Понедельник, 23.07.2018, 11:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта

Л.Ф.Султанова, Р.Н.Валиев

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рассмотрены принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. Предлагается классификация принципов государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: принципы, государственное регулирование, физическая культура и спорт.

 
Актуальность. События в сфере спорта и физической культуры в последнее время оказывают значительное влияние на общественные, социальные, экономические и политические процессы. Государственное регулирование физической культуры и спорта должно основываться на определённых принципах, направленных на обеспечение реализации эффективной государственной политики в сфере спорта и физической культуры.

Цель и задачи: изучение принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта; выработка предложений, направленных на формулировку и законодательное закрепление принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования служат положения нормативно-правовых актов российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, научные труды отдельных исследователей. Методами исследования являются анализ научной литературы, норм российского права и законодательства зарубежных стран, прогнозирование [1-5].

Результаты исследования и их обсуждение. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта находят своё объективное выражение в правовой форме, и поэтому приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов правоотношений в отраслях российского права.

Принцип — категория научная, поскольку устанавливается в результате значительной аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области спорта. В то же время отдельно выделяется принцип управления, который по своей сути есть категория субъективная, так как формируется людьми. Поэтому вполне естественно возрастают требования к квалификации тех, кто определяет эти принципы законодательно для последующего закрепления в нормативных актах.

Принципы, как основные идеи государственного управления, обязательно должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае их возможно перевести из области научных определений в плоскость практической реализации. Это особенно важно в период, когда уже сложились все основные государственные институты в Российской Федерации, созданы необходимые условия для стабилизации системы управления физической культурой и спортом, её функционирования в современных условиях. Нельзя не обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области физической культуры и спорта относительно должностных лиц органов государственного управления, самих спортсменов, их тренеров и всех других сотрудников спортивных организаций и объединений. Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица таким образом уясняют смысл этих требований и предписаний и, соответственно, усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области спорта до уровня своих личных убеждений.

Необходимо отметить, что определение сущности и классификации принципов — проблема весьма сложная. В Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья (ст. 41 п. 1), на благоприятную для жизни и здоровья граждан окружающую среду (ст. 42) и др. [1]. Данные конституционные нормы получили развитие в действующем законодательстве. Отраслевые принципы должны отражать качественные особенности спорта как объекта управления, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе.

Общедоступность спорта — принцип, вытекающий из социальной природы Российской Федерации. Спорт является достоянием всего общества, а потому должен быть доступен каждому человеку. В соответствии с данным принципом должны быть обеспечены равные возможности всем слоям населения заниматься физической культурой и спортом. Такая практика вполне согласуется с зарубежным опытом организации спорта и его правового обеспечения. В связи с этим возрастает значение правового воспитания спортсменов, тренеров, должностных лиц органов управления и других специалистов спортивных организаций и объединений. В области физической культуры и спорта проявляют себя принципы различного уровня (масштаба) действия, а потому они неоднозначны по своему месту и роли в системе управления отраслью.

Данное обстоятельство оказывает непосредственное влияние на классификацию принципов. Прежде всего следует назвать принципы, действие которых распространяется на всю сферу государственного управления. Их основополагающее значение для всего общества и государства переводит их в ранг конституционных (основных), в связи с чем они закреплены в Основном законе государства.

Также необходимо уделить внимание вопросу закрепления принципа информационного обеспечения государственного регулирования физической культуры и спорта. Для этого следует проанализировать источники информации о состоянии физической культуры и спорта на мировом уровне, позволяющие отслеживать тенденции их развития в различных странах мира, интернет-сайты, которые выкладывают статистику о количественных и качественных характеристиках состояния физической культуры и спорта в конкретной стране и позволяют разрабатывать и анализировать сценарии развития, строить прогнозы развития физической культуры и спорта в различных странах мира, в том числе и в странах третьего мира.

Информация является важным фактором повышения уровня развития физической культуры и спорта и составляющим элементом рыночной инфраструктуры. С развитием общества, науки и техники всё больше людей вовлекаются в сферу спорта и физической культуры. Процессы обработки, хранения и предоставления информации о развитии спорта и физической культуры приобретают существенную роль. Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет обеспечить большую степень стабильности и эффективности государственного управления в сфере физической культуры и спорта и снизить уровень коррупции во властных структурах, обеспечивающих развитие спорта и физической культуры.

Информационное обеспечение является крайне важным элементом мониторинга состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Благодаря тому, что существуют как государственные, так и независимые аналитические структуры, можно проводить широкий научный анализ различных аспектов, связанных с развитием физической культуры и спорта: политических связей, социально-политической ситуации, демографических факторов и т. п.

Получение оперативной информации о состоянии физической культуры и спорта в государстве даёт картину (образ) того, какие процессы происходят с молодёжью, населением, обществом и государством. Чем лучше база данных, тем точнее на её основе можно делать выводы о проблемах физической культуры и спорта и принимать взвешенные управленческие решения.

Грамотный анализ базы данных помогает учёным в построении моделей, прогнозов, в разработке рекомендаций. Моделирование процессов развития физической культуры и спорта выявляет роль её основных факторов, ограничений и угроз. Представленные модели показывают, как изменение социальной политики влияет на развитие физической культуры и спорта.

Принцип оздоровительной направленности физической культуры и спорта обеспечивается системой мер, включающей рациональное использование спортивных помещений и территорий, правильную эксплуатацию спортивного инвентаря и оборудования, содержание мест для занятий спортом согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам, основным организационно- профилактическими мерам обеспечения безопасности и снижения травматизма при осуществлении учебно-тренировочного процесса спортивных соревнований и т. д.

Ответственность граждан за сохранение и укрепление здоровья своего и окружающих лиц возведена в ранг принципа государственной политики охраны здоровья граждан.

Всестороннее развитие личности в спорте — принцип, выражающий требование о необходимости обеспечения в процессе учебно-тренировочных занятий всестороннего и гармоничного развития человека, взаимосвязи всех сторон воспитания (умственного, физического, нравственного и т. д.). Заслуживает внимания официальная трактовка данного принципа в законе Франции от 16 июля 1984 г. № 84-610 (ст. 1): физкультурная и спортивная деятельность составляет важный фактор гармонического развития, здоровья и расцвета каждого члена общества; она является основным элементом воспитания, культуры и общественной жизни [4].

Выводы. Основными принципами государственной политики являются принципы общедоступности спорта, оздоровительной направленности физической культуры и спорта, государственной политики охраны здоровья граждан.

Нормы-принципы, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, содержатся в Конституции РФ; иные правовые нормы находят своё отражение в отдельных федеральных законах и подзаконных актах. Это даёт основание классифицировать принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта на основные (конституционные) и отраслевые. Вместе с этим считаем целесообразным предложить предусмотреть в законодательстве Российской Федерации ряд норм, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта, устанавливающих принципы всестороннего развития личности в спорте и принципа информационного обеспечения государственного регулирования физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329- ФЗ (ред. от 17 апреля 2017 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Братановский, С. Н. Государство, право и спорт (теоретико-правовое исследование) : монография / С. Н. Братановский, И. Б. Воробьёв. — М. : РИОР, 2013. — 229 с.
4. Зульфугарзаде, Т. Э. Правовые основы физической культуры и спорта : учеб. пособие / Т. Э. Зульфугарзаде. — М. : Инфра-М, 2017. — 140 с.
5. Закон Украины от 24 декабря 1993 г. «О физической культуре и спорте».

Для цитирования: Султанова, Л. Ф. Принципы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта / Л. Ф. Султанова, Р. Н. Валиев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 52-55.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.06.2018)
Просмотров: 33 | Теги: физическая культура, спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь