Четверг, 23.02.2017, 06:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК МЕРА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВА УЧАСТИЮ ПОНЯТОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

АНТИПЕНКО А.А.,
соискатель


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КАК МЕРА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ И АЛЬТЕРНАТИВА УЧАСТИЮ
ПОНЯТОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ



В последние годы в России уделяется
много  внимания  формированию  законода-
тельной базы по противодействию коррупции
в  правоохранительных  органах.  На  данный
момент приняты нормативные акты, которые
регламентируют борьбу с коррупцией. Основ-
ными являются Уголовный кодекс Российской
Федерации  от  13.06.1996  №  63-ФЗ  (принят
ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.03.2011))
и Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-
ФЗ «О противодействии коррупции» (принят
ГД  ФС  РФ  19.12.2008))  Одобрен  Советом
Федерации  22  декабря  2008  года.  Кроме
того, Президентом РФ было издано 6 Ука-
зов, направленных на борьбу с коррупцией,
которые затрагивают не только правоохра-
нительные  органы,  но  и  государственную
гражданскую службу.
Таким  образом,  предприняты  кон-
кретные  шаги,  направленные  на  борьбу  с
коррупцией в правоохранительных органах.
Уголовно-правовыми средствами осущест-
вляются  конкретные  меры  по  предотвра-
щению коррупции. Считаем, что подобные
действия  положительно  сказываются  на
работе правоохранительных органов. Име-
ющиеся  нормативные  акты  предписывают
правоохранительным органам действовать
в соответствии с законом. Россия 1 февра-
ля 2007 г. вступила в Группу государств по
борьбе с коррупцией (ГРЕКО), что повлек-
ло  за  собой  развитие  законодательства  в
области противодействия коррупции. В на-
стоящее время утверждена Национальная
стратегия по противодействию коррупции,
которая  представляет  собой  совершен-
ствование  системы  мер  организационно-
экономического, правового, информацион-
ного, кадрового характера [1].
Однако нельзя останавливаться в ре-
шении такой сложной задачи, как борьба с
коррупцией,  необходимо  и  дальше  совер-
шенствовать  российское  законодательство,
разрабатывать  такие  нормативные  акты,
которые  будут  соответствовать  реалиям
времени.  Среди  мер  по  предупреждению
коррупции, закрепленных в Конвенции ООН
против коррупции и представленных в таких
международных  антикоррупционных  про-
граммах,  как  Глобальная  программа  ООН
против  коррупции,  приоритетное  значение
придается  тем,  которые  направлены  на
обеспечение  прозрачности  и  доступа  к  ин-
формации  [3].  Министр  внутренних  России
Рашид  Нургалиев,  выступая  перед  журна-
листами, сделал заявление о том, что после
реформирования  милиции  в  полицию  кор-
рупция в правоохранительных органах оста-
лась в прошлом, данное высказывание было
опубликовано  на  сайте  www.vz.ru.  Из  него
следует, что в правоохранительных органах
остались  лучшие  кадры.  Уровень  заработ-
ной платы сотрудников правоохранительных
органов  постепенно  поднимается.  Повыше-
ние оплаты труда привлечёт на работу в пра-
воохранительные  органы  квалифицирован-
ные кадры. Однако, как мы считаем, в целях
укрепления доверия к правоохранительным
органам необходимо обеспечить последние
современными  техническими  средствами.
Такие  технические  средства,  как  видеока-
мера, диктофон помогут в проведении след-
ственных  действий.  Например,  судье  будет
гораздо  легче  понять,  имело  ли  место  на-
рушение,  наблюдая  действия  следователя
(дознавателя), как, впрочем, и оперативного
работника,  лично,  посредством  просмотра
видеоматериала.  С  применением  техниче-
ских средств следственное действие станет
более  прозрачным.  Считаем,  что  появятся
основания для большего доверия к следова-
телям/дознавателям.
Например, не секрет, что следователи/
дознаватели сталкиваются с проблемой при-
влечения граждан к участию в процессуаль-
ных действиях в качестве понятых. На поиск
понятых уходит время, которое можно было
бы потратить на проведение следственного
действия,  начать  и  закончить  его  раньше.
Данный  фактор  отрицательно  сказывается
на  мобильности  правоохранительных  орга-
нов.  Кроме  того,  стоит  учитывать,  что  для
лица  привлечение  к  участию  в  следствен-
ных действиях как понятого может являться
стрессом. Стресс может наступить из осозна-
ния  ответственности,  страха,  что  впослед-
ствии гражданину может грозить опасность
со стороны лиц, привлекаемых к ответствен-
ности, либо от окружения этих лиц. К тому же
у каждого гражданина могут быть свои дела
(работа, дом, семья), заранее запланирован-
ные мероприятия, от которых его отвлекают,
привлекая в качестве понятого. Вследствие
личных забот и переживаний, лицо во время
проведения  следственного  действия  будет
следить не за его ходом, а думать о том, как
скоро оно закончится, с тем, чтобы продол-
жить заниматься своими делами.
Применение  технических  средств,  по-
зволяющих  вести  видео-  и  аудиофиксацию
следственного  действия,  позволит  следо-
вателю  (дознавателю)  не  тратить  время  на
поиск  понятых,  чтобы  они  своим  присут-
ствием фиксировали факт проведения след-
ственного  действия.  А  также  не  отвлекать
граждан,  привлекаемых  к  участию  в  след-
ственном действии в качестве понятых от их
повседневных  дел.  По  крайней  мере,  необ-
ходимость  привлечения  понятых  к  участию
в следственном действии можно будет оста-
вить на усмотрение следователя (дознавате-
ля).  При  просмотре  видеоматериала  будет
сразу видно, разъяснялись ли следователем
(дознавателем) права при проведении след-
ственного действия или нет, как происходило
обнаружение  вещественных  доказательств,
что именно было обнаружено и изъято.
Считаем,  что  полезно  будет  обра-
титься  к  опыту  зарубежного  уголовно-
процессуального  законодательства.  За  ру-
бежом  вообще  отсутствует  такое  понятие,
как понятой. В США офицер полиции полу-
чает  ордер  на  проведение  следственного
действия у судьи, указывая в своём ходатай-
стве, что он ожидает найти и в каком месте
он собирается это искать, а также у кого. Су-
дья может потребовать предоставления ему
доказательств  необходимости  проведения
следственного  действия.  Офицер  полиции
отвечает  за  законность  проведения  след-
ственного действия [2].
Мы провели исследование о влиянии
понятого на приговор, постановление суда
(далее  документы).  В  связи  с  этим  нами
были  исследованы  приговоры,  постанов-
ления по 1065 уголовным делам за период
с 2007 по 2011 годы. В данных документах
ссылки на понятых имелись лишь только в
182  документах.  Из  этих  182  документов
109  (60  %)  относились  к  преступлениям
связанным с незаконным оборотом нарко-
тических средств - ст.228 УК РФ, остальные
40% относились к иным видам преступле-
ний.  В  114  документах  показания  некото-
рых понятых пришлось оглашать, посколь-
ку  они  не  явились  в  судебное  заседание,
в  11  случаях  имело  место  лишь  упомина-
ние участия понятых при проведении след-
ственных  действий.  Данный  анализ  пока-
зывает, что участие понятых, их показания
не  являются  решающим  доказательством
виновности  или  невиновности  лица,  зато
имеет  место  проблема  вызова  понятых  в
судебное  заседание  в  качестве  свидете-
лей.  К  тому  же  ст.170  УПК  РФ  позволяет
проводить следственное действие в отсут-
ствие  понятых  в  случаях,  когда  им  может
грозить опасность. Данная норма также по-
казывает,  что  законодатель  во  главу  угла
не ставит участие понятого в следственном
действии, допускает проведение процессу-
альных  действий  в  отсутствие  понятого.
Оставление участия понятого в следствен-
ных действиях на усмотрение следователя
(дознавателя)  позволит  решить  проблемы
не  только  мобильности,  но  также  закон-
ности  самого  следственного  действия,
безопасности  граждан,  привлекаемых  к
участию  в  следственных  действиях  в  ка-
честве  понятых.  Также  данное  изменение
позволит  унифицировать  отечественное
уголовно-процессуальное  законодатель-
ство по отношению к зарубежному законо-
дательству развитых стран.
В связи с вышеизложенным, полагаем
возможным внести изменения в ст.170 УПК
РФ, оставив участие понятого в следствен-
ных  действиях  на  усмотрение  следователя
(дознавателя).  Однако  следственное  дей-
ствие  должно  будет  проводиться  с  обяза-
тельным применением технических средств:
видеокамеры,  со  звуковой  записью.  Таким
образом, участники процесса по уголовному
делу,  а  также  судьи  смогут  лично  увидеть,
как  проводилось  следственное  действие,  в
связи с чем будут иметь более полное пред-
ставление  о  следственном  действии.  А  в
случае острой необходимости, следователь/
дознаватель  сможет  привлечь  понятого  к
участию в следственных действиях.

Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 13.04.10 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы».
2. Steven L. Emanuel. Criminal procedure (twenty-sixth edition) // Harvard Law School, 2005.
3. Тихомиров Ю. А., Трикоз Е. Н. «Право против коррупции»/»Журнал российского права», 2007 г., № 5.






 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.12.2012)
Просмотров: 357 | Теги: понятой, технические средства, Борьба с коррупцией, доверие к следователю (дознавателю) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017