Воскресенье, 24.09.2017, 20:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Е.П.Болдырева

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья затрагивает актуальные вопросы современного образования, определяет суть приоритетов образовательных программ и способы их реализации. Также рассматривается современное положение российской системы образования, которая в свою очередь претерпевает серьезные изменения в силу идеологических, политических, социальных и финансовых изменений в стране. Результатом работы автора явились классификации приоритетов в образовательной политике, рассматриваются способы их реализации. Как итог, подчеркивается важность гармоничного и системного объединения социального, политического, экономического и образовательного потенциала страны. Автор приходит к выводу о том, что только так возможно реализовать национальные интересы страны на мировой арене, и, как следствие, будет обеспечена социальная стабильность, экономический рост, безопасность нации в целом.

Ключевые слова: современное образование, образовательные программы, социальный, политический, финансовый, образовательный потенциал, изменения

 

Сегодня все большую роль играет образование, которое рассматривается не только как способ воспитания и получения определенной профессии, что неоспоримо, но и как механизм создания конкурентоспособного общества, формирования крепкого социума, двигающего страну и экономику вперед, особенно сейчас, в мире полном противоречий и высокой конкуренции.

Государственная политика в сфере образования - это определенная стратегия управления органами региональной и федеральной власти по обеспечению проведения системных изменений, с целью сформировать в сфере образования определенный человеческий потенциал, который будет отвечать требованиям современного общества [1].

Российская система образования претерпевает серьезные изменения с конца 20 века. Именно тогда руководством страны, региональными органами образования и представителями системы образования была осознана важность гармоничного и системного объединения социального, политического, экономического и образовательного потенциала страны, дабы успешно реализовать национальные интересы, и таким образом, обеспечить социальную стабильность, экономический рост, безопасность нации в целом и как перспектива в будущем - инвестиционную привлекательность России, ее конкурентоспособность на глобальном рынке.

Образовательная политика любой страны стоит на, так называемых, трех китах: финансовой политике, нормативно-правовой и идеологически-культурной политике. Последняя из вышеназванных - это политическая доктрина, определяющая вовлеченность государства в образовательную сферу на всех этапах, то есть идеологическая составляющая. Вторая составляющая - финансовая, то есть финансирование образовательных программ должно быть достаточным для обеспечения продуктивной работы системы образования в целом; а если предусматриваются критичные и кардинальные изменения, то этап финансирования является основополагающим. И наиболее важная - это нормативно- правовая составляющая образовательной политики - то есть определение компетенций, рамок поведения участников образовательного процесса, а также субъектов образовательной отрасли.

Согласно основам современной образовательной политики Российской Федерации [2] главной целью политики в сфере образования является предоставление студентам и ученикам качественного образования, вне зависимости от региона проживания, а достигаться данные цели должны с помощью модернизации самой системы образования, инновационных технологий [3]усовершенствования системы контроля качества образования[4, с. 29].

Под качественным образованием понимается образование, соответствующее актуальным и перспективным потребностям современной жизни, а именно: учитывающее общемировой контекст (глобализацию современного мира, информатизацию, более широкое развитие мировых рынков труда и образовательных услуг); адекватно развивающееся в специфической ситуации социальных проблем, социального противоречия; учитывающее уже существующую систему образования с ее традициями, достижениями, реформирующее проблемные зоны, принимающее во внимание социальные ожидания, возможности и ограничения [4,28].

Приоритетами современной образовательной политики являются два основополагающих момента: опережающее развитие образования по отношению к другим областям социальной сферы и экономическая приоритетность образования [4, 36].

Данные приоритеты достигаются с помощью повышения статуса и поддержки государством основных субъектов образования: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения; а также за счет гарантии доступности, непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. Повышение социального статуса педагогического работника достигается посредством усиления государственной поддержки педагогических и управленческих работников образования, а также посредством возвращения государства в образование, то есть поэтапное наращивание государственной поддержки образовательной отрасли в рамках, определяемых образовательной политикой.

Особый вклад в инновационное развитие образования внесли различные проекты и программы, разработанные Правительством РФ и успешно осуществляемые. Например, Национальный проект «Образование», завершившийся в 2008 году, позволил установить «точки роста» в регионах и таким образом гарантировать обеспечение инновационного характера развития системы образования в России.

Наряду с национальными проектами, безусловно, определенным открытием являются Программы развития образования регионов на пятилетние периоды, которые с течением времени положили начало основ осуществления государственной политики в сфере образования, а также предопределили стратегию его развития, обеспечили инновационный характер образования и его гуманистическую направленность, ставя в качестве приоритета свободную и творческую личность [6, 44], а в фокусе воспитательного процесса появились такие качества как гражданственность, патриотизм и, как следствие, желание и реальная возможность способствовать социальному и экономическому развитию региона.

Положительным примером может служить региональная Программа развития образования Ленинградской области на 2010-2020 гг., которая основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., и определяет стратегию и цели страны - «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [7, 133].

При соблюдении последовательной реализации паритетных задач мы вправе ожидать определенные результаты государственной образовательной политики в 2010-2020 годах [8]. Во-первых, последовательное и качественное преобразование системы образования в регионах - она должна стать инновационной в плане обучения, управления и развития образовательных учреждений. Также она будет инвестиционно привлекательной и максимально эффективной при подготовке профессиональных кадров[9, 69].

Во-вторых, должна реализоваться цель повсеместного, массового формирования здорового, образованного, активного человека, который будет служить страны, ее конкурентоспособности, который будет иметь желание получить образование в течение жизни, иметь доступ к информационными технологиями самообразования [10, 172].

В-третьих, все ступени образования будут доступны для всех категорий населения на протяжении всей жизни.
Система образования должна служить гарантом того, что будет обеспечен «выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».

Безусловно, российской системе образования нужна глобальная и всеобъемлющая поддержка проводимой политики со стороны общественности, поддержка экономического характера и усиление ответственности государства в этой сфере. Только так российское образование сможет стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Литература:

1. «Образовательная политика России в XXI веке» (2001 г.)[Электронный ресурс]: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/28940-napravleniya-gosudarstvennoy- obrazovatelnoy-politiki-do-2020-goda.html (обр. 12.03.2016)
2. Основы современной образовательной политики России (стратегические тезисы) [Электронный ресурс]: http://ps.1september.m/artide.php?ID=200104603 (обр. 12.03.2016)
3. Лебедева О.Ю. Перспективы развития технологий электронного обуче- ния//Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова, №3 (21), 2015 [Электронный ресурс]: http://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Pages/3(21).aspx (обр. 22.03.2016)
4. Голованова Д.А., Исайкина М.А., Недогреева Н.Г О роли сетевого взаимодействия в обеспечении качества профессионального образования// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №24. С. 27-37
5. Национальные приоритеты России [Электронный ресурс]: http://www.insor-russia.ru/en/_priorities/national_priorities (обр. 12.03.2016)
6. Григорьева Т. Ю. К вопросу об иноязычной профессионализации будущих специалистов// Наука и Общество: ССЭИ ФГВОУ ВО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова», 2015, № 4 (23)- С 43-45
7. Болдырева Е.П. Некоторые аспекты влияния современной политической ситуации на российское образование// Наука и общество. 2015. № 1 (20). С. 132-134
8. Высшее образование в России// аналитические материалы [Электронный ресурс]: http://www.russia.edu.ru/information/analit/vis/1301,2/ (обр. 12.03.2016)
9. Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2011. Том. 1. № 57. С. 68-72.
10. Рудакова Е.Н. Государственная образовательная политика: этапы становления и современное состояние // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2012. № 4. С. 170-175.
11. [Электронный ресурс]: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (обр. 20.03.2016)

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.06.2017)
Просмотров: 52 | Теги: образовательные программы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь