Пятница, 09.12.2016, 10:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 3. Принципы административной юрисдикции налоговых органов

§ 3. Принципы административной юрисдикции налоговых органов

Конкретизация процессуальной деятельности налоговых органов, как и любая деятельность государственных органов, имеет в своей основе исходные, фундаментальные начала - принципы.

Систему принципов административной юрисдикции в налоговой сфере образуют следующие:

1. Принцип законности является основой всех иных принципов. Это универсальный, особо значимый принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе и на административно-юрисдикционные производства, а значит, и на административно-юрисдикционную деятельность налоговых органов.

Сущность принципа законности состоит в требовании надлежащего применения законов и иных нормативных правовых актов. Данное обстоятельство имеет первостепенное значение для административно-юрисдикционной деятельности, в ходе которой происходит применение материальных норм налогового и административного права. Принцип законности находит свое выражение в том, что применение административного принуждения в налоговой сфере допустимо только на основаниях и в порядке, которые установлены законом.

Кроме того, реализация данного принципа предполагает административно-юрисдикционную деятельность в налоговой сфере только компетентными органами (их должностными лицами), соблюдение процессуальных сроков и соблюдение требований составления процессуальных документов и ряда других условий.

В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административно-юрисдикционного производства лицо, привлеченное к ответственности, вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц (органов исполнительной власти).

Гарантиями принципа законности служит не только право граждан на обжалование неправомерных административно-правовых актов, но и право участников административно-юрисдикционных производств на судебную защиту от неправомерных действий, прокурорский надзор, внутриведомственный контроль. В статьях 139, 140 НК РФ содержатся процессуальные нормы, регламентирующие порядок и сроки обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц в вышестоящие налоговые органы или (соответственно) вышестоящим должностным лицам.

2. Принцип заинтересованности должностных лиц налоговых органов в надлежащем осуществлении и результатах административно-юрисдикционных производств. Конституция РФ в ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Формой такого участия можно считать такую разновидность обращения граждан и юридических лиц в налоговые органы, как жалобы.

Следует также обратить внимание и на следующий факт. Налоговые органы, в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, обязаны направить протокол об административном правонарушении, а также материалы, подтверждающие совершение правонарушения, судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола о выявленном правонарушении.

Однако в случае вынесения судом постановления, нарушающего нормы материального или процессуального права, налоговые органы лишены возможности обжаловать данное решение суда, поскольку они в соответствии со ст. ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а следовательно, в соответствии со ст. 30.1 данного Кодекса лишены права на обжалование постановлений суда. Выход в данном случае видится лишь в том, что налоговые органы могут направить материалы дела об административном правонарушении и результаты его рассмотрения судом в органы прокуратуры для опротестования, в соответствии с КоАП РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Даже в случае такого опротестования судья или вышестоящее должностное лицо, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы вправе изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Таким образом, инструменты для пересмотра судебного акта, нарушающего нормы материального и процессуального права, практически отсутствуют.

В п. 3 ст. 90 НК РФ предусмотрена норма о праве физического лица отказаться от дачи показаний налоговому органу, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности ст. 51 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 7 ст. 95 НК РФ при назначении и проведении экспертизы проверяемое лицо имеет право заявлять отвод эксперту; просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц; подготавливать дополнительные вопросы для получения им заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту, а также знакомиться с заключением эксперта.

3. Принцип быстроты административно-юрисдикционных производств (его еще определяют как принцип экономичности и эффективности) является следствием динамичности как свойства государственной управленческой деятельности налоговых органов. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определенной юридической гарантии реализации гражданами их прав и охраняемых законом интересов. Поэтому действующее законодательство в исследуемой сфере в необходимых случаях устанавливает сроки, в течение которых должны быть совершены процессуальные действия по административному делу, строго определенный порядок проведения административных производств, круг привлекаемых к процессу участников. Это позволит максимально сэкономить материальные и иные ресурсы в целях объективного рассмотрения и разрешения принятого к административному производству дела в налоговой сфере. Данный принцип направлен на обеспечение такой организации административно-юрисдикционных производств, которые не требовали бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивали бы быстроту процесса без излишнего обременения участников спора.

4. Принцип охраны интересов личности и государства при осуществлении административной юрисдикции налоговых органов опирается на конституционное положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ).

5. Принцип гласности - рассмотрение индивидуальных административных дел в налоговой сфере происходит публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (когда может бать разглашена государственная, военная, коммерческая или иная охраняемая законом тайна, а равно в случаях, если этого требуют интересы безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов его семьи, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц). Решение о закрытом рассмотрении административных дел в налоговой сфере выносится должностным лицом налогового или таможенного органа, судьей, рассматривающим дело, в виде определения.

Сведения же о фискально обязанном лице, являющиеся налоговой тайной, в соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ, могут разглашаться должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, экспертами и специалистами исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. К такого рода случаям следует отнести, например, дачу свидетельских показаний в процессе судебного разбирательства по делу, в соответствии со ст. ст. 56 и 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, или передачу носителей соответствующих сведений вышестоящему налоговому (фискальному) органу для осуществления последним его полномочий либо другому налоговому (фискальному) органу, уполномоченному на принятие необходимых мер в соответствии с нормативными правовыми актами. Естественно, указанные сведения могут сообщаться суду и представителям налогового (фискального) органа в ходе рассмотрения судом налогового спора. Кроме того, п. 3 ст. 82 и п. 3 ст. 102 НК РФ допускается передача фискально значимой информации, в том числе содержащей сведения, составляющие налоговую тайну, "по горизонтали" между различными фискальными органами: налоговыми и таможенными, между налоговыми органами и органами внутренних дел.

В связи с этим следует определить и сведения, которые не могут составлять налоговую тайну. К ним п. 1 ст. 102 НК РФ относит: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам).

6. Принцип объективности возлагает важные обязанности на должностных лиц, рассматривающих административные дела. Он означает, что должностные лица налогового органа, рассматривающие дело, в силу своих государственно-служебных обязанностей должны обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, использовать все имеющиеся возможности для сбора и привлечения доказательств, относящихся к данному производству, должным образом их оценить.

Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административно-юрисдикционного производства, а проверять документы, подтверждающие факты и достоверность свидетельских показаний. В случае необходимости должностное лицо имеет право истребовать дополнительные документы, провести экспертизу и принять другие меры для объективного разрешения дела. Законодательство обязывает субъекта управления внимательно разобраться в существе дела, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов.

7. Принцип ответственности органов исполнительной власти, должностных лиц за ненадлежащее ведение административного дела предусмотрен в п. 5 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

8. Принцип равенства перед законом находит свою реализацию в закреплении определенного правового статуса участников административно-юрисдикционных правоотношений, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей. Лица, в отношении которых ведутся административно-юрисдикционные производства в налоговой сфере, равны перед законом. Кроме того, этот принцип предполагает необходимость оказания соответствующей правовой помощи участнику административного процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность органа, разрешающего дело, следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности.

_______________

Тема 1.2. Сущность и правовые основы административной юрисдикции

§ 1. Понятие, содержание и признаки административной юрисдикции

§ 2. Понятие и признаки административной юрисдикции налоговых органов

§ 3. Принципы административной юрисдикции налоговых органов

§ 4. Правовые основы административной юрисдикции налоговых органов

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 773 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016