Воскресенье, 04.12.2016, 21:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

С.Ю.Максимова , Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются ведущие, ключевые положения организации процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Автором выделяется в качестве ведущего принцип обеспечения единства физического и психического развития детей в процессе двигательной подготовки. Так же, как необходимые, в статье представлены принципы общей дидактики, специальной педагогики и физического воспитания. Автором подчеркивается их взаимосвязь и единство воздействия в процессе достижения цели педагогического воздействия адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, принципы адаптивного физического воспитания, единство физического и психического развития.

 

В дидактике под принципом понимается выражение педагогической концепции, данное в категориях деятельности. Так же это знание о целях, сущности, содержании и структуре обучения, сформулированное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [1, 2].

Поскольку дидактика есть неотъемлемая часть педагогики, то и дидактические принципы предназначаются не только задачам обучения, но и воспитания, и развития. В свете преломления данных положений в области адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), основные принципы организации практики, дополнительно к вышеуказанным, служат еще и коррекционным целям [3, 4].

В представленной концепции педагогические принципы целесообразнее рассматривать с позиции их взаимосвязи, всеобщности характера, устанавливающего содержание и реализацию педагогического процесса. Это позволяет строже учитывать конкретные условия обучения, совершать их учет на основе мобильного использования вытекающих из принципов взаимообусловленных требований, правил и подбора соответствующих обстоятельствам методов. Такая система принципов разрешает целостно рассматривать образовательный процесс и открывает возможность комплексного подхода к его модернизации (рисунок 1).

Ведущим системообразующим принципом в концепции является принцип единства физического и психического развития. Он выражает ведущую цель функционирования педагогической системы, связывает воедино основные педагогические категории - обучение, воспитание, коррекцию, определяя их соподчиненность.

Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены на активное физическое и психическое развитие детей с ЗПР, формирование их личностных интеллектуальных характеристик, на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление имеющихся у них физических и психических недостатков.

Реализация этого принципа ориентирует построение педагогического процесса с установкой на общие образовательные ориентиры, а так же цели коррекции отклонений психического развития.

Ведущий принцип взаимосвязан с принципом социокультурной соотнесенности. Он выражает требование строить образовательный процесс для дошкольников с ЗПР в соответствии с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Его реализация ориентирует на создание положительной социальной позиции ребенка с отклонениями в психической сфере.

Принцип научности и связи теории с практикой предполагает организацию педагогического процесса, базирующегося на достижениях различных областей науки (физиологии, психологии, социологии, медицины). В нем содержатся ориентировки на соответствие основным образовательным ориентирам современной педагогики. Так гуманистическая направленность предполагает: учет естественных, социальных и образовательных потребностей детей дошкольного возраста с ЗПР, обусловленных особенностями их дизонтогенеза; направленность на всестороннее развитие детей в ходе двигательной активности, совершенствование личности, формирование физической готовности к жизни.

Принцип систематичности и системности включает в себя важные требования логичности, последовательности и преемственности в изложении знаний. Это позволяет каждому последующему этапу педагогического процесса базироваться на предшествующем и продолжать его. Системность выражается в требованиях организации педагогического процесса как целостного и неразрывного явления.

Принцип компенсаторной направленности обучения состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных структурах детей дошкольного возраста с ЗПР за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает организацию педагогического процесса на основе учета индивидуальных и общегрупповых особенностей воспитуемых. У детей дошкольного возраста с ЗПР это возможно путем распределения их на относительно однородные группы в соответствии с характеристиками обучаемости и состояния здоровья, социального развития. Индивидуализация педагогического развития предполагает ориентирование на конкретные способности и возможности каждого ребенка.
 

Рисунок 1. Принципы педагогической системы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Деятельностный принцип коррекции предполагает построение образовательного процесса в соответствии с ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игрой. Это обуславливает организацию и проведение занятий на игровой основе, использование игровых методов в малых формах адаптивного физического воспитания. Коррекционная направленность этого процесса ориентирует использование музыкально-игровых занятий с целью коррекции психической сферы детей.

Принцип диагностирования, учета возрастных особенностей, зоны ближайшего развития ориентирует на необходимость использования в практической работе результатов комплексного изучения детей с ЗПР, выявленных особенностей задержек развития, характеристик соматического здоровья, нарушений двигательного характера. Принцип учета зоны ближайшего развития предполагает ориентацию педагогического процесса на такой уровень подготовки, который бы обеспечил детям с ЗПР полноценную деятельность по окончании образовательного процесса. В рамках дошкольного воспитания весь педагогический процесс имеет направленность на подготовку к школьному обучению.

Принцип сознательности и активности ориентирует на необходимость осуществления педагогического воздействия на фоне заинтересованности детей в предстоящей двигательной музыкально-игровой деятельности, их активном сознательном участии и осознании важности выполняемой работы.

Принцип наглядности, доступности и прочности ориентирует на построение процесса обучения детей с опорой на сенсорное восприятие. Соблюдение этого принципа является достаточно важным, поскольку опора на зрительные ориентиры позволяет более эффективно решать задачи обучающего и коррекционного характера. Доступность ориентирует на использование в коррекционно-оздоровительном процессе разнообразных средств физической культуры, соответствующих возрасту дошкольников с ЗПР и вызывающих адекватные психофизические реакции.

Принцип создания положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата регулирует коммуникативную сторону обучения, характер взаимоотношений в детском коллективе, разрешает деловое сотрудничество между педагогом и воспитанниками, создания атмосферы доверия и доброжелательности.

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения раскрывает организационную сторону педагогического процесса. Он указывает на необходимость индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими стойкие нарушения психофизической сферы. Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения обеспечит наиболее высокий результат коррекционно-педагогической работы.

В представленной системе принципов каждый из них действителен только при условии всех остальных. Они не просто взаимосвязаны и дополняют друг друга, их взаимодействие выступает как действие и преломление каждого из принципов через все другие.

Литература

1. Блауберг, И.В. Системный подход как современное общенаучное направление / И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин // Диалектика и системный анализ. - М.: Наука, 1986. - 300 с.
2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. Л.П. Сластёнина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
3. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2013. - 388 с.
4. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах института коррекционной педагогики. - 2010. - № 14. - С. 23-30.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.09.2016)
Просмотров: 74 | Теги: адаптивное физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016