Воскресенье, 24.09.2017, 20:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

Приоритетные направления развития Евразийского экономического союза в современных условиях

Ю.И.Антипова, О.Ю.Соколова, д.э.н., профессор

Приоритетные направления развития Евразийского экономического союза в современных условиях

В статье проанализированы перспективы развития Евразийского экономического союза, рассмотрены направления взаимовыгодного партнерства ЕАЭС и стран СНГ, не входящих в объединение.

Ключевые слова: Интеграция, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, сотрудничество

 

Процесс становления межгосударственных, региональных интеграционных объединений стал характерной чертой современного этапа глобализации. Эффект синергии, являющийся следствием объединения экономических потенциалов государств, послужил фактором популяризации данного процесса в частности среди стран с переходной экономикой. [1] Распад Советского Союза обусловил кризисные явления в экономиках выделившихся стран. Из двукратного падения объема промышленного производства около половины может быть объяснено разрывом хозяйственных связей, появлением на пути движения людей, товаров, капитала государственных границ и иных барьеров. Ликвидировать эти, зачастую искусственным образом созданные, барьеры, возродить старые и способствовать активизации новых связей между государствами призвана интеграция.

Получившая с момента создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации распространение тенденция углубления интеграции привела к переходу взаимодействия между государствами на качественно новый уровень и позволила вовлечь в этот процесс новые страны. 29 мая 2014 г. В.Путин, Н.Назарбаев и А.Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, подтвердив, что Евразийский экономический союз отныне является новой формой совместного существования государств.

Успешность развития ЕАЭС во многом зависит от влияния внешних факторов, к которым, среди прочих можно отнести взаимоотношения с другими странами СНГ. Определение основных моделей взаимовыгодного партнерства с государствами, не входящими в объединение является одним из наиболее перспективных направлений работы. В качестве примера могут послужить взаимоотношения ЕАЭС с такими странами как Молдова и Таджикистан. Эти государства объединяет наличие схожих проблем развития, в частности, ограниченный внутренний рынок, значительная удаленность от крупных центров торговли и отсутствие экономической общности между торговыми партнерами и основными рынками. При этом каждое из названных государств имеет тесные взаимосвязи со странами Евразийского экономического союза, что обуславливает необходимость поиска экономически эффективных путей взаимодействия.

Анализируя потенциальные форматы деятельности Молдовы, Таджикистана и стран Евразийского экономического союза необходимо исключить дублирование функций уже действующих форм партнерства. В 2001 году Таджикистан вступил в ряды Евразийского экономического сообщества, где Молдова состояла в качестве наблюдателя. Кроме того, Молдова подписала и ратифицировала, Таджикистан подписал, но еще не ратифицировал соглашение о зоне свободное торговле (ЗСТ) стран СНГ, что исключает необходимость вести переговоры по образованию новой ЗСТ и предполагает сосредоточить усилия на деятельности уже существующей.

При этом применение тех или иных форм сотрудничества Молдовы, Таджикистана и Евразийского экономического союза необходимо анализировать исходя из наличия, либо отсутствия стремления у конкретной страны вступить в ряды интеграционного объединения. В свете данного вопроса показателен пример вступления в ЕАЭС Армении, произошедший 2 января 2015 г. Армения аналогично Молдове и Таджикистану на протяжении нескольких лет не могла определиться с курсом своего внешнеэкономического развития, колеблясь между необходимостью сотрудничать со своими соседями по СНГ и амбициозным желанием ассоциации с Европейским союзом. В своем конечном выборе Армения, безусловно, руководствовалась не столько политическими, сколько экономическими соображениями, ведь Беларусь, Россия и Казахстан на протяжении многих лет являются ее крупными торговыми партнерами. Следуя примеру Армении в декабре 2014 г. договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу подписал Кыргызстан. Опыт упомянутых государств может быть полезен и показателен для других стран СНГ, которые стремятся вытроить более эффективные модели сотрудничества со странами Евразийского экономического союза.

Так еще 26 сентября 2012 г. Таджикистан объявил о своем намерении вступить в Таможенный союз. В соответствии с существующими оценками единовременных эффектов по наиболее важным отраслям экономики Таджикистана в случае его вступления в Евразийский экономический союз можно будет наблюдать прирост по добыче полезных ископаемых около 0,9%, сельскому хозяйству 0,5%, пищевой промышленности до 1,2%, сфере услуг 0,6%. Кроме того, присоединение страны к ЕАЭС может стать стимулом для привлечения дополнительного объема инвестиций, что непосредственно должно отразиться на росте ВВП. Дополнительный потенциал роста ВВП при увеличении капиталовложений стран ЕАЭС оценивается в 1,6%. Высок потенциал денежных переводов (1% прироста ВВП). Помимо этого приток инвестиций должен отразиться на организации новых производств, а, следовательно, создании дополнительных рабочих мест, что может стимулировать рост ВВП на 0,4% в год.

Вступление в ЕАЭС для Таджикистана - это шаг к сотрудничеству в сфере инноваций, возможность модернизировать экономику, а так же доступ к единому рынку труда. Значимость последнего тяжело переоценить. По данным Всемирного банка ежегодные переводы из России в Таджикистан составляют больше 40% в ВВП. [8] По оценкам специалистов при участии Таджикистана в Евразийском экономическом союзе рост денежных переводов может составить от 15% до 25%. В данном случае удельный вес переводов в ВВП превысит 53%. Денежные переводы имеют непосредственное отношение к формированию сбережений населения, что при разумной банковской политике, связанной с предоставлением сберегательных инструментов, может привлечь дополнительные средства в финансовую систему. За счет таких поступлений могут быть профинансированы частные инвестиции. [5] Присоединение к единому рынку труда для Таджикистана - это так же возможность изменения трудового законодательства, легализация занятости, снятие ограничений на трудовую миграцию, рост доходов населения, связанный с корректировкой оплаты труда по подобию других стран ЕАЭС. Всё это, в конечном счете, должно привести к снижению уровня бедности и росту качества жизни населения. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о положительном эффекте, который может быть достигнут Таджикистаном при вступлении в Евразийский экономический союз. Влияние такого присоединения позволит компаниям стран ЕАЭС получить дополнительные возможности для инвестирования.

Говоря о потенциальных возможностях сотрудничества Евразийского экономического союза с Молдовой, необходимо сказать, что за годы независимости стране так и не удалось выбрать оптимальный внешнеполитический курс. Определив интеграцию с Европейским союзом в качестве приоритета развития и осуществив ряд экономических реформ западного образца, Молдова не смогла преодолеть экономическую отсталость. Страна уверено движется в направлении евроинтеграции, сводя сотрудничество с государствами СНГ к минимальным показателям. Подтверждением тому является статистика внешней торговли Молдовы, в соответствии с которой экспорт в страны СНГ сократился в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 33,1% и составил 25% от общего объема экспорта, что особенно показательно на фоне того, что доля экспорта в страны ЕС 69,1%. Схожие тенденции можно наблюдать и по импорту, где доля ЕС составила 49%, а доля стран СНГ 25,5%.[4] Данная ситуация кажется парадоксальной при учете тех выгод, что Молдова могла бы получить, выстроив иную модель взаимоотношений с Евразийским экономическим союзом.

В частности, говоря о важнейшей отрасли экономики страны - сельском хозяйстве, на которую в структуре ВВП приходится 12,7% [4], необходимо отметить, что развернутые Европейским союзом масштабные программы по поддержке отрасли, тем не менее, не исключают того факта, что на рынок стран ЕС экспортная сельскохозяйственная продукция Молдовы доступа не имеет по причине неудовлетворительного качества. [3] Учитывая, что 60% населения проживают в сельской местности, можно сделать вывод, что благосостояние этих людей непосредственно зависит от аграрного сектора, а он в свою очередь от рынков сбыта. [7]

В подобной ситуации более благоразумным решением для Молдовы может быть переориентация экспортных потоков на рынки стран Евразийского экономического союза, менее притязательных к качеству. Схожий сценарий актуален и для другой в наибольшей степени развитой сферы промышленности страны - производству текстильных изделий. Кроме того, не следует выпускать из внимания тот факт, что страны Евразийского экономического союза являются важнейшими инвестиционными партнерами Молдовы.

Принимая во внимание отсутствие у Молдовы желания присоединиться к евразийскому процессу интеграции, стране могут быть рекомендованы иные варианты взаимодействия, способствующие максимальному сокращению дистанции в сотрудничестве с Россией, Казахстаном, Беларусью, Арменией и Киргизстаном. А именно, необходимо активизировать работу в рамках соглашения о ЗСТ СНГ, в том числе, имеет смысл заключить с государствами ЕАЭС ряд секторальных соглашений, в частности по таким сферам как энергетика, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Кроме того в свете развития отношений с Евразийским экономическим союзом Молдове можно воспользоваться опытом, накопленным за годы сотрудничества с ЕС, например подписать аналог Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Такое соглашение предусматривает либерализацию торговли, взаимодействие в ряде секторов и политический диалог.

Так же Молдова крайне заинтересована в доступе к таким основным свободам, предусмотренным Евразийским экономическим союзом, как свобода передвижение капитала и рабочей силы. По поводу последней, нужно отметить, что денежные переводы трудовых мигрантов формируют 24% ВВП Молдовы, при этом по данным Национального банка Молдовы в 2014 г., как и в предыдущие периоды большая часть переводов осуществлялась из России- 61,6% от общей суммы. [6] Выстраивая отношения с Евразийским экономическим союзом, учитывая приведенные выше инструменты, Молдова может достичь положительного экономического эффекта и сократить степень своей зависимости от ЕС.

Тем не менее, взаимоотношения между государствами, как входящими в Евразийский экономический союз, так и оставшимися в стороне от процесса интеграции являются не единственным необходимым условием для эффективного функционирования объединения. На настоящее время существует ряд проблем, успешное решение которых благоприятно скажется на динамике процесса евразийской интеграции. Для преодоления кризисных явлений в рамках Евразийского экономического союза может быть рекомендовано [2]:

-с целью осуществления перехода к постиндустриальному типу экономики необходимо акцентировать особое внимание на привлечение инвестиций в отрасли машиностроения, фармацевтики, нефтехимии, информационных технологий. Исходя из этого, странам ЕАЭС необходимо активизировать развитие отраслей, которые в перспективе могут способствовать формированию общих рынков, т.е., металлообработки, продовольствия и растительного сырья, отрасли нефти и газа, транспортной инфраструктуры;

-согласованное развитие сегментов финансовых рынков государств Евразийского экономического союза, создание эмиссионных центров, банка Евразийского экономического союза, ведение совместной валютной политики, а так же, в обозримом будущем, переход к единой валюте ЕАЭС;

-изменение действующего подхода принятия и имплементации решений. Решения, принимаемые на межгосударственном уровне, не соотносятся с реальной деятельностью хозяйствующих субъектов стран. Необходимо запустить механизмы корпоративной интеграции, способствующие развитию торгово-экономических отношений между индивидуальными субъектами хозяйственных комплексов стран;

Важнейшей целью евразийской интеграции является переход стран- участниц к инновационному типу экономики. Поэтому сотрудничество в научно- технической сфере, способное стимулировать рост конкурентоспособности экономик является приоритетным направлением. Исходя из этого странам ЕАЭС принципиально важно:

-подготовить целевые программы инновационного развития и определить порядок их финансирования;

-использовать на двусторонней и многосторонней основе финансовые и институциональные механизмы поддержки научных исследований и проектов в области инноваций;

-усовершенствовать условия ведения инновационного бизнеса, гарантировать защиту интеллектуальной собственности малых и средних предприятий, форсировать принятие единых технических стандартов;

-создать трансграничные инновационные цепочки, тем самым реализовывая принцип добавленных инноваций, когда инновации, созданные в каком-либо государстве интеграционного объединения, дополняются и модернизируются в других странах данного объединения.

Планомерная работа и потенциальные успехи интеграции, которые могут быть достигнуты в ходе реализации всех намеченных планов позволят огромному населению государств Евразийского экономического союза гордиться не только своим великим прошлым, но и настоящим, уверенно смотреть в будущее [2].

Литература:

1. Антипова Ю.И. От таможенного союза к ЕАЭС: ретроспектива становления и развития интеграционных процессов/ Ю.И. Антипова//Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 [Текст]: сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции (19-20 ноября 2015 года), в 4-х томах, Том 2.-2015.-С.409-411
2. Антипова Ю.И. Перспективы развития Евразийского экономического союза в условиях глобализации мировой экономики/ Ю.И. Антипова//Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов: Материалы междунар. науч.-практ.
конф. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Сытник. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова.- 2015. - 244 с.
3. Баева М.А., Пойкер М.Б. Армения, Молдова и Таджикистан: возможно ли взаимодействие с таможенным союзом и Единым экономическим пространством без вступления в них? / М.А.Баева, М.Б. Пойкер//Российский внешнеэкономический вестник.- №7.-2013.-С.32-47
4. Внешнеэкономическая деятельность Республики Молдова в 2015 г. [Электронный ресурс]//Национальное бюро статистики Республики Молдова.- Режим доступа: http://www.statistica.md/newsview.php?l=ru&idc=168&id=5054
5. Демиденко М. Таджикистан и ТС: вызовы и возможности / М.Демиденко//Евразийская экономическая интеграция.- 2013.-№3.-С.89-108
6. Переводы денежных средств из-за границы, осуществляемые в пользу физических лиц через банки Республики Молдова в 2014 г. [Электронный ресурс]// Национальный банк Молдовы.-Режим доступа: www.bnm.org/files/index_30640.pdf
7. Фокина Л. Молдова на перепутье между ЕС и ТС/Л.Фокина // Россия и новые государства Евразии. -2013.- № 2.- С. 43-52
8. Tajikistan Overview [Электронный ресурса/The World Bank. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/country/tajikistan/overview#2

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.06.2017)
Просмотров: 44 | Теги: интеграция, ЕАЭС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь