Четверг, 23.11.2017, 10:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

С.В.Захарова, Е.А.Чистякова

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ЕАЭС

Статья посвящена унификации и сближению процедур публичных закупок стран Евразийского экономического союза, гармонизации их закупочного законодательства, информатизации и электронизации закупок, использованию опыта создания модельного закона о конкуренции для разработки модельного закона о закупках.

Ключевыье слова: государственные закупки, Евразийский экономический союз, контрактная система.

 

В условиях сложных экономических процессов на международном уровне в последние годы для широкого круга участников (поставщиков) государственных закупок особую актуальность приобретает проблема участия в государственных закупках сопредельных стран, на начальном этапе это были страны Таможенного союза, а с момента вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) - в рамках союза.

Введение национального режима государственных закупок для партнеров в рамках интеграционного объединения позволит сформировать единые, прозрачные механизмы проведения процедуры государственных закупок. Унификация процедур публичных закупок является частью интеграции, основой формирования единых стандартов ограничений во взаимной торговле в рамках Единого экономического пространства.

Основы международного сотрудничества и взаимной интеграции закупочных процессов были заложены еще до формирования Евразийского экономического союза Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., которое было подписано в рамках создания Таможенного союза тремя странами (Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан). Этим соглашением на международном уровне были закреплены важнейшие дефиниции, принципы и процедуры сферы регулируемых закупок.

Следующим этапом на пути интеграции закупочных процессов стало заключение договора о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в Астане 29 мая 2014 г.

В статье 4 договора определены основные цели союза, среди которых:
- создание условий для стабильного развития экономик в интересах повышения жизненного уровня населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Важной составляющей работы по достижению этих целей является гармонизация закупочного законодательства стран, входящих в союз. Следует отметить, что речь идет именно о гармонизации, то есть о сближении законодательства для установления сходного правового регулирования, а не об унификации, которая подразумевает более тесную интеграцию с установлением идентичных механизмов проведения регулируемых закупок.

Представляется, что предпосылки для этого уже существуют, что подтверждается результатами анализа законодательных актов стран ЕАЭС (см. таблицу).

Предпочтение отдается конкурентным способам в форме торгов, поэтому существует реальная возможность для сближения и гармонизации закупочных процессов.

Нормы, посвященные бюджетным закупкам, кодифицированы непосредственно в самом тексте договора о ЕАЭС и на двух уровнях приложений к нему. Специальный раздел XXII договора, положения которого конкретизированы в Приложении № 25, посвящен именно государственным и муниципальным закупкам, формально на корпоративные регулируемые закупки этот договор не распространяется.

Но не следует забывать, что каждая страна союза определяет объем понятия «государственные закупки» самостоятельно, а потому он может относиться к самому широкому кругу субъектов. Кроме того, именно эти союзные нормы задают стандарты закупочной деятельности, на которые следовало бы ориентироваться всем заказчикам ЕАЭС.

Принципы проведения закупок

В статье 88 договора наряду с традиционными принципами информационной открытости и развития конкуренции в сфере закупок провозглашены специальные принципы, важные для союзного строительства, в том числе:
- предоставление государствам-членам национального режима в сфере закупок;
- обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена другим государством-членом.

В совокупности исполнение этих двух мер способно и в самом деле позитивно повлиять как на расширение рынков сбыта для поставщиков, так и на повышение конкуренции за подряды заказчиков (несмотря на предусмотренное пунктом 31 Приложения № 25 право государства вводить двухлетний мораторий на национальный режим для союзных поставщиков). Взаимное признание электронных подписей пока еще нельзя назвать окончательно свершившимся фактом, но работа в этом направлении ведется активно.

Что касается информационного обеспечения закупки, то из раздела I Приложения № 25 к договору, именуемого Протоколом о порядке регулирования закупок (далее - Протокол), следует норма о том, что для информационного обеспечения на официальном национальном закупочном портале в отношении каждой закупки размещаются следующие сведения:
- извещение о проведении закупки;
- документация о закупке (в том числе проект договора);
- изменения, вносимые в извещение и документацию;
- разъяснения документации о закупке;
- протоколы, составленные в процессе закупки;
- сведения о результате закупки;
- сведения о договорах и дополнительных соглашениях к таким договорам;
- сведения о результате исполнения договора;
- сведения о поступлении жалоб в контролирующие органы, об их содержании и решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, о предписаниях, выданных такими органами.

Кроме того, пунктом 38 Протокола предусмотрено установление в национальном закупочном законодательстве требования о планировании закупок, что при условии публикации соответствующих планов также является
элементом информационного обеспечения закупки.

Сравнительная характеристика систем государственных закупок стран ЕАЭС

В соответствии с пунктами 16 и 19 Протокола законодательством государства-члена о закупках устанавливается запрет:
- на включение в условия закупок любых неизмеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к поставщикам;
- на допуск к участию в закупках потенциальных поставщиков, не соответствующих требованиям документации о закупках;
- на отказ потенциальным поставщикам в допуске к участию в закупке по основаниям, не предусмотренным извещением о проведении закупки или документацией о закупке.

Также запрещено указывать в закупочной документации товарный знак и иные средства индивидуализации без оговорки об аналоге. Исключением является несовместимость закупаемого товара с товаром, используемым заказчиком, при необходимости обеспечения совместимости таких товаров (в том числе для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного оборудования).

Наконец, согласно пункту 14 Протокола законодательством каждого члена союза должно быть предусмотрено формирование и ведение реестра недобросовестных поставщиков и установлено право или обязанность заказчика осуществлять допуск к участию в закупке исходя из сведений, содержащихся в данном реестре этого государства или в реестрах других союзных государств.

Способы и формы

Пунктом 4 Протокола для государственных и муниципальных закупок на территории союза предусмотрены следующие способы осуществления:
- открытый конкурс, который в том числе может предусматривать двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор;
- запрос ценовых предложений (запрос котировок);
- запрос предложений (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
- открытый электронный аукцион;
- биржевые торги (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
- закупки у единственного поставщика.

Очевидно, что в качестве базовых способов предусмотрен инструментарий российской контрактной системы (см. табл.), а в качестве дополнительных - использованные в ранее действовавшем Законе о размещении заказов № 94-ФЗ биржевые торги и введенный в качестве нового способа определения поставщиков Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрос предложений. Следует отметить, что ни общие, ни специальные нормы договора ЕАЭС не предусматривают приоритет аукциона перед иными способами проведения закупок. В Приложении № 1 к Протоколу содержится лишь оговорка о том, что любое из государств союза стремится к переходу от проведения запроса ценовых предложений (запроса котировок) к преимущественному проведению аукционов.

При этом крайне важна формулировка договора о том, что государства-члены обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся к переходу на электронный формат при осуществлении других способов закупок. К сожалению, эта норма пока еще далека от повсеместной реализации, как и норма пункта 28 о том, что государства-члены стремятся к переходу на заключение договоров (контрактов) о закупках в электронном формате. При этом следует признать, что сам понятийный аппарат (пункт 2 Протокола), посвященный электронной форме, сформулирован весьма современно, хотя и недостаточно однозначно.

Так, российский термин «электронная форма» на международном уровне был заменен однокоренным «электронным форматом», который был определен как «процедура организации и проведения закупок, осуществляемая с использованием интернета, веб-портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно-аппаратных средств». Из этой формулировки может сложиться вывод о том, что электронная площадка является лишь одним из мест проведения электронных закупок наряду с официальным порталом и абстрактными программно-аппаратными средствами интернета (определение, изложенное в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках 2010 г., в этом смысле было куда совершеннее). Цель столь деликатной формулировки понятна и связана с необходимостью переходного периода для государств союза. Однако на практике это может привести к использованию для электронных закупок таких программно-аппаратных средств сети интернет, как электронная почта. В России уже имеется опыт таких псевдоэлектронных закупок, которые проводили отдельные недобросовестные заказчики, и этот опыт отнюдь не способствовал развитию конкуренции.

Важно отметить, что хотя пункт 18 Протокола и устанавливает предельные размеры обеспечения заявки и обеспечения контракта, но при этом перечень самих способов обеспечения является открытым, а гарантийный взнос и банковская гарантия названы лишь в качестве вариантов.

Порядок организации и проведения процедур государственных закупок в государствах - членах Евразийского экономического союза регулируется нормами договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., в частности, Протоколом о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к договору). Пунктом 4 Протокола установлено, что государства-члены стремятся к переходу на электронный формат при осуществлении всех способов закупок. документом также установлены единые требования к видам процедур закупок, применяемым для приобретения товаров (работ, услуг), к порядку их организации и проведения, к размещению информации о закупках на веб-портале, к установлению требований к составу участников, а также ряд иных норм.

Веб-порталы государственных закупок существуют уже в каждой из стран ЕАЭС. Однако отсутствие единой платформы не позволяет предпринимателям своевременно получать систематизированную и полную информацию о государственных закупках. Еще в 2014 г. обсуждалась тема старта совместных полномасштабных работ по подготовке единой электронной площадки (портала), позволяющей участвовать в государственных закупках ЕАЭС поставщикам из всех стран - участниц интеграционной группировки, что могло бы принести экономическую выгоду всем участникам ЕАЭС, повысить их экспортный потенциал.

Значительным шагом в сторону обеспечения взаимного доступа к государственным закупкам может стать принятие соответствующего модельного закона.

В рамках ЕАЭС уже есть уникальный опыт по созданию Модельного закона о конкуренции. Представляется, что Модельный закон о госзакупках может стать хорошей основой для гармонизации законодательства наших стран в этой сфере.

Библиографический список (References)

1. Актуальные вопросы государственных закупок в рамках ЕАЭС [электронный ресурс]. URL: http://gz.mclr.kz/ article/852-aktualnye-voprosy-gosudarstvennyh-zakupok-v-ramkah-eaes.
Aktual'nyye voprosy gosudarstvennykh zakupok v ramkakh YEAES [Challenging Issues of Public Procurement within the Framework of the EAEC]. URL: http://gz.mcfr.kz/article/852-aktualnye-voprosy-gosudarstvennyh- zakupok-v-ramkah-eaes.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015 г.). Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 8 maya 2015 g.)
[Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) (ed. May 8, 2015)].
3. Международные нормы ЕАЭС о регулируемых закупках: принципы, формы и способы // Госзаказ. 2016. 1 апреля.
Mezhdunarodnyye normy YEAES o reguliruyemykh zakupkakh: printsipy, formy i sposoby (2016) [International Standards of EAEC on Regulated Public Procurement: Principles, Forms and Methods] // Goszakaz. April 1.
4. Чистякова Е.А. Проблема антимонопольного регулирования в рамках Таможенного союза // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 6 (40). С. 45_51.
Chistyakova Ye.A. (2014) Problema antimonopol'nogo regulirovaniya v ramkakh Tamozhennogo soyuza [Issues of Antitrust Legislation in the Framework of the Customs Union] // Povolzhskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. № 6 (40). P. 45-51.

"Информационная безопасность регионов" № 4(25) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (06.06.2017)
Просмотров: 310 | Теги: государственные закупки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь