Пятница, 09.12.2016, 02:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К РАБОТЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ НАУЧНОМ КРУЖКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ВУЗЕ

В.М.Степанян, Т.В.Полякова ,Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К РАБОТЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ НАУЧНОМ КРУЖКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы практического опыта, приобретенного студентами в период обучения в вузе, что позволит им быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда, а также некоторые практические и теоретические аспекты профессиональной ориентации в системе образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, активная и пассивная формы профориентационной работы, студенческий научный кружок.

 

Современный рынок труда высококонкурентен, предъявляет особые требования к специалистам, ищущим работу. Особенно актуален данный вопрос в сфере менеджмента, так как на сегодняшний день огромное число российских вузов готовят выпускников по специальности «Менеджмент организации». В этой области особенно важен практический опыт, приобретенный студентами в период обучения в вузе, что позволит им быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Эту задачу представляется возможным решить при помощи инструментов профориентационной работы со студентами [2, 3].
Обозначим основные теоретические аспекты профессиональной ориентации в системе образования.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию) - это система научно обоснованных социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:
1. Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально- экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2. Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
3. Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
4. Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
5. Психологическую поддержку - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально- экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико- физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Существуют следующие формы профориентационной работы.

I. Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия:
• Проведение в младших классах так называемых «Встреч с профессией»;
• Проведение в старших — вечеров встреч со специалистами;
• Беседы о профессиях;
• Проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление стендов и витрин «Профессии»;
• Посещения школьниками предприятий и учреждений;
• Выступление в школах профессионалов, преподавателей, ветеранов, ученых.

II. Активные формы профориентации:
• Вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно- спортивные, автодела и др.;
• Развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам;
• Занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию - успешности освоения профессии;
• Консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения;

• Профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом;
• Издаваемая в вузах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов;
• Создание в вузах работниками телевидения и педагогами профориентацион- ных фильмов;
• Профориентационная работа центров занятости населения.

Также важнейшим инструментом профессиональной ориентации в вузе (как в активной, так и в пассивной формах) становится привлечение студентов к научной и организационной работе в рамках студенческого научного кружка при выпускающей кафедре. При этом решаются задачи профориентационной работы как со студентами, так и со школьниками, что позволяет формировать положительный имидж вуза в глазах потенциальных абитуриентов (см. рис. 1).

 
Рисунок 1. Схема профориентационной работы студенческого научного кружка

На базе кафедры гостиничного и туристического менеджмента ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» начался процесс совершенствования работы СНК, в рамках которого проведены следующие мероприятия:

1) собрания со студентами с целью определения миссии, цели, задач СНК, формирования его организационной структуры. В рамках данной группы мероприятий студенты на практике осваивают навыки построения организаций, создания их организационной культуры, учатся формулировать миссию и цели;

2) разработка стратегии СНК на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. При реализации данных мероприятий студенты определяют общую стратегию кружка, пишут детализированный план мероприятий;
Пр офорнент ацп онная работа со школьниками

3) участие актива СНК совместно с преподавателями в различных круглых столах, семинарах и информационных мероприятиях, проводимых в Администрации города Волгограда, ГКУ ВО «Агентством развития туризма» и другими организациями, связанными со сферой туризма;

4) маркетинговое продвижение СНК. С целью формирования благоприятного имиджа вуза, кафедры и СНК актив кружка под руководством его координаторов принял участие в выставке «Туризм. Отдых. Спорт», проводимой 4 - 7 апреля 2013 года ООО «Царицынская ярмарка»;

5) организация конкурсов научных и практических разработок. В рамках реализации данного пункта мероприятий 4 - 5 апреля 2013 года проведен конкурс студенческих проектов «Экскурсия по Волгоградской области», объединивший студентов вузов Волгоградского региона, готовящих по специальностям, связанным с туризмом;

6) проведение научно-практических конференций. С целью реализации данного направления 25 - 26 апреля 2013 года, при поддержке Администрации г. Волгограда проведена всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития туризма в регионах», а также круглый стол «Туристический Волгоград: вчера, сегодня, завтра» [1];

7) участие студентов в качестве волонтеров в организации XXII Всероссийского физиологического съезда им. Павлова;

8) участие студентов в конкурсе туристических маршрутов по Волгоградской области, проводимом комитетом молодежной политики и туризма Администрации г. Волгограда (результат - первое и второе места).

Таким образом, одним из оптимальных средств воспитания студенческой молодежи, позволяющим решить ряд профориентационных и воспитательных задач, является привлечение ее к творческой работе, органически связанной с ее будущей профессиональной принадлежностью, т.е. к научно-исследовательской, проектной, конструкторской работе. В перспективе, развитие высшей школы, так же, как и развитие науки, следует осуществлять по направлению повышения эффективности, роста конечных результатов учебно-воспитательного и исследовательского процессов, которое предоставляет широкое участие студентов, аспирантов, преподавателей и молодых ученых в работе студенческого научного кружка любого вуза.

Научно-исследовательская работа студентов - это важнейшее средство формирования профессионального облика будущего специалиста любого профиля. Привлечение студентов к научной работе все больше выступает главной движущей силой их вовлеченности в процесс создания материальных и духовных ценностей, в процесс их профессиональной ориентации.

Литература

1. Беликова, Е.В. Некоторые практические аспекты формирования навыков научно-исследовательской работы у студентов / Е.В. Беликова, Т.В. Полякова // Научно- методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: сб. науч. трудов всероссийской науч.-практ. конференции. 19-20 мая 2013 г.. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - С. 7-9.
2. Степанян, В.М. Основные методы профориентационной работы / В.М. Степа- нян // Совершенствование процесса подготовки специалистов для сферы высшего профессионального образования: сб. науч. трудов, посвящ. 50-летию ФГОУВПО «ВГАФК». - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. - С. 95-97.
3. Степанян, В.М. Особенности профориентационной работы в системе образования / В.М. Степанян // Совершенствование процесса подготовки специалистов для сферы высшего профессионального образования: сб. науч. тр., посвящ. 50-летию ФГОУВПО «ВГАФК».- Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. - С. 90-93.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.09.2016)
Просмотров: 24 | Теги: профессиональная ориентация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016