Пятница, 09.12.2016, 06:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

11.2. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

11.2. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

Статья 60 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:

1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;

2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

2. Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских служащих;

4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении".

В соответствии с Законом о системе государственной службы формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Законом о государственной гражданской службе определены два принципа, составляющие основу формирования кадрового состава гражданской службы:

1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;

2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

Государственный гражданский служащий, с одной стороны, имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке, а с другой стороны, на него возложена обязанность по поддержанию квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Назначение на должность государственной гражданской службы предполагает необходимость соответствия претендента определенным квалификационным требованиям. В число таких требований входят: требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования, а также показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего включаются в должностной регламент, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента соответствующего государственного органа.

Термины "заслуги в профессиональной деятельности", "деловые качества", "профессиональное мастерство" на законодательном уровне не определены. В соответствии с Законом о государственной гражданской службе при проведении конкурса при назначении на должность государственной гражданской службы помимо соответствия претендента установленным квалификационным требованиям производится оценка его профессионального уровня. Одной из задач, на решение которых направлена данная процедура, является отбор и формирование высокопрофессионального кадрового состава. При этом отказ в допуске к участию в конкурсе возможен именно в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. В ходе конкурсных процедур используются не противоречащие нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки профессиональных и личностных качеств: индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей.

Оценка профессиональных и личностных качеств гражданского служащего осуществляется также на этапе проведения аттестации, сдачи квалификационного экзамена и присвоения классных чинов. Профессиональная служебная деятельность аттестуемого гражданского служащего оценивается на основе определения:

соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

участия в решении задач, поставленных перед соответствующим подразделением;

сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности.

Необходимые сведения рассматриваются аттестационными комиссиями на основании отзыва, составляемого непосредственным руководителем гражданского служащего. Отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего должен содержать:

оценку результатов деятельности государственного гражданского служащего, а также сложности выполняемой работы и ее результативности, основанную на его вкладе в достижение поставленных перед таможенным органом целей и задач;

профессиональные и личностные качества гражданского служащего, определяющие его возможности, реализуемые в достижении поставленных целей.

Оценка профессиональных и личностных качеств государственного гражданского служащего осуществляется по результатам служебной деятельности гражданского служащего. Показатели, характеризующие его личностные качества, варьируются в зависимости от группы замещаемой должности. Например, для младшей должности гражданской службы в данном качестве выступают:

знание рациональных приемов работы с информацией и умение их применять при исполнении обязанностей;

стремление действовать самостоятельно и дисциплинированность; своевременно и качественно выполнять работу, подчиняться установленному порядку;

организованность и собранность в работе;

умение рационально организовывать свое рабочее время;

инициативность;

стремление сделать больше, чем предписано должностным регламентом;

умение сотрудничать с другими людьми;

стремление к самообучению.

Оценка профессиональных и личностных качеств также может включать в себя характеристику гражданского служащего по следующим показателям:

способность быстро и дифференцированно воспринимать существо дела;

способность анализировать проблемы и делать выводы;

способность приспосабливаться к новой ситуации или к новому подходу при решении задач;

личная инициатива;

способность выявлять проблему самому;

качество служебной деятельности - пригодность результатов служебной деятельности к использованию (тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);

способность к выражению своих мыслей письменно (ясное изложение мыслей);

устное изложение (краткость и ясность, яркий убедительный стиль, плавная речь; способность убедительно излагать свои мысли перед большой аудиторией);

стиль общения с гражданами, обращающимися в таможенный орган, к соответствующему должностному лицу;

стиль общения (с начальниками и подчиненными, открытость, надежность);

стиль общения с другими должностными лицами (отзывчивость, готовность помочь, хороший собеседник).

При оценке трудового вклада в достижение конкретных результатов важно дополнительно учитывать такой критерий, как отсутствие претензий со стороны смежных структурных подразделений, участвующих в выполнении одного задания или работы и осуществляющих процессы управления во взаимосвязи между собой.

Самостоятельным показателем заслуг в профессиональной служебной деятельности является применение поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу.

Реализация принципов формирования кадрового состава гражданской службы осуществляется по шести приоритетным направлениям:

1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских служащих;

4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

В соответствии с Законом о государственной гражданской службе гражданский служащий имеет право на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке. Организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, контроль за деятельностью ведомственного образовательного учреждения (Российской таможенной академии) в вопросах подготовки кадров по программам высшего и дополнительного профессионального образования является одним из направлений деятельности Управления государственной службы и кадров ФТС России.

Закон допускает возможность заключения договоров на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка являются компонентами дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Решение о соответствии замещаемой должности гражданской службы, принятое по результатам аттестации, может быть обусловлено успешным прохождением профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Одним из основных прав гражданского служащего, входящих в его правовой статус, является право на должностной рост на конкурсной основе. Во имя обеспечения его реализации в таможенных органах проводятся конкурсы на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Помимо обеспечения реализации данного права к основным задачам проведения конкурса относятся:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе;

формирование кадрового резерва таможенного органа для замещения должностей гражданской службы;

отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава;

совершенствование работы по подбору и расстановке кадров.

Для организации и проведения конкурсов в каждом таможенном органе Российской Федерации формируется конкурсная комиссия. По результатам конкурса издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт. Обеспечение должностного роста гражданских служащих Федеральной таможенной службы обеспечивает Управление государственной службы и кадров ФТС России.

Ротация представляет собой назначение гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе и производится в целях повышения эффективности государственной гражданской службы и противодействия коррупции. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности включаются в должностной регламент гражданского служащего. Поскольку федеральная государственная гражданская служба в системе ФТС России представляет собой профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов, постольку ее эффективность производна от оценки работы таких органов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" основные критерии оценки работы таможенных органов таковы:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Определение понятия "коррупция" приводится в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Для целей указанного Федерального закона под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица.

Приказом ФТС России утвержден Перспективный план по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы. В рамках центрального аппарата Федеральной таможенной службы сформировано специальное оперативное подразделение - Управление по противодействию коррупции, которое наделено полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения противодействия коррупции, обеспечения собственной безопасности таможенных органов, а также создания необходимых условий для наиболее эффективного и качественного выполнения таможенными органами и их должностными лицами задач по защите экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации.

Гражданский служащий имеет право отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по основаниям, предусмотренным Законом. Ротация проводится в соответствии с планом, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти. Любые назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы, осуществляемые вне плана, ротацией не являются.

Кадровый резерв формируется на конкурсной основе с учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) для замещения должностей государственной гражданской службы. Данное понятие охватывает собой четыре автономных компонента:

федеральный кадровый резерв;

кадровый резерв федерального государственного органа;

кадровый резерв субъекта Российской Федерации;

кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Применительно к системе ФТС России кадровый резерв представляет собой сформированную в установленном порядке группу гражданских служащих и граждан, соответствующих квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах. Формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование является одним из направлений деятельности Управления государственной службы и кадров ФТС России. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв осуществляется по результатам оценки профессионального уровня кандидатов и их соответствия квалификационным требованиям в порядке и на условиях, предусмотренных для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Аттестация проводится аттестационной комиссией государственного органа один раз в три года в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Она призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы в связи с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина. При его проведении оцениваются знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств претендентов.

Введение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы является одним из основных направлений по реформированию и развитию гражданской службы Российской Федерации. При этом предполагается исходить из следующих приоритетов:

проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;

применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности;

развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих.

Конкретные мероприятия, которые требуется осуществить по данному направлению, представлены в Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261.

__________________

Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

11.1. Управление государственной службой в таможенных органах

11.2. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы

11.3. Ротация государственных гражданских служащих таможенных органов

11.4. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих в таможенных органах

11.5. Кадровый резерв государственной службы в таможенных органах

11.6. Персональные данные государственного служащего таможенного органа и ведение личного дела

11.7. Реестры государственных служащих таможенных органов

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (18.05.2014)
Просмотров: 2482 | Теги: формирования кадрового состава | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016