Вторник, 28.02.2017, 02:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОПРОЕКТА

КИБАК И.А.,
доцент кафедры психологии и педагогики
Академии МВД Республики Беларусь,
кандидат психологических наук, доцент


ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОПРОЕКТА


Законотворческая деятельность бело-
русских депутатов становится все более ин-
тенсивной, увеличивается количество при-
нятых законов, однако их качество в ряде
случаев остается на невысоком уровне. Про-
тиворечия, коллизии, дублирования, пробе-
лы и психолого-законотворческие ошибки,
допускаемые субъектами права (депутата-
ми), вынуждают предъявлять повышенные
требования к подготовке и принятию за-
конопроектов. Эти требования обусловле-
ны необходимостью не только усиления и
соблюдения правовых и психологических
принципов в процессе законотворчества, но
и проведения психологической экспертизы
законопроекта (далее - ПЭЗ). ПЭЗ оценива-
ет возможное влияние принятия законов на
психологическую атмосферу в обществе, го-
сударстве, а также на личность.
Проблема учета психолого-правовых
принципов при проведении юридических,
экономических, социальных, экологических,
психологических и других экспертиз законо-
проектов нашли отражение в научных трудах
таких ученых, как А.С. Андреева, А.Н. Бода-
ка, В.Н. Дмитрука, Л.Г. Ионина, Н.П. Кол-
даева, В.Я. Колдина, П.В. Копнина, И.А. Ку-
дрявцева, В.В. Лазарева, В.В. Лапаева, Р.К.
Надеева, В.Н. Никитинского, С.В. Поленина,
А.Р. Ратинова, Ю.В. Сидельникова, А.М. Сто-
ляренко А.А. Эйсмана и др. [1, с. 51-55; 2, с.
4-6; 3, с. 10-19; 4, с. 74-79; 5, с. 69-82; 6, с. 23-
31; 7; 9, с. 16-28; 10, с. 19-27; 11; 12]. Однако,
несмотря на определенные успехи в этой об-
ласти, приходится констатировать, что ука-
занная проблема принципов ПЭЗ, остается
одной из самых главных, является наименее
разработанной в юридической психологии.
Методологические основы ПЭЗ состав-
ляют общепсихологические научные принци-
пы: детерминизм, развитие психики человека
в единстве его сознания и деятельности, си-
стемность, что предполагает его психическую
деятельность как единое целое. Такой подход
исключает изолированное исследование от-
дельных проявлений психики вне их связи с
другими психическими особенностями, свой-
ствами личности. При этом любое психиче-
ское явление, свойство психики изучаются с
учетом воздействия на них, на сознание чело-
века социальной среды в правовых нормах.
Наряду с общепсихологическими прин-
ципами, на формирование методологии ПЭЗ
оказывают влияние принципы, теоретические
положения психолого-правовой науки, такие,
как юридическая психология, юридическая
социология, теория права и государства,
принципы обязательности, комплексности,
законности, объективности, достоверности,
всесторонности исследования законопроек-
та, принципы независимости экспертов, спра-
ведливости, гуманизма, гласности.
С учетом роли ПЭЗ как гаранта обеспе-
чения учета психологических требований в
нормах права должен проявляться гуманизм
(сугубо человеческие качества и свойства
личности: свобода, справедливость, нрав-
ственность). При принятии законопроектов
важным является вопрос о психологических
принципах ПЭЗ. На наш взгляд, ПЭЗ должна
основываться на следующих принципах.
1. Соблюдение законности эксперт-
ных процедур. При всем разнообразии ви-
дов, форм и задач экспертизы и разнообразии
экспертных психотехнологий, опирающихся на
потенциал современной науки и техники, все
они должны осуществляться в рамках закона
и подчиняться основополагающим принципам
экспертной деятельности. В системе любой
подзаконной деятельности не может быть экс-
пертных процедур, свободных от правовой ре-
гламентации или противоречащих действую-
щим принципам и нормам права.
Кроме того, нормы законопроектов не
должны вступать в противоречие с действую-
щими НПА, если они не вносят в них прямые
изменения. Лазарев В.В. и Липень С.В. верно
отмечают, что «каждый нормативный право-
вой акт (далее - НПА) должен приниматься
государственным органом только в пределах
его компетенции, только в установленном со-
ответствующими НПА процедурном порядке»
[8, с. 278]. Без этого не может быть обеспечен
современный уровень экспертизы и ее эф-
фективность как инструмента оптимизации
законотворческой деятельности.
2. Презумпция потенциальной пси-
хологической опасности законопроекта
(правовой нормы). Это означает, что при
оценке законопроекта (правовых норм), яв-
ляющегося объектом психологической экспер-
тизы, психологи-эксперты должны исходить из
того, что реализация соответствующего зако-
на может влечь психические воздействия на
психологию личности человека. С учетом этой
презумпции перед психологами-экспертами,
специалистами и консультантами, участвую-
щими на всех этапах прохождения законопро-
екта в процессе ПЭЗ, стоит первоочередная
задача: выявить все потенциальные психи-
ческие воздействия на личность, общество и
государство. Основываясь на полученных дан-
ных, психологи-эксперты должны определить и
оценить меры психологической защиты от пси-
хических воздействий, насколько существен и
адекватно используется психологический ком-
понент в содержании разрабатываемых и при-
меняемых правовых норм, нейтрализующий
такие воздействия и адекватные требования
действующего законодательства.
3. Принцип обязательности прове-
дения ПЭЗ. До поступления законопроекта
в нижнюю палату Парламента Националь-
ный центр законодательства и правовых ис-
следований Республики Беларусь обязан,
согласно ст. 49 Закона «О нормативных пра-
вовых актах Республики Беларусь», кроме
юридической и криминологической экспер-
тизы, представить законопроект и на психо-
логическую экспертизу. Из этого принципа
вытекает обязанность принять независимой
экспертной комиссией на экспертизу законо-
проект, организовать и провести ее.
Вместе с тем обязательность назна-
чения экспертизы не следует смешивать с
обязательностью выводов экспертов для
органов, разрабатывающих законопроект, и
субъектов права (депутатов), ответственных
за принятие законопроекта. В первом случае
речь идет об обязательности привлечения
специальных познаний в типовых ситуаци-
ях законотворческой деятельности, когда с
помощью экспертизы может быть получена
особо важная психологическая информация,
недоступная при других способах ее получе-
ния, во втором - о принципе свободной оцен-
ки любых выводов экспертов.
4. Принцип комплексности оценки
воздействия правовых норм на личность
и его последствий распространяется на
законопроект. Изложенный принцип обязы-
вает независимую экспертную комиссию оце-
нить всесторонность и полноту масштабов
психических воздействий на личность, обще-
ство и государство в процессе реализации
объекта экспертизы.
5. Принцип обязательности учета
требований психологической безопасно-
сти при проведении ПЭЗ. Как минимум, он
обязывает субъектов психолого-экспертного
процесса обеспечивать соблюдение адек-
ватно используемого психологического ком-
понента в содержании разрабатываемых и
применяемых правовых норм, устанавлива-
емых на уровнях, безопасных для здоровья
человека, правовых психологических требо-
ваний к объектам экспертизы, влияющих на
психическое состояние человека.
6. Принцип достоверности, полноты
и свободного доступа экспертов к инфор-
мации, представляемой для ПЭЗ, прежде
всего, обязывает «социальный заказ» обе-
спечить достоверной и полной информацией
об объекте экспертизы.
Достоверной является бесспорная ин-
формация, не вызывающая сомнений, не-
искаженная, соответствующая требованиям
законодательства, других НПА и норматив-
ных документов, с учетом специфики объ-
екта экспертизы, подтвержденная исследо-
ваниями или специальной экспертизой, либо
иным способом, установленным законода-
тельством.
Полной является информация об объ-
екте, передаваемая на психологическую экс-
пертизу, в объеме, в котором может и должен
обладать ею субъект права, чтобы выполнить
адресованные ему требования законодатель-
ства о психологической деятельности.
Если объект психологической экспер-
тизы несет конфиденциальную информацию
(государственную, коммерческую, личную и
иную, предусмотренную законом тайну), тре-
бование о всесторонности представления
информации выполняется в соответствии
с действующим законодательством - Зако-
ном «О государственных секретах», Граж-
данским кодексом Республики Беларусь и
другими НПА, регулирующими отношения в
данной сфере.
Соблюдение субъектом права прин-
ципа достоверности и полноты информа-
ции, представляемой на психологическую
экспертизу, является условием проведения
ПЭЗ. Если нарушение субъектом принципа
обнаруживается по ходу проведения ПЭЗ,
то с учетом характера нарушения психолого-
экспертный орган может либо затребовать
представление достоверной и полной ин-
формации, либо вернуть субъекту материа-
лы ПЭЗ на доработку, перечень нарушений
прилагается к проекту закона).
Принцип ответственности за досто-
верность, полноту и обоснованность заклю-
чения участников и заинтересованных лиц
за организацию, проведение, качество ПЭЗ
адресован в основном участникам психо-
логической экспертизы. Он означает, что в
случае невыполнения ими требований орга-
низации и проведения ПЭЗ они будут нести
ответственность, предусмотренную действу-
ющим законодательством.
7. Принцип независимости экспер-
тов при осуществлении ими своих полно-
мочий в области ПЭЗ означает, что никто
не вправе вмешиваться в работу эксперта,
выполняемую в соответствии с требова-
ниями законодательства о психологической
экспертизе, заданием на ее проведение, за-
дачами, поставленными перед экспертом-
руководителем психолого-экспертной комис-
сии (группы). Эксперт не должен находиться
в непосредственном подчинении того органа,
по чьей инициативе разрабатывался законо-
проект, и не должен быть связан позицией
органа, по поручению которого проводится
ПЭЗ. В соответствии с этим принципом, экс-
перт свободен в оценках экспертируемых
правовых норм и выводах по ним. Оказы-
ваемое в любых формах давление на него
является противоправным.
8. Принцип гласности, участия об-
щественных организаций, учета обще-
ственного мнения при проведении ПЭЗ
является проявлением гуманизации и де-
мократизации белорусского права в сфере
психологической деятельности и средством
реализации права граждан на благоприят-
ное развитие личности.
Данный принцип устанавливает обя-
занность других субъектов психолого-
экспертного процесса выполнять требования
законодательства в области психологиче-
ской экспертизы относительно информиро-
вания заинтересованных сторон о проводи-
мой психологической экспертизе, об участии
в ней общественных организаций (объеди-
нений), с учетом общественного мнения. Не-
выполнение ими этой обязанности должно
являться правонарушением и соответствен-
но основанием для привлечения виновных
лиц к ответственности.
Требование гласности психологиче-
ской экспертизы направлено на информиро-
вание граждан, общественных организаций
и населения, а также государственных орга-
нов о деятельности, связанной с ПЭЗ. Такая
информация может удовлетворять различ-
ные потребности названных субъектов: она
может быть необходима для психологиче-
ской защиты личности, для принятия реше-
ния о проведении общественной психологи-
ческой экспертизы, иных целей.
9. Принцип соответствия психолого-
правовых методов и выводов эксперта
современному уровню научного и техни-
ческого знания.
10. Гарантии компетентности лиц
(экспертов-психологов), которые осу-
ществляют ПЭЗ. Под компетентностью экс-
перта понимается соответствие профиля его
специальной психолого-юридической подго-
товки предмету экспертизы, а также должный
уровень профессионально-психологической
подготовки эксперта. Компетентность экс-
перта оценивается в зависимости от наличия
у него специальных психологических знаний,
опыта и организационно-технических воз-
можностей, необходимых для выполнения
экспертного задания.
Компетентность экспертов обеспечи-
вается системой подготовки, аттестации и
лицензирования научных, психологических,
технических и технологических экспертных
кадров и учреждений; системой учрежде-
ний, осуществляющих научно-методическое
руководство отдельными видами психолого-
экспертной деятельности; правом свобод-
ного выбора специалистов, консультантов,
приглашаемых для выполнения экспертных
законопроектных работ; системой конкур-
сов по отбору специалистов для проведения
наиболее ответственных экспертиз в сфере
законотворчества; соответствием психоло-
гических методов и выводов эксперта совре-
менному уровню научного и технического
знания; правом отвода эксперта по мотивам
его компетентности (отвод может быть заяв-
лен участниками экспертной деятельности,
имеющими в экспертизе охраняемый правом
интерес, на любом этапе законотворческого
процесса).
11. Компетенция ПЭЗ. В целом ПЭЗ
определяется содержанием психологиче-
ской науки, ее прикладных отраслей (юри-
дической психологии, социальной психо-
логии и др.). Поэтому в ее компетенцию
входит исследование правовых норм при
различных проявлениях психики, психиче-
ских процессов, эмоциональных состояний,
индивидуально-психологических особен-
ностей, которые затрагивают их, факторов
психологического воздействия на их поведе-
ние, на принятие ими решений в различных
конфликтных, экстремальных ситуациях,
ставшими предметом ПЭЗ.
В компетенцию ПЭЗ также входит изу-
чение психологического содержания некото-
рых юридических понятий, описывающих по-
ведение людей и их внутренние механизмы,
фиксирующие временные психические со-
стояния, изменения сознания под влиянием
различных факторов.
В частности, при разработке за-
конопроекта к компетенции ПЭЗ следу-
ет отнести установление индивидуально-
психологических особенностей личности
разработчиков, уровня их психического,
интеллектуального развития, наличия у них
определенных психофизиологических ка-
честв, существенно влияющих на выпол-
нение профессиональных обязанностей;
исследование вопросов психологического
характера, относящихся к индивидуально-
психологическим особенностям личности
субъектов права, которые используют пра-
вовые нормы, уровню их интеллектуального
развития, к перцептивным, познавательным
способностям, эмоционально-волевой сфе-
ре; существенность и адекватность исполь-
зования психологического компонента в со-
держании разрабатываемых и применяемых
правовых норм; диагностику состояний пси-
хической напряженности депутатов (тревож-
ности, страха, стресса и т. п.) после принятия
законопроекта; исследование мотивацион-
ной сферы личности субъекта после приня-
тия законопроекта, составляющих ее психо-
логических мотивов, побудивших субъекта к
той или иной деятельности.
Безусловно, очерченные выше гра-
ницы компетенции ПЭЗ имеют подвижный
характер, поскольку с развитием психоло-
гической науки в сфере законотворчества
расширяются и ее возможности. Кроме того,
постоянно совершенствуется законотворче-
ство, а следовательно, растут и потребности
психологической практики в решении новых
проблем психолого-правового характера.
Принципиально важным является, на
наш взгляд, когда у депутатов возникают со-
мнения в том, что законопроект ущемляет
права и свободу граждан и в целом общество,
вопрос о выборе формы экспертизы должен
однозначно решаться в пользу комплексной
психолого-гуманитарной экспертизы.
12. Гарантии независимости эксперта-
психолога при проведении ПЭЗ. О независи-
мости эксперта можно говорить, если фор-
мирование его внутреннего убеждения по
предмету ПЭЗ происходит исключительно
на основе полученных в результате исследо-
вания фактических данных, а также при от-
сутствии каких-либо прямых или косвенных
посторонних влияний.
Независимость эксперта должна га-
рантироваться процессуальным порядком
выбора эксперта, назначения производства
и использования экспертизы; недопустимо-
стью предшествующего участия эксперта в
правовой, авторской или иной деятельности,
касающейся предмета экспертизы; право-
вой процедурой лицензирования психолого-
экспертной деятельности; недопустимостью
прямой или косвенной, должностной, личной
или иной зависимости эксперта от субъ-
ектов права (депутатов) или органов, раз-
рабатывающих законопроект, а также лиц,
заинтересованных в определенном законо-
проекте, в связи с которым проводится экс-
пертиза; правом требовать отвода эксперта
и правом последнего на самоотвод при об-
наружении его заинтересованности в исходе
дела; условиями правовой защищенности,
материального и социального обеспечения
эксперта; правом предусмотренной законом
ответственности лиц, виновных в оказании
противоправного воздействия на эксперта;
ориентацией на мировой уровень развития
психологической науки, нормы и правила
психологической безопасности, требова-
ния и международные соглашения в сфере
научно-психологической деятельности.
13. Принцип научной обоснованности,
объективности и законности заключений ПЭЗ
- один из основных. Каждая из его составных
частей имеет собственное содержание.
Заключения ПЭЗ должны быть на-
учно обоснованы. Это требование касается
как индивидуальных заключений экспертов,
так и сводных заключений по ПЭЗ. Содер-
жащиеся в заключениях суждения, умоза-
ключения и выводы должны быть научно
аргументированы. Критериями при этом мо-
гут служить не только собственные научные
утверждения, но и ссылки на позиции и тру-
ды авторитетных ученых, но, главным обра-
зом, положения законодательства в сфере
психологической деятельности.
Заключения ПЭЗ должны быть объ-
ективными. Объективность проявляется в
непредвзятой, беспристрастной оценке к за-
конопроекту и подготовке входящих в заклю-
чение выводов каждым участником психолого-
экспертного процесса и комиссий в целом.
Принцип законности заключений ПЭЗ
- сердцевина психолого-экспертной деятель-
ности. Соблюдение этого принципа при про-
ведении ПЭЗ определяет масштаб обеспе-
чения реализации права и действительно
имеет особое значение с учетом обязатель-
ной юридической силы заключения.
Заключения ПЭЗ, касаются, прежде
всего, выводов экспертизы, составляющих
ее суть: а) насколько существен и адекват-
но используется психологический компонент
в содержании разрабатываемых и приме-
няемых правовых норм; б) определение до-
пустимости реализации правовой нормы в
целях предупреждения возможных небла-
гоприятных психических воздействий со-
ответствующей деятельности на личность
человека и связанных с ними социальных,
экономических и иных возможных послед-
ствий; в) установление соответствия наме-
чаемой экономической и иной деятельности
психологическим требованиям и критериям.
С учетом этого содержание принципа
законности заключений ПЭЗ означает, что
при планировании, проектировании деятель-
ности, представляющей собой объект буду-
щей психологической экспертизы, заказчик
обязан учесть (выполнить) психологические
требования, в том числе предусмотренные
законодательством о психологической дея-
тельности. Если в процессе проведения ПЭЗ
правовой нормы эксперты устанавливают,
что планируемая деятельность соответству-
ет психологическим требованиям, это дает
им основание принять решение о допусти-
мости ее реализации. Если заказчиком не
выполнены (не соблюдены) психологиче-
ские требования, то психолого-экспертная
комиссия не должна допустить реализа-
цию правовой нормы; другими словами,
психолого-экспертная комиссия не вправе
дать положительное заключение. Если такое
заключение все же дается, это служит осно-
ванием для вывода о нарушении принципа
законности при проведении ПЭЗ.
Таким образом, при проведении ПЭЗ
должны быть выполнены требования НПА о
психологической деятельности. В противном
случае нарушается Конституция, согласно ко-
торой органы государственной власти, долж-
ностные лица, граждане и их объединения
должны соблюдать Конституцию и законы.
При оценке правовой нормы психо-
логической экспертизы и подготовке экс-
пертного заключения эксперты-психологи и
психолого-экспертные комиссии должны ру-
ководствоваться не соображениями полити-
ческой, экономической и иной целесообраз-
ности законодательного решения, вывода,
заключения, а соображениями научной обо-
снованности, объективности и законности.
Принципы оценки заключения эксперта
- обязательность оценки заключения эксперта
[13]. Заключение эксперта не может быть при-
нято или отклонено любым участником экс-
пертной деятельности без должных оснований
и мотивации (свобода оценки заключения экс-
перта). Свобода оценки заключения эксперта
означает, что оно не является обязательным
для участников экспертной деятельности:
выводы эксперта могут быть признаны обо-
снованными и могут быть положены в основу
принятия решений. Также они могут быть при-
знаны необоснованными и могут быть исклю-
чены из оснований принятия решений.
Принципом свободной оценки за-
ключения эксперта может служить более
подробное разъяснение того, с чем же кон-
кретно имеет дело оценивающее лицо или
субъект. Содержание заключения эксперта
должно быть раскрыто достаточно подроб-
но в принятом законопроекте «Об основах
экспертной психологической деятельности».
Эксперт в своих выводах опирается на соб-
ственные специальные познания в сфере
юридической психологии.
14. Принцип ответственности экс-
пертов за полноту и объективность ана-
лиза законопроекта и обоснованность
заключения по результатам ПЭЗ. С пони-
манием этого важного положения следует
подходить разработчикам, субъектам права
(депутатам) и экспертам к оценке любого
заключения ПЭЗ. В противном случае субъ-
ект права, орган, разрабатывающий законо-
проект, не в состоянии будет отличать рас-
суждения, основанные на здравом смысле
специалиста в области житейской, от заклю-
чений научной психологии, что, к сожалению,
встречается довольно часто на практике при
разработке и принятии законопроектов.
Заключение ПЭЗ является для ее за-
казчика обязательным либо рекоменда-
тельным документом, принимаемым к рас-
смотрению и учитываемом при выработке
правовых норм, законопроектов, для обосно-
вания которых данная экспертиза проводи-
лась. Для депутатов не является обязатель-
ным и оценивается ими по их усмотрению.
Несогласие депутата с заключением должно
быть мотивировано. Экспертное заключение
должно сегодня стать нормой и психологиче-
ской культурой законотворчества.
Готовя экспертные заключения по за-
конопроектам, эксперты-психологи должны
предлагать решения, которые, с одной сто-
роны, оптимальны с точки зрения не только
современного состояния, но и перспектив
развития психологической науки, а с другой
- дают убедительную оценку того, насколько
существенен и какие новые возможности для
психолого-правового регулирования предо-
ставляет исследованный психологический
компонент для содержательной характери-
стики и применения соответствующих норм
и институтов. Однако, несмотря на научно-
психологическую обоснованность предла-
гаемых психологами экспертных рекоменда-
ций, их окончательную оценку законодатели
производят с учетом и других аспектов, ко-
торые отражают как объективную важность
рассматриваемой экспертизой проблемы,
так и субъективное отношение о ней. В этой
связи из-за того, что на принятие депутатом
окончательного решения может существен-
но повлиять степень их психологической го-
товности к адекватному восприятию и вну-
треннему принятию предлагаемой новации,
со стороны психологов требуется проведе-
ние целенаправленной деятельности по со-
провождению инновационного законотвор-
ческого процесса.
Эксперт-психолог дает заключение по
законопроекту от своего имени на основа-
нии произведенных исследований, в соот-
ветствии с его специальными знаниями, и
несет за данное им заключение личную от-
ветственность.
Итак, с точки зрения эффективности
ПЭЗ как средства реализации принципиально
важным является вопрос об экспертном за-
ключении и его психолого-юридической силе.
Психолого-юридическая сила эксперт-
ного заключения должна быть выражена в
Законе Республики Беларусь «О норматив-
ных правовых актах Республики Беларусь»,
а именно: «Положительное заключение пси-
хологической экспертизы является одним из
обязательных условий финансирования и
реализации законопроекта».
Выводы:
1. Последовательное соблюдение на-
званных принципов в процессе организации
и проведения ПЭЗ - важнейшее требование
и условие ее эффективности в обеспечении
реализации психологии законотворческой
деятельности. На практике соблюдение этих
принципов может вызвать массу проблем.
2. Сформированные принципы ПЭЗ
являются стержнем законотворчества и
всей системы права в психологической сфе-
ре. Они выражают сущность и социально-
психологическое назначение ПЭЗ, основу ее
правового регулирования и осуществления.
Принципы должны соблюдаться всеми субъ-
ектами права (депутатами), участвующими
в психолого-экспертном законотворческом
процессе, включая заказчика планируемой
деятельности, научно-исследовательские ин-
ституты, психолого-экспертные учреждения.
3. В результате анализа эксперт-
психолог, основываясь на своих специальных
познаниях в юридической и других областях
психологии, необходимых для разрешения спе-
циальных вопросов, возникающих в процессе
ПЭЗ, и на своем собственном опыте, должен
оценить представленный законопроект.
4. Практика соблюдения названных
принципов при организации и проведении
юридической и других экспертиз не всегда
выполняется. Кроме этого, ПЭЗ в чистом
виде не проводится, то нарушения имеют
место, то есть психологический компонент в
содержании разрабатываемых и применяе-
мых правовых норм не всегда учитывается.

Биографический список:
1. Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правого акта // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 51-55.
2. Дмитрук В.Н. Юридическая экспертиза проекта закона // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. 2002. № 1 (3). С. 4-6.
3. Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопр. философии. 1991. № 10. С. 10-19.
4. Колдаева Н.П. Социально-правовой эксперимент (некоторые теоретические аспекты) // Право и правотворчество: вопросы теории. М., 1982. С. 74-79.
5. Колдин В.Я. Экспертиза и права // Законодательство. 1999. № 9. С. 69-82.
6. Копнин П.В. Эксперимент и его роль в познании // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 23-31.
7. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. 223 с.
8. Лазарев В.В. Теория государства и права : учебник. М., 1998. С. 278.
9. Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство // Соц. исследования. 1997. № 9. С. 16-28.
10. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 19-27.
11. Сидельников Ю.В. Экспертиза сегодня и завтра. М., 1997. 234 с.
12. Эйсман А.А. Заключение эксперта: структура и научное обоснование. М., 1967. 152 с.













 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (20.12.2012)
Просмотров: 700 | Теги: Психологическая экспертиза, законотворческая деятельность, законопроект, психолого-правовые принципы, депутат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017