую систему правил, способствующих осуществлению оптимального контакта с инвалидом. Следование этим правилам позволяет избежать таких поведенческих клише, которые препятствуют становлению диалога с человеком, имеющим ограниченные физические возможности. Следует обратиться к анализу основных правил этикета, используемым работниками общественных служб России, США, Европы. Попытаемся определить мотив возникновения этих правил, а также результат, ожидаемый при следовании этим правилам:

1. При разговоре с инвалидом следует обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему.

Это правило предполагает необходимость определения человека с ограниченными возможностями как основного адресата общения. Сопровождающий его, будь то переводчик или транспортирующий коляску, выносится за скобки диалога, является лишь опосредующим звеном для лиц, вступающих в диалог. В противном случае за рамки диалога выносится сам субъект диалога.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку — даже тому, кто ограничен в движении рук, даже если пользуется протезом.

Данное правило указывает на следующие важные составляющие диалога: субъекты, вступающие в диалог, должны быть равнозначны - их отличительные особенности как физические, так и умственные не должны препятствовать становлению подлинного диалога. На это направлен и тактильный элемент /рукопожатие/, устанавливающий внутреннее и внешнее единство субъектов диалога.

3. Когда Вы встречаетесь с плохо видящим или слепым, необходимо назвать людей, пришедших с Вами. В беседе с группой плохо видящих людей необходимо чётко обозначать имя человека, к которому Вы в данный момент обращаетесь.

Это положение отражает необходимость единых условий, определяемых для людей, вступающих в диалог. Называя плохо видящему человеку всех участников будущего диалога, Вы тем самым устраняете фактор, неизвестный для него, но явно способный повлиять на развитие событий в пространстве диалога. Это касается и поимённого обращения в групповом диалоге. Именно так устанавливаются равнозначность субъектов в пространстве диалога.

4. Следует не навязывать, а лишь предлагать свою помощь человеку с ограниченными возможностями.

Положение предполагает признание суверенности субъекта в диалоговом пространстве. Лишённый определённых возможностей человек при этом остаётся в свободном поле своего «я», как и любой другой, который эти возможности не утратил. Надо осознавать, что лишить себя свободы и предпочесть зависимость от кого-то или чего-то может только сам человек. Причем, степень этой свободы не находится в однозначной зависимости от уровня ограниченности физических возможностей человека.

5. Не называть людей с ограниченными возможностями по имени и «на ты» в тех случаях, если бы Вы не позволили себе этого с людьми, чьи возможности находятся в пределах нормы.

Именно так мы постулируем равенство субъектов диалога, утверждая на уровне этикета общения их право на суверенитет личностного пространства, предполагающий неуместность панибратства.

6. Разговаривая с человеком, испытывающим речевые затруднения, необходимо проявлять терпимость в ожидании того, когда человек закончит фразу. Нельзя поправлять его или, более того, договаривать за него ещё не высказанное.

Уважая свободу человека в формулировании мысли, следует предоставить человеку с речевыми затруднениями возможность самостоятельно заполнить диалоговое пространство. Никто, кроме самого субъекта, не может претендовать на осуществление попытки самовыражения в речевой форме.

7. При беседе глаза собеседников должны быть расположены на одном уровне, что позволяет поддерживать и дополнять диалоговый контакт.

Диалог - многофакторное пространство. Воздействие субъектов на процесс свершения диалога предполагает устранение по возможности всех препятствующих составляющих.

Особое значение это имеет в общении с плохо слышащим, когда глаза являются основным источником, позволяющим диалогу состояться. Здесь важно не только позволить человеку с ограничением слуха следить за губами (некоторые плохо слышащие умеют считывать речевую информацию по губам), но и устранить все возможные препятствия для такого понимания: собеседник не должен курить, есть, пытаться произносить фразы с нарочито явной артикуляцией. Особое значение должно предаваться освещению лица.

8. В общении с инвалидом-колясочником нельзя опираться на его коляску, дотрагиваться до неё без причины.

Данное правило этикета предполагает защиту личного пространства человека. Нарушение незримых границ этого пространства не только не сближает людей, но свидетельствует о пренебрежении к свободе и самодостаточности человека с ограниченными возможностями.

По этой же причине не следует касаться трости слепого или пытаться обратить на себя внимание его собаки-поводыря.

9. Плохо видящему или слепому человеку необходимо давать очень чёткое и необходимое ему описание предметов, людей и т.д. Нельзя навязывать ему пространное, поэтическое описание запахов, звуков, цветовой гаммы.

Это правило оставляет за человеком с ограниченными возможностями право на собственное неповторимое восприятие мира.

Бесспорно, соблюдение этикета как свода определённых обществом правил, способствует осуществлению диалога с человеком с ограниченными возможностями, но не стоит ограничиваться лишь этикетом. Формальная сторона такого диалога превалирует, обеспечивая лишь информативный обмен. Буквальное следование этикету позволяет осуществлению формального диалога.

Подлинный диалог предполагает построение сложной системы многофакторных связей в пространстве «Я» - «Я - иное». Здесь в систему взаимодействия включаются социальные, ментальные, личностные взаимоотношения.

В международном докладе по инвалидности фиксируется тот неоспоримый факт, что человек с ограниченными возможностями испытывает «социальную недостаточность» или, иными словами, выносится обществом за скобки нормального сосуществования с другими представителями социума. Именно слово «другие», на наш взгляд, определяет сущность процесса деления людей по степени ограничения их физических возможностей.

Здравомыслие не позволяет человеку пытаться разграничивать людей по этому признаку, так как можно констатировать некую условность понятия «человек с ограниченными физическими возможностями». Достаточно обратиться к фактам, перечислив людей, сумевших при явных признаках инвалидности - активно развивать те возможности, которые в той или иной степени соответствовали норме и, таким образом, доказавших неограниченные возможности «человека с ограниченными возможностями». Трудно перечислить всех достойных восхищения и сумевших превратить негативную исходную ситуацию - в позитивный результат. Назовём лишь некоторых: Сильвестр Сталлоне, Ник Вуйчич, Эрик Вайхенмайер, Оскар Писториус, Стив Уандер, Кристи Браун и, конечно же, Стивен Хокинг.

Нет сомнения, что эти выдающиеся обладатели «ограниченных возможностей» проделали сложный и яркий путь по снятию негативных тенденций «социальной недостаточности». Но каким образом была максимально преодолена пресловутая граница «свой» - «чужой»? И какой вклад может внести вторая, «нормальная», составляющая диалоговой системы?

На наш взгляд, именно разработка проблемы подлинного диалога, лишённого элементов искусственности и иллюзорности, является ключевой в решении вопроса социализации человека с ограниченными возможностями, в преодолении барьеров отчуждения, препятствующих оптимальному раскрытию его духовного потенциала.

 

Литература

1. Белозерова Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: сборник научных трудов / под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Научная книга, 2004. - С. 16-21.
2. Кочешова Т.А. Дополнительное образование в контексте социокультурной мобильности инвалидов // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: сборник научных трудов / под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Наука, 2007. - С. 57-61.
3. Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. - Хабаровск, 2007. - 120 с.
4. World report on disability, 2011. - Р. 11

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (24) - 2018


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.09.2019)
Просмотров: 17 | Теги: инвалид | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь