Вторник, 20.08.2019, 04:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

РЕПЬЕВ А.Г., кандидат юридических наук
ФЕДЯЕВ Е.А.

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Административная деятельность полиции, деловые игры, активные методы обучения, принципы, подготовка сотрудников полиции, образовательный процесс.

Современные требования к повышению качества подготовки сотрудников полиции обусловливают насущную необходимость внедрения в образовательный процесс активных методов обучения. Деловые игры, являясь одной из основных форм проведения подобного рода занятий, позволяют получить наиболее эффективные, практико-ориентированные результаты за счет активизации индивидуального и группового потенциала участников. Принципы подготовки и проведения занятий в форме деловой игры выполняют ключевую методологическую роль для подготовки преподавателя к проведению занятия.

 

Современное состояние российского высшего образования характеризуется нормативным установлением компетентностного подхода в качестве базовой основы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [2] результатом освоения образовательной программы считается формирование определенной компетентности выпускников в профессиональной области деятельности. Для повышения эффективности подготовки специалистов используется арсенал различных способов. Одним из самых эффективных, но и в то же время сложных с точки зрения реализации является обучение посредством активных форм [13, 14].

Психологи отмечают, что склонность человека к игре заложена на уровне инстинкта [7, с. 40]. Как пишет в своем исследовании А.П. Панфилова: «Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры» [16, с. 22]. Таким образом, в образовательном процессе присутствует возможность посредством использования приверженности человека к игре, повысить уровень подготовки обучающихся.

Деловая игра - одна из активных форм эффективного практического обучения, посредством которой реализуется множество задач, решаемых при подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Деловая игра обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими традиционными формами обучения. В процессе ее проведения каждому участнику дается возможность проявить себя в активной форме, применить весь комплекс имеющихся знаний, умений, навыков. Достоинствами игрового метода являются сокращение времени накопления профессионального опыта, формирование умения работать в команде, получение навыков психологии общения, быстрого принятия решений и т.п. Несмотря на то, что деловая игра по своей сути почти всегда квазипрофессиональна, результатом ее проведения могут стать вполне профессиональные навыки и умения, четкое осознание особенностей выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Игра дает широкие возможности для экспериментальной деятельности как обучающимся, так и преподавателю, предоставляет возможность апробировать разные подходы к решению оперативно-служебных задач без риска наступления негативных последствий в случае ошибки.

Вместе с тем, обладая множеством положительных моментов, деловые игры требуют весьма серьезной подготовки к их проведению. Кроме того, эффективная реализация подобных занятий возможна только при высоком уровне профессионального мастерства профессорско- преподавательского состава. Педагог, не владеющий приемами и навыками реализации игровых технологий, не готовый к проведению подобных занятий, не только рискует получить негативную оценку со стороны обучающихся, но и дискредитирует в целом деловую игру как метод обучения.

В России профессиональное применение деловых игр в образовательном процессе принято связывать с деятельностью М.М. Бирштейн, под руководством которой в 1932 г. в Ленинграде была проведена деловая игра промышлен- но-производственной направленности, известная под сокращенным названием «Пуск цеха» [6]. Следует отметить, что в России деловые игры создавались и использовались и в более ранние периоды, однако в абсолютном большинстве они носили военно-прикладной [8, с. 14], спортивный характер и (или) предназначались для детей [15, с. 56]. Активные формы проведения занятий в советское время оценивались по достоинству не всегда. Так, в период с конца 30-х годов и до конца 60-х годов ХХ века деловые игры в нашей стране фактически находились под запретом, так же как и некоторые другие методы, применяемые в педагогике. Однако затем началась интенсивная разработка и внедрение деловых игр в процесс обучения. Деловая игра становится объектом внимания множества педагогов и ученых. Общетеоретические и методологические основы игровой деятельности разрабатывались Т.А. Апи- нян,Я.М.Бельчиковым,И.Е. Берлянд, М.М. Бирштейн, Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.П. Щедровицким и др. Деловая игра как средство получения образования рассматривается в трудах многих современных исследователей: Е.В. Андреевой, Н.В. Бокаревой, А.А. Вербицкого, М.А. Доможировой, В.В. Исаева, Н.В. Крюкова, Л.И. Крюковой, М.Н. Кузьминой, А.П. Пригожина и др.

В рамках действующего законодательства активные формы обучения также не оставлены без внимания. Ряд федеральных государственных образовательных стандартов содержит прямые указания об обязательности реализации образовательной организацией активных форм обучения в учебном процессе. В большинстве своем это стандарты среднего профессионального образования. В качестве примера можно привести положения приказа Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 509: «Образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетент- ностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [1]. Аналогичная формулировка содержится и в других стандартах среднего профессионального образования [3], однако отсутствует в стандартах, касающихся подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация не означает, что такие формы обучения не реализуются в процессе их подготовки и обусловливается, по- видимому, большим творческим потенциалом образовательных организаций, ее осуществляющих.

Анализ научно-методической литературы позволяет утверждать, что среди исследователей, занимающихся вопросами деловых игр, не выработано единой позиции в части определения дефиниции, структуры, принципов реализации и классификации подобных форм проведения занятий. Сознательно не рассматривая вопрос понятия и структуры деловой игры по причине ограниченного объема нашего исследования, более подробное внимание уделим принципам их проведения.

Принципы как руководящие требования при организации занятий в подобной форме необходимы для подготовки сценария игры и ее проведения. Они пронизывают все существо этого метода обучения и должны реали- зовываться на всех его этапах. Вопрос их определения до сих пор является дискуссионным. Наиболее часто выделяют принципы имитационного моделирования ситуации [12, с. 17], проблемности содержания [20, с. 412], ролевого взаимодействия [11], диалогического общения [4, с. 57], двуплановости игровой деятельности [5, с. 19] и иные [19, с. 53]. Стандартного набора таких принципов не существует. При подготовке и проведении различных видов деловых игр в зависимости от их внутреннего содержания и выбранных способов реализации могут быть применены и другие принципы [17, с. 47], не нашедшие отражения в нашем исследовании.

Считаем, что при разработке деловых игр по дисциплине «Административная деятельность полиции» в обязательном порядке необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.Принциппрактико-ориентированного подхода [18, с. 136]. Сценарии всех разрабатываемых игр должны быть направлены на выработку умений и навыков, которые обязательно будут востребованы в будущей правоприменительной деятельности (документирование административного правонарушения, составление плана профилактического мероприятия и пр.). Это отражает суть современного подхода в образовании, так как первостепенной задачей является формирование у обучающегося необходимого набора компетенций. Рассматриваемый принцип должен находить свое отражение в содержании разрабатываемых сценариев, которые следует конструировать на основе реально имевших место или возможных событий и ситуаций.

2. Принцип имитации и моделирования ситуации. Суть его заключается в том, что полностью или частично (по содержанию и структуре) имитируется сегодняшняя или возможная в будущем оперативно-служебная деятельность или конкретная обстановка, ситуация. Этот принцип должен найти отражение как в сценарии игры, так и в подготавливаемых для ее проведения проектах документов (к примеру действия должностных лиц территориального органа МВД России на районном уровне в условиях введения чрезвычайной обстановки, чрезвычайной ситуации, контртеррористической операции). При подготовке документов необходимо стремиться к тому, чтобы они соответствовали аналогичным действительно использующимся на практике документам, вместе с тем это не должно и не может быть абсолютной целью. Реализация учебного процесса в большинстве случаев требует от документов относительного упрощения, замен, изменений. Это делается для удобства их проверки. Кроме того, могут разрабатываться проекты частично заполненных документов, их использование оправдано с учетом уровня подготовки обучающихся. В условиях проведения занятия на материально-технической базе образовательной организации по вполне очевидным причинам не представляется возможным моделирование практической ситуации с детализацией до мелочей. Отдельные моменты лишь оговариваются или предполагаются. Это позволяет считать, что в сценарии закладываются и параллельно существуют две модели - «имитационная» и «игровая».

3. Принцип ролевого взаимодействия. Проведение деловых игр имитационного характера в большинстве случаев связано с ролевым взаимодействием. Реализация замысла игры предполагает общение ее субъектов между собой, в ходе которого происходит апробация конкретных ролевых моделей (к примеру в ходе инструктажа сотрудников, заступающих на службу по охране общественного порядка). Это позволяет участникам получить определенный опыт в той или иной сфере служебной деятельности. Как справедливо отмечают в своей работе Я.С. Гинзбург и Н.М. Коряк, «хорошая деловая игра - диалог, но диалог особого рода - не только словесный, но и диалог действий, репертуар которых заимствуется прежде всего из профессиональной области, которую отражает игра» [10, с. 71]. Ролевая модель проведения деловой игры при подготовке сотрудников полиции хорошо зарекомендовала себя и является одной из наиболее часто применяемых.

4. Принцип проблемности содержания означает, что в любом сценарии игры должны быть заложены проблемы (противоречия), решением которых и должны заниматься обучающиеся. Сценарий игры может содержать в себе реально существующие противоречия, обусловленные действующим законодательством, или проблемы, причины которых лежат в социальной среде (предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий и т.д.). Вместе с тем процесс разыгрывания ситуаций предполагает существование учебных проблем (формирование и совершенствование навыков), решение которых обучающимся и будет являться результатом обучения. По мнению А.А. Вербицкого, в сценарии игры следует предусмотреть не только задания с известными способами решения, но и задания, содержащие противоречивые, неизвестные, неверные данные или ситуации с запрограммированными ошибками, которые предстоит выявить, и т.п. [9, с. 141].

5. Принцип двуплановости игровой деятельности. Суть данного принципа детально проанализирована в диссертации Е.В. Андреевой. По ее мнению, двуплановая природа деловой игры предполагает наличие у участников особых установок. С одной стороны, обучающийся вовлекается в модель условной реальности виртуального характера (квазипрофессиональной деятельности). С другой - многие игровые события условны или вообще могут быть исключены в силу упрощения или невозможности (нецелесообразности) их имитации [5, с. 16]. Другие исследователи, рассматривают принцип двуплановости в несколько ином формате: «Серьезная» деятельность по развитию личности происходит в «несерьезных» игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей (целей обучения и воспитания)» [4, с. 135].

Разработчик деловой игры вправе при ее подготовке руководствоваться и иными логически оправданными принципами с учетом особенности применяемых методов обучения и других условий. Сочетание вышеуказанных принципов позволит педагогу с большой долей вероятности реализовать весь потенциал деловых игр как форм активного проведения занятий. Это, в свою очередь, не только обеспечит образовательный процесс практико- ориентирующей составляющей, но и позволит добиться формирования умений и навыков обучающихся на как можно более раннем этапе. В конечном итоге государство сможет получить компетентного специалиста, способного решать задачи повышенной сложности в стрессовых условиях.

 
Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.01.016 № 50 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. B. И. Гребенюкова. Нижневартовск: НГУ, 2014. 155 с.
5. Андреева Е.В. Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 26 с.
6. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. 304 с.
7. Бисько И. А. Деловая игра как один из методов педагогического взаимодействия // Человек и образование. 2005. № 1. С. 40-42.
8. Бочарова Т.И. Комплексная деловая игра как средство формирования профессиональных навыков и функций специалиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 26 с.
9. Вербицкий А. А. Деловая игра в компетентностном формате // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. №. 3-2.
C. 140-144.
10. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. 177 с.
11. Граф С.В., Чистякова Н.Н. Использование ролевой игры и инсценировки в процессе квазипрофессиональной деятельности при обучении бакалавров // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4 (73). С. 113-116.
12. Деловые игры по предупреждению преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Г.М. Тамбовцева, Т. А. Малыхина. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. 90 с.
13. Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. Сущность и современная парадигма профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России // Вестник
Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (41). С. 103-106.
14. Карнаухова О.Г., Иванов Д.В. Внедрение методов активного обучения в образовательный процесс в системе высшего образования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (48). С. 127-129.
15. Костюхина М.С. Военные настольные игры в русской досуговой культуре и воспитательных практиках XIX - начала XX века // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2013. №. 4. С. 56-67.
16. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия, 2006. 368 с.
17. Проведение индивидуальных и групповых занятий с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие / Сост. А. А. Каримов. Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. 60 с.
18. Просалова В.С. Принципы внедрения практико-ориентированного обучения в вузе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №. 4. С. 136-141.
19. Хайрутдинова Р.Р. Модель формирования профессиональной компетентности юристов средствами деловых игр // Высшее образование сегодня. 2011. №. 5. С. 53-58.
20. Черникова С.М. Деловая игра как метод обучения профессиональной деятельности студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №. 1. С. 412-413.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.06.2019)
Просмотров: 42 | Теги: деловые игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь