Пятница, 14.12.2018, 00:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Проблема диагностики и актуализации двигательного опыта детей 6-10 лет в спортивной и образовательной практике

Пегов В. А., Козлова А. Э.

Проблема диагностики и актуализации двигательного опыта детей 6-10 лет в спортивной и образовательной практике

Аннотация. В статье обозначается проблема определения уровня развития «способности владения телом» у детей дошкольного и младшего школьного возраста с точки зрения их будущей спортивной и образовательной практики. Намечены перспективы разработки и апробации комплекса методик, направленных на диагностику степени сформированности телесности у детей 6-10 лет.

Ключевые слова: двигательный опыт, двигательная активность, тело, телесность, спортивная практика, школьное образование.

 

Современный спорт с его нынешним высочайшим уровнем результатов, предельными требованиями к участникам соревнований и ранней специализацией, когда дети вовлекаются в спортивную практику уже с 3-4-х лет, по мнению многих исследователей и врачей, закономерно приводит к высокому травматизму.

В проведённом ранее одним из авторов статьи исследовании [4] были выявлены такие виды травм, как: потёртости и ссадины — 88%, ушибы — 9%, растяжения связок и вывихов 0,8%, повреждения мышц и сухожилий — 1,4%. «Главными причинами спортивных травм, по мнению тренеров, является неполно ценное материально-техническое обеспечение занятий, поведение занимающихся, особенности варианта техники выполнения упражнения, состояние здоровья занимающихся, а так же непредвиденные изменения условий занятий» [4, С.81].

Анализ других исследований повреждений при занятиях спортом позволяет расширить список причин травматизма:
- Нарушение в методике обучения.
- Несоответствие формы одежды и обуви.
- Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся.
- Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи.
- Нарушение правил техники безопасности.
- Нарушение дисциплины во время тренировок и соревнований.
- Несоблюдение правил самоконтроля.

Нужно отметить, что такой детализированный подход к изучению причин детского травтизма в спорте при всей его оправданности и практичности, тем не менее, не даёт увидеть одну из ключевых причин затруднений, возникающий у детей, как в спортивной, так и в образовательной практике — это уровень развития интегрированной «способности владения телом» или, другими словами, уровень развития «телесности».

Так, с одной стороны, в последние десятилетия философы интенсивно прорабатывают понятие «телесности», которое шире понятия «тело», и которое включает в себя не только физическую оболочку и показатели функционирования организма, но и телесные способности человека. «Телесность» всегда индивидуализирована и являет собой синтез разнообразнейших качеств и способностей. «Помочь человеку осмыслить собственное тело, понять его и выработать стратегию и тактику повседневной телесности — такова одна из важнейших задач, стоящих перед современной философской мыслью» [9, С.15].

В сфере физической культуры и спорта проблема телесности рассматривается в трудах:

- И. М. Быховской («Разграничение понятий "тело" и "телесность" связано... с тем обстоятельством, что первое из них чаще всего ассоциируется с некоторым фиксированным, относительно статичным, ограниченным анатомо-физиологическим объектом. Термин же "телесность" в силу меньшей смысловой ригидности позволяет применить его не только для характеристики "сомы" как таковой., но и вложить в него дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела — его двигательной активностью» [1, С.26]);

- Н. Н. Визитея («Можно сказать, что моё я феноменально существует в зазоре моего внешнего тела и моего тела внутреннего» [2, С.13]); и др.

С другой стороны, исследования в области нормальной и лечебной педагогики говорят о том, что уровень развития «телесности» ребёнка, который во многом определяется характером его двигательного опыта, приобретённого в результате двигательной активности, статистически значимо влияет на здоровое или нездоровое формирование широкого спектра качеств и способностей (умение читать и писать, математические способности, способность мыслить, и проч.). Ещё в XIX в. И.М. Сеченов в книге «Элементы мысли» писал: «Я... покажу., что в разных чувственных сторонах акта ходьбы, этого наипривычнейшего из явлений для человека, заключены элементы не только для построения чисел во всей их определённости, но также для измерения длин и небольших участков времени» [5, С.351].

Приведём лишь два примера из лечебной педагогики, так как именно здесь взаимосвязи между «телесностью» ребёнка и его, например, учебными способностями видны гораздо отчётливее, нежели в случае нормального развития.

Во-первых, доказано, что агнозия пальцев вызывает серьёзные сложности у детей в освоении ими различных математических навыков [8]. Впервые это взаимосвязь была открыта ещё в 20-е гг. прошлого столетия. Было обнаружено, что вычислительные способности детей существенным образом определяются двигательным развитием пальцев. Более того, формирование пространственной ориентации у ребёнка в дошкольном возрасте статистически значимо поддерживает продвижение в познании чисел.

Во-вторых, последние исследования говорят о том, что одна из определяющих причин легастении у современных детей связана с неразвитостью пространственной ориентации и ориентации в собственном теле, которые, в свою очередь, являются результатом некачественного, неполноценного прохождения фаз двигательного развития в первом семилетии жизни [9].

В связи с вышесказанным обозначается проблема диагностики и актуализации двигательного опыта детей 6-10 лет в спортивной и образовательной практике. Отсюда и формулируется цель нашего исследования — разработать и апробировать комплекс методик, который бы позволил иметь максимально адекватную, отвечающую требованиям достоверности и сопоставимости, картину «владения телом» (развития «телесности») у детей 6-10 лет как с точки зрения их будущей спортивной практики, так и предстоящего школьного образования.

На наш взгляд, комплекс методик должен включать в себя как телесно-двигательные методики, так и психологические. Другими словами, он должен дифференцированно диагностировать не только двигательные (физические) качества, но психологический образ собственного тела у детей, переживание своей телесности и проч.

Выбранные нами телесно-двигательные методики позволяют определить двигательные качества детей, ориентацию в пространстве и в собственном теле, и т.д.:
1. Тест «Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно то на правой, то на левой ноге» [3].
2. Тест «Прыжок с места вверх через веревку на высоте 20 см от пола» [3].
3. Тест «Прохождение 2 м с открытыми глазами по прямой линии» [3].
4. Тест ориентации в пространстве «Шаги» М. Алешинской.
5. Координациометр В. Старосты.

Психологическая диагностика направлена на выявление особенностей телесного образа ребёнка, восприятия собственного тела и т.д.

1. Речевая проба Хеда.
2. «Рисование лемнискаты» (Audrey E. McAllen, 2010).
3. Проективная методика «Дом — дерево — человек».
4. Графический диктант Д. Б. Эльконина.
5. «Кубики Кооса».

Рис.1. Рисунки человека детьми, смотрящими телевизор 1 час в день.

Рис.2. Рисунки человека детьми, смотрящими телевизор 3 часа в день.

Рис.3. Рисунок «Дом - дерево - человек» (А., 6 лет)

Рис.4. Рисунок «Дом - дерево - человек» (А-й, 6 лет)

Для уточнения задач исследования и выбора соответствующих методик нами проводится пилотажное исследование, в котором принимают участие группа 20 детей 5-6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.

Применение проективных методик, как правило, направлено на выявление психологических особенностей человека. Но, чем меньше ребёнок, тем, например, рисуночные тесты достаточно информативно, в первую очередь, говорят об особенностях его телесного созревания, двигательном опыте, телесных проблемах. Например, исследование и сравнение рисунков детей 5-6 лет, разное количество времени проводящих у телевизора, опубликованное в немецком педиатрическом журнале «Kinder- und Jugendarzt» (2006, vol. 37), наглядно показывает деформацию телесного образа детей в результате длительного ежедневного просмотра телевизора (рис.1, 2).

Следует отметить, что любая методика, тем не менее, имеет свои ограничения. Приведём для примера рисунки трёх детей 6 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Первой рисунок девочки, где изображение дома, дерева, человека соответствует нормальному развитию (рис.3.). На занятиях она полностью включена в процесс обучения, проявляет хорошо двигательные способности.

На втором рисунке изображение человека явно говорит о проблемах переживания и образа собственного тела (рис.4.). Для этого мальчика характерно постоянное нервное возбуждение, непослушание, слабые двигательные способности, лёгкий отказ от выполнения задания при малейшей трудности.

У третьего ребёнка рисунок также может быть интерпретирован с точки зрения наличия телесных и психологических проблем. Но, в отличие от предыдущего, этот мальчик усерден на занятиях, проявляет хорошие двигательные способности. Это лишний раз подтверждает необходимость именно комплекса методик для диагностирования такой интегрированной способности, как «владение собственным телом». Как мы предполагаем, данный комплекс даст возможность объединить те наработки, которые имеются и в спортивной сфере, и в образовательной (см., например: [6]).

Важно не забывать, что спортивная карьера ребёнка не должна отменять его общеобразовательную подготовку в школе. А прямая и непосредственная связь между спортивной и образовательной практиками проходит через телесность детей.

Литература:

  1.  Быховская, И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 2. — С.19-27
  2.  Визитей, Н. Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Н. Н. Визитей. — Кишинев: Штиинца, 1989.— 147 с.
  3.  Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий.— М.: Госмедиздат, 1930, ч. 1-2.
  4.  Зайцев, В. Н. Виды, локализация, механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток / В. Н. Зайцев, Р. М. Тухватулин, А. Э. Козлова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.— 2016.— № 4 (134).— С.80-83.
  5.  Сеченов, И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов.— СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  6.  Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001.— 128 с.
  7.  Тарутина, Е. И. Философия телесности и повседневность / Е. И. Тарутина // Вестник Амурского государственного университета. — 2014.— Вып. 66.— С.11-15.
  8.  Reeve, R. Five- to 7-Year-Olds' Finger Gnosia and Calculation Abilities / R. Reeve, J. Humberstone // Journal List Front Psychol. — v.2.— 2011.
  9.  Terlouw, M. Legasthenie und ihre behandlung / M. Terlouw. — Verlag Freies Geistes leben, 1997.— 173 s.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.11.2018)
Просмотров: 11 | Теги: двигательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь