Воскресенье, 11.12.2016, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе

С.Д.Лаврова

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-... это прежде всего забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества.»
(В.А. Сухомлинский)

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья , низкая культура или отсутствие культуры здоровья.

«Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения).

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки , которые приводят к сбою механизмов само регуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Встает вопрос: "Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?".

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровье сберегающие технологии, применяемые на уроках.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровье сберегающих форм и технологий в педагогический процесс".

Задачи:
- применение в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий;
- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно- воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.
3. Психолого-педагогические    технологии здоровье сбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Здоровье сбережение на уроках математики .

Основной подход в моей работе- это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровье сбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока.

Комфортная психологическая обстановка на уроке, улыбка, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка- все это способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.

Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разно уровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Перечисленные приемы здоровье сбережения могут применять в работе и другие учителя, адаптировав материал к особенностям преподавания своего предмета.

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Пропаганда здорового образа жизни -также важный фактор здоровье сбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие-то ценные рекомендации или советы.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни (50-55%), затем - экологические факторы (20-25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения (10%). Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Литература:

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982 г.
2. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. - Волгоград: «Учитель», 2011.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002.
4. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
5. Алимова    Т. М. Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы [Текст]: методическое пособие / В. Н. Касаткин. - М.: РОО «Образование и здоровье», 2003.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.04.2016)
Просмотров: 116 | Теги: здоровьесберегающие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016