Четверг, 23.11.2017, 14:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ В СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ МЕТАТЕЛЕЙ

В.Д.Подковырин

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ В СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ МЕТАТЕЛЕЙ

Рассмотрена проблема использования тренажёров на начальном этапе специализации в легкоатлетических метаниях. Предлагаются методические рекомендации по применению тренажёрных устройств на занятиях, направленных на повышение силовой подготовленности.

Ключевые слова: тренажёр, юные метатели, применение, силовая подготовленность, методические рекомендации.

 
Разработке и применению тренажёров в последние годы уделяется значительное внимание как учёными, так и тренерами. Идёт процесс их внедрения в практику подготовки спортсменов с целью достижения высоких результатов [1].

В метаниях, где движение в заключительной части имеет взрывной характер, требования к уровню развития силы различных звеньев тела и их гармоничности чрезвычайно высоки. В решении этой задачи наряду с упражнениями в преодолении тяжести собственного тела, применением различных отягощений (набивных мячей, ядер, гантелей, штанги) всё более заметную роль играют тренажёрные устройства.

Этап начальной специализации метателей (возраст 12-16 лет, что соответствует периоду занятий в учебно-тренировочных группах [5]) характерен становлением двигательного навыка в избранном виде и его стабилизацией. Важным требованием является правильное выполнение целостного движения по кинематической и динамической структуре:

- по кинематической—с наибольшей амплитудой на всём пути разгона снаряда;

- по динамической—снаряд должен двигаться с ускорением на всём пути приложения усилий [7].

Эти обстоятельства предъявляют высокие требования к пропорциональному развитию всех мышечных групп метателей, начиная от мышц стопы и завершая мышцами кисти. Здесь уместно напомнить одно из правил механики: любая цепь не сильнее самого слабого звена.

Рациональная техника выполнения целостного движения требует строго последовательной передачи импульса силы от нижележащих звеньев тела к вышележащим. Нарушение этой закономерности ведёт к резкому ухудшению результата.

Одной из причин несвоевременного включения в работу отдельных частей тела является слабость их развития. Тренер обязан выявить это как можно раньше и спланировать работу по устранению недостатков. Необходимо помнить, что у метателей сила мышц ног должна превосходить силу мышц туловища и рук. Это условие правомерно для всех видов метаний.

Даже современные толкатели ядра стремятся полнее использовать энергию, создаваемую активной работой ног и «хлестообразным» движением туловищем, а не рассчитывать только на силу руки. Сам термин «толкание» не полностью отражает суть и характер соревновательного движения. Распространённое название бытует в терминологии в силу многолетней традиции и соответствия некоторым пунктам правил соревнований, провоцируя юного спортсмена на неправильное понимание совершаемых действий.

Исходя из вышесказанного нельзя допускать перекоса в силовом развитии двигательных звеньев метателя. Успешному решению задачи пропорционального развития мышц служат тренажёрные устройства, имеющие ряд преимуществ по сравнению с обычными отягощениями. Применение тренажёров позволяет направленно и эффективно развивать без лишних энергозатрат регионально-локальные группы мышц, доводя их силу до требуемого уровня, что важно для профилактики травм, создания фундамента для повышения результатов и сохранения здоровья занимающихся [6].

Особого внимания на начальном этапе требует работа с девушками. Они в большей степени подвержены травмам, так как раньше прекращают игровую активность, лишая себя возможности пополнять запас двигательных навыков. Кроме этого девочки обычно начинают тренироваться в момент ускоренного роста — в 11-15 лет. На этом этапе развития рост костей обгоняет развитие мягких тканей, сопровождаемое ослаблением мышечно-связочного аппарата. Всё это создаёт напряжение в мышцах и сухожилиях, что приводит к потере гибкости и, как следствие, к повреждениям при высокой нагрузке [8].

Использование тренажёрных устройств на этапе начальной специализации содействует решению проблем улучшения гибкости, коррекции осанки, пропорциональности развития обеих сторон тела.

Одной из основных задач в силовой подготовке начинающих метателей является создание мышечного корсета поясничной области, на которую падает существенная нагрузка во всех бросковых движениях. Длинные разгибатели спины, подвздошно-поясничные, боковые, косые мышцы живота, разумеется, мышцы брюшного пресса и другие несут ответственность за здоровое состояние позвоночника и внутренних органов. В биомеханическом аспекте достаточный уровень их развития позволяет без потерь передавать усилия от ног к верхнему плечевому поясу и рукам в метательских движениях.

Помня о значительном собственном весе метателей, следует постоянно работать над укреплением мышц стопы и голени из-за их постоянной подверженности значительной нагрузке, систематически развивать мышцы плечевого пояса, предплечья и кисти, активно участвующих в заключительной фазе метания.

Роль тренажёров в решении вышеизложенных задач существенна.

Следует подчеркнуть, что тренажёрные устройства имеют ещё ряд достоинств: экономят время, безопасны, компактны, позволяют чётко дозировать нагрузку, совершенствовать отдельные фазы соревновательного движения, а также связывать их в единое целое.

В то же время у тренажёрных устройств следует отметить существенный недостаток—отягощение перемещается по строго определённому пути, поэтому их следует применять в сочетании с упражнениями на технику и другими средствами скоростно-силовой подготовки, такими как спринтерский бег, различные прыжки. При этом наиболее рациональный метод — вариативный, выражающийся в использовании снарядов различного веса (в основном облегчённых), в различной интенсивности беговых и прыжковых упражнений.

Представляется необходимым указать на специфику вида, биологического возраста, особенности периода полового созревания, которые должны быть учтены в планировании работы на этапе начальной специализации. Это позволит в будущем полнее реализовать генетический потенциал юных спортсменов [2].

При использовании тренажёрных устройств на этапе начальной специализации рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Максимальное внимание уделять правильности выполнения упражнений и технике безопасности.

2. Тренажёрные устройства применять преимущественно в подготовительном периоде.

3. В недельном микроцикле упражнения на тренажёрах выполнять на двух тренировках (одно занятие преимущественно силового направления).

4. Постоянно обращать внимание на развитие различных групп мышц и укрепление связочно- сухожильных сегментов суставов [4].

5. Повышать величину предъявляемых сопротивлений постепенно (основная работа проводится с малыми и средними весами). В подходе выполняется от 6 до 20 повторений, а число подходов колеблется от 4 до 6).

6. В одном занятии применять силовые упражнения с использованием веса собственного тела, различных отягощений (гири, гантели, штанга) и тренажёров.

7. Во время тренировки строго соблюдать концентрацию усилий и внимания на выполнении любого упражнения. Ограничить излишние разговоры.

8. Обязательно включать одно-два упражнения с отягощениями для совершенствования техники метаний [3].

9. Выполнение упражнений контролировать тренеру или опытному спортсмену.

10. Для осуществления самоконтроля за правильностью движений использовать зеркала.

11. В конце занятия обязательно выполнять упражнения на гибкость и расслабление.

12. Для создания положительного эмоционального настроя использовать хорошую музыку.

Нужно отметить, что на успешность тренировки влияет эстетика зала и тренажёрных устройств, а также доброжелательное отношение других спортсменов, одновременно занимающихся в зале.

С началом занятий на тренажёрах тренеру нужно внимательно следить за соблюдением мер безопасности, формируя у занимающихся навык правильного поведения в зале и грамотного использования тренажёрных устройств.

Основные требования к технике безопасности:

- пользоваться только исправными тренажёрами и инвентарём;
- соблюдать в зале порядок;
- быть внимательными в передвижениях по залу, не пересекать места, на которых идёт работа с гантелями, штангой, на тренажёрах;
- находиться на безопасном расстоянии к спортсменам, выполняющим упражнения с отягощениями, не стоять, повернувшись к ним спиной;
- быть внимательными при установке дисков на штангу, пользоваться предназначенными для закрепления замками;
- не поднимать штангу, гири, гантели рядом со спортсменом, выполняющим упражнение в по - ложении лёжа;
- не выполнять без страховки сложные упражнения и при подъёме больших и предельных весов;
- не выполнять упражнения, повернувшись лицом к стене;
- не подавать инвентарь (диски, гантели и т. п.) броском;
- не выполнять упражнений на загрязнённом, замасленном оборудовании, регулярно очищать рабочую поверхность грифа штанги, перекладин, ручек тренажёров;
- следить за состоянием ладоней, прекратить выполнение упражнений при появлении свежих мозолей и потёртостей, пользоваться специальными перчатками;
- после тренировки помыть руки с мылом, принять душ;
- не заниматься при плохом, болезненном самочувствии.

Включая в план занятий упражнения на тренажёрах, необходимо учитывать:

- задачи конкретного периода подготовки;
- эффект наложения одних средств на другие по принципу сопряжённого воздействия;
- генетическую одарённость, уровень квалификации и стаж занятий спортсмена;
- психофизиологические особенности и способность восстанавливаться;
- личностные качества, уровень мотивации, волю, целеустремлённость;
- состояние спортсмена в данный день и час, наличие травм;
- внетренировочные факторы (обстановка в семье, объём учебной деятельности, регулярность и полноценность сна и питания и т. д.).

При изменении перечисленных параметров меняется и план тренировок. Универсальных программ, шаблонов, применимых к каждому спортсмену, не существует. У тренера «штучная ручная работа», а не штамповка на конвейере.

Эффективность учебно-тренировочного процесса требует обязательного учёта индивидуальных особенностей каждого спортсмена, важно умение тренера учесть при планировании подготовки как можно больше факторов, влияющих на решение поставленных задач. Это обеспечит прогресс в избранном виде лёгкой атлетики.

С целью иллюстрации занятий с использованием тренажёрных устройств предлагаются планы занятий мастера спорта, победительницы первенства России среди молодёжи в толкании ядра О. Мартьяновой на этапе начальной специализации (в возрасте 15 лет).

Занятие комплексно-специализированной направленности

1. Медленный бег — 6-8 мин.

2. Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки — 10 мин.

3. Беговые упражнения спринтера, продвижение боком, спиной вперёд—5 мин.

4. Броски набивного мяча:
- снизу-вверх—2 серии по 10 бросков;
- через голову назад — 10 бросков, последние три — в полную силу;
- от груди двумя руками вверх (толчки) — 2 серии по 10 повторений;
- одной рукой вверх (толчки)—2 серии по 6-8 повторений правой, затем левой.

5. Жим ногами на тренажёре — 4 серии по 12 повторений.

6. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа — 3 серии по 10-15 повторений.

7. Упражнение на тренажёре для развития мышц задней поверхности бедра—2 серии по 1216 повторений.

8. Упражнение на тренажёре для мышц брюшного пресса—3 серии по 12-20 повторений.

9. Упражнение на тренажёре для мышц спины—3 серии по 10 повторений.

10. Упражнение для развития мышц предплечья (вращение гантели, ловля падающей гантели) 3 серии по 20 повторений.

11. Упражнения на развитие гибкости — 10 мин.

Занятие преимущественно силовой направленности:

1. Медленный бег или использование велотренажёра—5 мин.

2. Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки — 10 мин.

3. Круговые движения руками вперёд и назад с дисками от штанги—2 серии по 10-20 повторений.

4. Повороты в наклоне с дисками в прямых руках («мельница»)—2 серии по 10-20 повторений.

5. Рывок штанги в высокую стойку на прямые ноги («протяжка»), вес 25-35 кг — 3 серии по 6-8 повторений.

6. Жим ногами на тренажёре — 5 серий по 1012 повторений.

7. Упражнение на тренажёре на развитие мышц задней поверхности бедра—3 серии по 10 повторений.

8. Сгибание-разгибание рук в упоре на скамейке, на полу, между скамеек (один раз в неделю возможен жим штанги в положении лёжа)— 5 серий по 5-12 повторений.

9. Упражнения на тренажёре для развития мышц брюшного пресса—3 серии по 15-20 повторений.

10. Наклоны в стороны в положении сидя на скамейке с диском 5 кг за головой—3 серии по 10 повторений в каждую сторону.

11. Совершенствование техники «захвата» снаряда с гантелью 5 кг—3 серии по 6 повторений сильной, 2 серии по 6 повторений слабой рукой.

12. Упражнения для развития мышц голени (стоя на рейке гимнастической стенки)—2 серии по 16-20 повторений на каждую ногу.

13. Упражнения для развития мышц кисти и предплечья с диском 2,5 кг или гантелью 4-6 кг 3 раза по 20 повторений на каждую руку.

14. Упражнения на гибкость и расслабление — 10 мин.

Выводы. Исследование научно-методической литературы и системный анализ с учётом достигнутых результатов учеников автора (от начального уровня до высшего спортивного мастерства) позволяют сделать вывод о необходимости дозированного включения тренажёрных устройств в подготовку юных метателей. Занятия на тренажёрах при соблюдении вышеизложенных положений способствуют повышению силового уровня юных метателей, профилактике травм, сохранению здоровья, вносят разнообразие в занятия, повышают интерес занимающихся к спортивной деятельности.

Список литературы

1. Алабин, В. Т. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике / В. Т. Алабин, М. П. Криво- носов.- М. : ФиС, 1982.- 222 с.
2. Будущее молодёжной лёгкой атлетики / под общ. ред. В. Зеличенка.- М. : Терра-Спорт, 2004.- 80 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский.- М., 1977.- 215 с.
4. Гойхман, П. Подготовка ног спортсмена / П. Гойхман, Е. Сосина // Лёгкая атлетика.- 2014.- № 9-10; 11-12.
5. Лёгкая атлетика (метания) : пример. программа спортив. подготовки для детско-юношес. спортив. шк., специализир. детско-юношес. шк. олимп. резерва, шк. высш. спортив. мастерства.- М. : Совет. спорт, 2005.- 104 с.
6. Применение тренажёров в спорте : сб. науч. тр. / под ред. В. С. Богатырёва.- Киров, ВГПУ, 2000. - 62 с.
7. Рудерман, Г. Крепость цепи. Соразмерность развития основных мышечных групп у метателей / Г. Рудерман // Лёгкая атлетика.- 1999.- № 3-4.
8. Филин, В. Г. Основы юношеского спорта / В. Г. Филин, Н. А. Фомин.- М. : ФиС, 1980.- 255 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (14.06.2017)
Просмотров: 109 | Теги: метатель, тренажёр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь