Понедельник, 05.12.2016, 11:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Глобализация мировой экономики развивается неровно. Период сравнительно интенсивного сращивания, соединения национальных рынков и производств закончился. В конце первого десятилетия XXI в. начался этап частичного обездвиживания механизмов, ранее использованных в целях создания единого экономического пространства.

Для скоростного преодоления зоны нестабильности планетарной экономики необходимо выполнить комплекс сложных мероприятий, в том числе осуществить дальнейшее упрощение и удешевление трансграничного перемещения мобильных факторов производства. Предусмотренное правилами ВТО снижение ограничений в области внешней торговли сопровождается либерализацией инвестиционного режима иностранных инвестиций.

Присоединение России к ВТО расширяет возможности российской экономики подключиться к более высокому уровню мировой циркуляции инвестиций. При этом следует изначально ориентироваться на огромные планетарные "карманы" сбережений в денежной форме, часть которых желательно превратить в инвестиции. При общемировой нехватке ликвидности сумма запасов денежных средств ТНК составляет 4 - 5 трлн. долл. США <1>. Объем финансовых активов в офшорных юрисдикциях оценивается в 21,02 - 31,53 трлн. долл. США <2>. Собственники столь огромных инвестиционных средств чутко прислушиваются к малейшим изменениям инвестиционного климата в той или иной стране. Если в Российской Федерации произойдет поворот в сторону улучшения пока неблагоприятного инвестиционного климата, то это втянет в процесс ее национального воспроизводства гигантские потоки инвестиций сильнейших международных монополий и офшорных сверхбогачей.

--------------------------------

<1> World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. United Nations Conference on Trade and Development. New York; Geneva, 2012. P. 26.

<2> The Price of Offshore Revisited: Press Release. Tax Justice Network. 19th July 2012. P. 5.

 

Представленная схема носит упрощенный характер, но позволяет примерно определить "этажность" инвестиционного потенциала мирового хозяйства. Усиливающиеся признаки мировой стагнации сопровождаются повышением накала конкурентной схватки между крупными государствами за обозначенные с большими допусками объемы временно свободных денежных средств. России предстоит воспользоваться преимуществами, связанными с членством в ВТО, и попытаться в ходе этой жесткой, бескомпромиссной борьбы притянуть в свою экономику весомые порции иностранных инвестиций.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, вытекающие из Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей <1>. Нормами этого международного договора устанавливается запрет на применение инвестиционных мер, ограничивающих и дискриминирующих торговлю.

--------------------------------

<1> Текст Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, приводится в приложении 1A к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (СПС "КонсультантПлюс").

 

Для выполнения Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, предстоит внести изменения в законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием абз. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) "О соглашениях о разделе продукции" <1> все положения указанного Закона, противоречащие принципам ВТО, станут недействительными либо будут приведены в соответствие с вышеуказанными принципами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4596.

 

В ходе переговорного процесса о присоединении России к ВТО было согласовано исключение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, в части сохранения режима промышленной сборки. Поставка из-за границы автомобильных компонентов и их частей для сборки моторных транспортных средств будет сопровождаться предоставлением таможенных льгот и поддержанием необходимого уровня локализации производства вплоть до июля 2018 г. По мнению специалистов Минэкономразвития России, "подавляющее большинство инвесторов выйдут на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений" <1>.

--------------------------------

<1> Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО // http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/spravka_met.doc.

 

В рамках Генерального соглашения по торговле услугами <1> Россия взяла на себя обязательства по уменьшению ограничений иностранных инвестиций в отдельных секторах сферы услуг, включая банковские услуги, услуги по страхованию, бизнес-услуги и др.

--------------------------------

<1> Текст Генерального соглашения по торговле услугами приводится в приложении 1B к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. (СПС "КонсультантПлюс").

 

Резидентом особых экономических зон (ОЭЗ) может быть российская коммерческая организация с иностранными инвестициями. Но распространяемые на резидентов ОЭЗ льготы не соответствуют правилам ВТО. По данному вопросу представитель Российской Федерации на переговорах о присоединении к ВТО заявил, что после присоединения к этой международной организации Россия будет выполнять свои обязательства перед ней в ОЭЗ <1>. В границах переходного периода исключение сделано для Калининградской и Магаданской ОЭЗ. Предоставление инвесторам в этих зонах "льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных нашим законодательством" <2>.

--------------------------------

<1> Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (п. 1101) // http://static.consultant.ru/obj/file/doc/docladrg_rf_vto.pdf.

<2> Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО.

 

Либерализация инвестиционного режима сопровождается облегчением доступа иностранных инвесторов к отдельным инвестиционным товарам. Произойдут снижение или отмена таможенных пошлин на измерительное, научное, строительное, технологическое оборудование и ряд других товаров, относящихся к основным средствам.

Одновременно установлен ряд изъятий ограничительного и запретительного характера, что оказывает влияние на инвестиционную деятельность.

В сфере услуг можно привести следующие примеры таких изъятий.

Перечень горизонтальных обязательств, распространяемых на все сектора в области услуг, включает запрещение иностранной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и приграничных территорий. Иностранная собственность на другие типы земель может быть ограничена. Не разрешается любая коммерческая деятельность представительств, а также не приняты обязательства по допуску на рынок в форме некоммерческой организации, если в секторальных обязательствах не закреплено иное. Во всех секторах сферы услуг доступ к субсидиям и иным формам государственной поддержки предоставляется только юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.

Имеются многочисленные примеры, когда коммерческое присутствие допускается в форме юридического лица Российской Федерации. Как верно отмечает С.К. Волков, требование об учреждении иностранными организациями юридического лица в России осуществляется для установления контроля над иностранными инвестициями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волков С.К. Перспективы развития регионального рынка туристических услуг в контексте вступления России в ВТО // Региональная экономика: теория и практика. 2013. N 12. С. 12.

 

В части банковских услуг коммерческое присутствие может быть в форме российского юридического лица, а также представительства иностранного банка. Филиалы иностранных банков не предусмотрены.

По ряду секторов услуг устанавливается максимально возможная доля участия иностранного лица в уставном капитале коммерческой организации. Доля иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации ограничена верхним пределом в 50%.

Изъятия ограничительного и запретительного характера четко прописаны. Это позволяет иностранным инвесторам определить долгосрочные ориентиры по размещению инвестиций в российской экономике.

Влияние присоединения России к ВТО на приток инвестиций из-за границы скрупулезно исследуется на доктринальном уровне экспертными группами разных стран и международных организаций. Официальные представители Российской Федерации доводят до мирового сообщества свое видение данного вопроса.

Центральное место в завязавшемся оживленном обмене мнениями занимает проблема влияния присоединения к ВТО на поступление прямых иностранных инвестиций. Это объясняется очевидными причинами. Принимающая сторона заинтересована в притоке инвестиций указанного типа, ибо они "приносят" с собой современную технику, прорывную технологию и передовые методы управления. Инвестор также проявляет интерес в размещении прямых инвестиций, которое позволяет ему взять под свой контроль отдельные объекты и даже сектора местного производства.

Отставание в притягивании глобальных прямых инновационных инвестиций затрудняет продвижение той или иной страны на пути обновления технико-технологической основы производства, формирования мощных групп креативных работников. Это грозит потерей темпов исторического развития, понижением уровня конкурентоспособности экономики.

Можно выделить несколько принципиальных решений сформулированной проблемы.

В. Иваненко указывает на отсутствие существенной зависимости потоков прямых иностранных инвестиций от членства в ВТО <1>.

--------------------------------

<1> См.: Иваненко В. О перспективах привлечения прямых иностранных инвестиций после вступления России во Всемирную Торговую Организацию // http://www.viperson.ru/wind.php?ID=541107.

 

С.М. Кадочников выделяет группу отраслей, которые в наибольшей степени будут привлекательны для прямых иностранных инвестиций в силу либерализации внешней торговли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? К постановке проблемы // Известия Уральского государственного университета. Сер. Проблемы образования, науки и культуры. 2003. Т. 27. Вып. 14. С. 67.

 

Т. Резерфорд и Д. Тарр отмечают особое значение либерализации сферы услуг в усилении притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику <1>.

--------------------------------

<1> См.: Резерфорд Т., Тарр Д. Вступление России в ВТО: влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/RussiaWTOAccession.pdf; Они же. Последствия вступления в ВТО для регионов России // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Internal-Training/287823-1116536061368/Regional_ImpactsOfRus-siasAccessionToTheWTO_rus.pdf.

 

Ключевое место в области услуг занимает рынок финансовых услуг. Ожидается, что в его границах прямые иностранные инвестиции будут распределяться неравномерно. В.Е. Косарев, Т.В. Конг полагают, что "новых масштабных инвестиций иностранных инвесторов в дочерние банки... опасаться не стоит" <1>. Относительно услуг по страхованию Ю.С. Эзрох сформулировал предположение о теоретической возможности установления над всем этим сегментом рынка финансовых услуг контроля со стороны иностранного капитала <2>.

--------------------------------

<1> Косарев В.Е., Конг Т.В. Увеличатся ли иностранные инвестиции в дочерние банки в России? // Банковское дело. 2013. N 2. С. 26.

<2> См.: Эзрох Ю.С. Российские банки в условиях вхождения в ВТО // ЭКО. 2013. N 3. С. 169.

 

Важное уточнение сделала К.В. Юдаева. По ее мнению, повышение объема прямых иностранных инвестиций после присоединения России к ВТО следует связать с достижением большей стабильности и предсказуемости российского законодательства в области внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, а также российской политики в этих сферах <1>.

--------------------------------

<1> Официальный сайт Комитета РСПП по торговой политике и ВТО // http://www.rgwto.com/faq.asp?id=7348&topicid=2969&fullmode=l.

 

Положительная взаимосвязь между обязательствами России в рамках ВТО и увеличением притока прямых иностранных инвестиций начнет проявляться не сразу. Г. Костюнина подчеркивает, что основной эффект следует ожидать после окончания переходного периода, когда Россия выполнит свои обязательства в ВТО, включая приведение в полное соответствие российского законодательства нормам ВТО <1>.

--------------------------------

<1> См.: Костюнина Г. Влияние присоединения к ВТО на приток иностранных инвестиций в Россию // http://trade.ecoaccord.org/bridges/0512/8.html.

 

Разночтения по вопросу о поступлении прямых иностранных инвестиций после присоединения к ВТО связаны с отличиями в оценке перспектив состояния инвестиционного климата в стране. Для выхода на стратегический горизонт привлечения прямых иностранных инвестиций по широкому фронту видов экономической деятельности необходимо провести глубокую реформу национальной экономики.

Россия пока отстает в развертывании процесса системных преобразований в экономике. Затянувшееся обновление Стратегии-2020 оборачивается ростом уровня неопределенности всех функциональных видов экономической политики государства. Нарастает искажение исторической перспективы вхождения страны в постиндустриальное общество.

Предстоит радикализировать экономические преобразования, в том числе в области инвестиционного процесса.

В первоочередном порядке предлагается подготовить и принять Федеральный закон "Об основах инвестиционной политики Российской Федерации". Несущими конструкциями этого законодательного акта должны стать пять положений:

1) завершение государственной регистрации права собственности на все активы государства и трансформация их существенной части в инвестиции;

2) переход к пятилетним планам размещения государственных инвестиций;

3) разрушение избыточных административных процедур;

4) искоренение коррупции и нелегального бизнеса в области инвестиционной деятельности;

5) усиление защиты права собственности и законных интересов инвесторов.

ПРИТОК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТОИдеологическая установка базового федерального закона об инвестиционной политике ясна и понятна. Нужно отбросить в сторону устаревшие и не отвечающие интересам России монетаристские представления об уменьшении роли государства в национальном хозяйстве. Государственным инвестициям должна быть предоставлена "дорожная карта" в российской экономике. Только в этом случае государство может должным образом проявить себя в качестве гениального архитектора революции производительных сил. Использование крупноформатных государственных инвестиций расчистит дорогу к шестому технологическому укладу для национальных и иностранных инвесторов. Полезно перейти к масштабному распространению совместных предприятий, учредителями которых выступают государство и ТНК. Нужно активнее заключать с иностранными лицами концессионные соглашения.

Одновременно нельзя забывать о возрастающих потребностях в квалифицированных работниках, которым предстоит занять 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Здесь придется объединить ресурсы домашних хозяйств, бизнеса и государства для подготовки принципиально новой армии труда. Широкое распространение бесплатного общего и профессионального образования, качественное улучшение здравоохранения, подключение институтов культуры для взращивания творчески мыслящих работников открывают простор для укорененного создания российского варианта государства благоденствия. Предстоит увеличить вложение инвестиций в интеллектуальный капитал, выступающий структурной частью капитала человеческого.

В сфере правовой реформы предстоит отказаться от специального законодательства об иностранных инвестициях, признать утратившими силу или изменить нормы, не соответствующие требованиям ВТО. Было бы правильно перенести в практическую плоскость решение вопроса об инвестиционном кодексе Российской Федерации.

Сформулированные рекомендации характеризуют содержание современной инвестиционной политики государства. По мере ее реализации удастся добиться резкого нарастания притока иностранных инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие производства. Решительные, настойчивые, научно обоснованные действия государства по этому направлению внесут весомую лепту в процесс преображения российской экономики в условиях участия Российской Федерации в работе ВТО.

Цыганов С.И.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.04.2014)
Просмотров: 340 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016