Понедельник, 27.05.2019, 04:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

ВОРОЖЕЙКИН А.В., кандидат педагогических наук
ФАДЕЕВА В.В., доктор педагогических наук, профессор
КОМИССАРОВ Б.Ю.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Инструктор, рукопашный бой, готовность к педагогической деятельности, знания, умения, владения, методическое мастерство, теоретическая подготовка, организационно- методическая подготовка, дистанционные технологии, активные методы обучения.

В статье рассматривается методическая подготовка как один из основных показателей готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности. Обосновывается ее содержание (теоретическая и организационно-методическая подготовка), приведены результаты оценки подготовленности инструкторов силовых структур по методической подготовке, рассмотрены приоритетные пути ее совершенствования за счет включения в программу обучения дистанционных технологий и активных методов обучения.

 

В  настоящее время подготовка инструкторско-педа- гогических кадров, занимающихся оперативно-боевой подготовкой сотрудников силовых структур, является одной из приоритетных педагогических задач, стоящих перед образовательными организациями силовых структур, а своевременность ее решения обусловлена недостаточным уровнем готовности инструкторов к педагогической деятельности и необходимостью улучшения деятельности по их подготовке [1, с. 52].

В целях оптимизации процесса подготовки инструкторского состава по рукопашному бою нами был проведен углубленный анализ учебных программ и обобщен передовой педагогический опыт образовательных организаций силовых структур по подготовке данных специалистов, что позволило:

1) определить основные направления деятельности инструктора по рукопашному бою силовой структуры и на основе этого определить перечень знаний, умений и владений, необходимых для эффективного выполнения им своих должностных обязанностей;

2) выявить показатели готовности инструктора по рукопашному бою к педагогической деятельности (высокая методическая подготовленность, хорошее знание специфики решаемых задач, индивидуальная готовность по основным видам единоборств и т.д.) [2, с. 180].

В результате наших исследований установлено, что наиболее важным показателем готовности инструкторов к педагогической деятельности является высокий уровень методической подготовленности. В связи с этим возникла необходимость оценить уровень методической подготовленности инструкторского состава как основного показателя. С учетом того, что методическая подготовка интегрально состоит из теоретической подготовки и организационно-методической подготовки, две последние необходимо рассмотреть по отдельности.

Теоретическая подготовка базируется на знаниях, то есть фактах, сведениях, понятиях и закономерностях, закрепленных в когнитивной системе сознания человека. Расширение объема и повышение качества специальных теоретических знаний инструктора - это, прежде всего, важный путь в овладении методическими и практическими навыками [4, с. 167]. Опрос специалистов и опытных тренеров, осуществляющих подготовку инструкторского состава, позволил определить наиболее значимые в педагогической деятельности инструктора теоретические знания и установить процентное соотношение учебного времени в программе обучения, отводимого на их освоение (таблица 1). В процессе выборки учитывались:

- требования современной оперативно-служебной деятельности к физическому состоянию сотрудника и влияние рукопашного боя на качество выполнения служебных задач;

- сведения о сущности и содержании подготовки по рукопашному бою с учетом передового международного опыта и современных прогрессивных методик подготовки сотрудников силовых структур [4, с. 168].

Таблица 1.
Перечень контрольных вопросов для проверки теоретической подготовленности инструкторов по рукопашному бою

Таблица 2.
Составляющие методического мастерства инструктора по рукопашному бою и их значимость

Для определения уровня теоретической подготовленности инструкторско-педагогического состава по рукопашному бою проведено тестирование (к нему было привлечено 73 инструктора из различных регионов). Результаты мониторинга уровня теоретических знаний указали на низкий, граничащий с неудовлетворительным, уровень теоретической подготовки инструкторов (рисунок 1). При этом наибольшее количество неудовлетворительных результатов наблюдалось при ответе на тестовые вопросы второго блока - «Основы педагогики и психологии», что дополнительно подтвердило необходимость активизации работы по совершенствованию педагогических навыков у инструкторов.

По мнению ведущих специалистов силовых структур, причинами такого положения дел являются:

- ограниченные временные рамки, отводимые на подготовку инструкторско-педагогиче- ского состава по рукопашному бою, и отсутствие многоуровневой системы такой подготовки;

- ограниченные возможности в непрерывном самообразовании в связи с отсутствием современного теоретического обеспечения, учитывающего специфические особенности оперативно-служебной деятельности сотрудников силовых структур;

- удаленность практических подразделений, что также негативно влияет на обмен опытом и информацией.

Организационно-методические умения - это готовность инструктора по рукопашному бою осуществлять какой-либо относительно самостоятельный вид деятельности по управлению подготовкой сотрудников подразделения по основным мероприятиям рукопашного
боя. От того, насколько методически грамотен инструктор, зависит качество проводимых им мероприятий по рукопашному бою [5, с. 12].

Опираясь на существующий опыт педагогической практики, мы определили составляющие методического мастерства инструктора по рукопашному бою, критерии оценки и их значимость (представлены в таблице 2).

Анализ полученных результатов позволил установить, что наиболее высокое ранговое место по значимости имеет умение контролировать технику выполнения приемов и действий рукопашного боя и своевременно исправлять ошибки. Кроме того, важен визуальный контроль за основными узлами в технике, который играет решающую роль в педагогической деятельности инструктора в процессе обучения сотрудников силовых структур. Важны также умения достигать поставленной цели в обучении, предупреждать и исправлять ошибки, а также, безусловно, показывать приемы.

Ко второй по степени ранжирования группе мы отнесли: умение рационально использовать время, отведенное для решения поставленной задачи, требовательность к обучаемым (умение управлять подразделением и поддерживать дисциплину), умение выбрать рациональные методы обучения, воспитания, развития, умение сплотить обучающихся, мотивировать их к решению поставленных задач.

К третьей группе по результатам опроса причислены умения, относящиеся к командным навыкам: умение использовать современные информационные технологии, командный голос, строевая выправка и внешний вид, умение занять место, позволяющее обеспечить максимальную наглядность при проведении, а также умение правильно подавать команды.

В целях диагностирования уровня организационно-методических навыков инструкторов по рукопашному бою был проведен мониторинг уровня организационно-методических навыков (рисунок 2). Проведенное нами исследование показало, что у инструкторов неудовлетворительно развиты организационно-методические навыки.

Таким образом, исследования позволили констатировать тот факт, что в настоящее время в связи с низким, граничащим с неудовлетворительным, уровнем методической подготовки инструкторов по рукопашному бою возникла острая необходимость пересмотра существующих методик методического совершенствования данной категории сотрудников. Считаем необходимым:

1. Разработать и внедрить в программу обучения инструкторов активные методы обучения, которые можно было бы использовать на всех этапах и которые позволяли бы: максимально приблизить процесс обучения к реальной профессионально-практической деятельности; комплексно формировать теоретические знания, умения, навыки; развивать навыки профессионального общения и принятия управленческих решений.

2. Разработать и внедрить в программу подготовки (повышения квалификации) инструк- торско-педагогических кадров программные продукты, позволяющие осуществлять теоретическую подготовку инструкторов в форме дистанционного обучения. Практика применения интерактивных обучающих компьютерных систем при дистанционном обучении свидетельствует о ее положительной роли и высоких результатах. Такие системы способствуют получению качественной теоретической информации независимо от места дислокации, обеспечивают возможность применения дистанционных курсов с разной временной периодичностью (раз в год или полгода, непосредственно перед сборами инструкторов подразделений), позволяют избежать трудностей, связанных с жесткими временными рамками дистанционного курса, что открывает возможности более качественно подойти к освоению теоретических знаний.

В связи с выявленными обстоятельствами с целью сокращения временных затрат, увеличения объема получаемой информации, экономии физических и психических ресурсов обучающихся, повышения качества их профессиональной подготовки одной из очередных задач наших исследований является создание и апробация технологии применения активных методов обучения на различных этапах подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур и системы дистанционного обучения.

 
Библиографический список:

1. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Совершенствование профессиональной подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной науч.-пр. конференции. Т. 1. Иркутск: ВСИ МВД России, 2017. С. 52-58.
2. Ворожейкин А.В., Дзюба А.С. Требования, предъявляемые к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3 (37). С. 179-182.
3. Ворожейкин А.В., Сущенко В.П. Оценка уровня методической подготовленности инструкторов по рукопашному бою, как основного показателя их готовности к педагогической деятельности // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 136-141.
4. Ворожейкин А.В., Комиссаров Б.Ю. Анализ теоретической подготовки инструкторско- педагогических кадров по рукопашному бою, приоритетные пути совершенствования // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: сб. научных трудов XIII Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Арзамас: ННГУ, 2017. С. 166-169.
5. Ворожейкин А.В., Комиссаров Б.Ю. Анализ организационно-методической подготовки инструкторско-педагогических кадров по рукопашному бою, приоритетные пути совершенствования // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сборник материалов 16-й международной науч.-практ. конф. Махачкала: Апробация, 2017. С. 9-15.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (29.04.2019)
Просмотров: 12 | Теги: инструктор, Рукопашный бой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь