Пятница, 09.12.2016, 14:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

Применение странами - участницами Таможенного союза сезонных пошлин и специальных пошлин как инструментов регулирования внешнеторговой деяте

Применение странами - участницами Таможенного союза сезонных пошлин и специальных пошлин как инструментов регулирования внешнеторговой деятельности

В связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятием обязательств по связыванию ставок таможенных пошлин на уровне, указанном в Перечне уступок Российской Федерации, актуализируется проблема применения сезонных таможенных пошлин и специальных пошлин.

Мнения, высказанные относительно природы данных платежей, можно разделить на следующие: 1) сезонные и специальные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного регулирования; 2) сезонная пошлина относится к таможенно-тарифному регулированию, а специальная пошлина - к нетарифному регулированию; 3) оба указанных платежа - нетарифные меры.

Так, О.Ю. Бакаева относит к виду партикулярных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, вводимые с целью защиты экономических интересов страны на определенный период времени <1>. М.Н. Сорокина определяет к партикулярным пошлинам сезонную пошлину, которая вводится для оперативного регулирования ввоза или вывоза товаров. При этом, по ее мнению, специальные пошлины - это вид платежей, не являющихся таможенными пошлинами <2>. По мнению Т.Н. Трошкиной, особые (защитные) виды пошлин, в число которых она включила сезонные пошлины, имеют отличную от таможенной пошлины природу. Поскольку размеры и сроки взимания устанавливаются в каждом конкретном случае, это дало ей основание охарактеризовать их как индивидуализированные, казуальные платежи, не имеющие универсального характера <3>.

--------------------------------

<1> Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. С. 104 - 106.

<2> Сорокина М.Н. Таможенная пошлина: проблемы нормотворчества и правоприменения: Дис. ... канд. юрид. наук. 2009. С. 79 - 83.

<3> Трошкина Т.Н. Особые виды пошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерации [Электронный ресурс] // "Готика", 2005. Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс.

 

Кроме того, согласно классификации нетарифных мер, проведенной ЮНКТАД, сезонные пошлины вошли в список нетарифных мер как меры, применяемые для контроля или воздействия на цены импортных товаров в целях поддержания внутренних цен на определенные продукты. Специальные пошлины также определены как нетарифные меры, которые относятся к пропорциональным торговым защитным мерам, применяемым в целях противодействия негативным последствиям импорта на рынок импортирующей страны, требующим соблюдения определенных процессуальных и материальных условий <1>.

--------------------------------

<1> Classification of non-tariff measures [Электронный ресурс]. New York and Geneva, 2013. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20122_en.pdf (дата обращения: 16.12.2013).

 

В соответствии с п. 3 ст. 3 Соглашения "О едином таможенно-тарифном регулировании" <2>, для оперативного регулирования ввоза товаров при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин. Для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" <3>).

--------------------------------

<2> Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (ред. от 25.09.2013) // СЗ РФ. 14.06.2010. Ст. 2935.

<3> Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. N 107. 05.06.1993.

 

Как указывалось в Комментарии к Закону РФ "О таможенном тарифе" <4>, целью введения сезонных пошлин являлась эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка. Введение сезонных пошлин связано с периодическими, сезонными колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков (чем ниже мировая цена на товар, тем выше ставка сезонной таможенной пошлины). Они применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и некоторых других товаров, закупочные розничные цены на которые циклически меняются по временам года (сезонные цены).

--------------------------------

<4> Козырин А.Н., Трошкина Т.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2004.

 

В настоящее время компетенцией по установлению ставок ввозных таможенных пошлин (включая сезонные) наделена Евразийская экономическая комиссия (пп. 2 п. 1 ст. 8 Соглашения "О едином таможенно-тарифном регулировании").

В соответствии с указанными положениями Решением Комиссии Таможенного союза от 25 января 2012 г. N 913 "О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара" <5> уже применялась сезонная пошлина в отношении отдельных видов сахара. На 6 месяцев ставка ввозной таможенной пошлины привязывалась к среднемесячной цене на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Например, при цене не менее 405,66 долл. США, но не более 445,33 долл. США за 1 т взималась специфическая таможенная пошлина в размере 120 долл. США за 1000 кг.

--------------------------------

<5> Решение Комиссии Таможенного союза от 25 января 2012 г. N 913 "О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара" // РЖД-Партнер Документы. N 5. 2012.

 

В сущности, сезонная пошлина - это временное (на период до 6 месяцев в году) изменение ставки ввозной таможенной пошлины, но главная цель ее взимания роднит данный вид таможенной пошлины с другими защитными мерами - специальными пошлинами. Не случайно положения, регулирующие сезонные пошлины, в Законе РФ "О таможенном тарифе" были объединены в один раздел со статьями, посвященными регулированию особых пошлин - специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

В прошлом сезонные пошлины взимались с очень ограниченного круга преимущественно сельскохозяйственных товаров: сахар-сырец и сахар белый, рис и мукомольно-крупяная продукция из него, капуста, морковь, свекла. Перечень уступок и обязательств по товарам Российской Федерации включает условия, в соответствии с которыми ставки таможенных пошлин на продукты группы 17 связываются с ценой сахара-сырца на Нью-Йоркской товарной бирже, при этом установлена конечная связанная ставка ввозной таможенной пошлины к году окончания исполнения обязательств, составляющая 250 долл. США за 1000 кг <1>.

--------------------------------

<1> Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 10.09.2012. N 37. Ст. 4986.

 

По нашему мнению, ввиду всего вышесказанного, будет нарушением обязательств Российской Федерации принятие решения о взимании сезонных пошлин, ставки которых превышают связанные ставки в Перечне уступок и обязательств по товарам, что делает использование такого инструмента таможенно-тарифного регулирования, как сезонные пошлины, невозможным.

Важное место в условиях взятых обязательств по открытию рынка занимают специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применение которых возможно в виде специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Таможенный кодекс Таможенного союза <2> установил, что порядок их взимания одинаков с порядком, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины (ч. 2 ст. 70). Эти особые виды пошлин преследуют главным образом цель защиты отрасли экономики соответственно от серьезного ущерба, вызванного возросшим импортом, либо материального ущерба от демпингового или субсидируемого импорта.

--------------------------------

<2> Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // СЗ РФ. 13.12.2010. N 50. Ст. 6615.

 

Основным источником, регулирующим применение специальной защитной меры, в Таможенном союзе является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран <3>, которое регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для таможенной территории государств - участников Таможенного союза.

--------------------------------

<3> Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран (заключено в г. Москве 25.01.2008) (ред. от 18.10.2011) // СЗ РФ. 18.10.2010. N 42. Ст. 5299.

 

Необходимо отметить, что данное Соглашение, а ранее - Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <4>, основываются на положениях Соглашения ВТО по защитным мерам, поэтому большое значение для понимания регулирования данной группы отношений имеет практика его применения.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4851.

 

Поскольку ГАТТ 1947 г. заключалось с условием снижения и связывания тарифных ставок, был предусмотрен механизм применения чрезвычайных мер в отношении импорта отдельных товаров (ст. XIX ГАТТ), ставших известными как специальные защитные меры. Ведь в ином случае государство могло бы свободно поднять ставку таможенной пошлины или ввести количественное ограничение.

Нормами ВТО не предусматривается исчерпывающий перечень специальных защитных мер, однако запрещаются и подлежат устранению добровольные ограничения экспорта, соглашения о регулировании рынков или любые другие подобные меры, применяемые к экспорту или импорту (ст. 11 Соглашения по специальным защитным мерам). На практике в качестве специальных защитных мер применялись повышение тарифа, дополнительные пошлины, количественные ограничения и др. <1>.

--------------------------------

<1> Safeguard Measures [Электронный ресурс] // Project on Dispute Settlement in International Trade, Investment and Intellectual Property. New York and Geneva, 2003. URL: http://unctad.org/es/Docs/edmmisc232add16_en.pdf (дата обращения: 24.11.2013).

 

В Таможенном союзе специальная защитная мера устанавливается посредством импортной квоты или специальной пошлины. В первом случае уровень такой квоты не должен быть ниже среднегодового уровня объема импорта товара, являвшегося объектом расследования. Отличительной чертой специальных пошлин является казуальный способ определения их величины, который зависит от результатов проведенного расследования, выявившего пределы серьезного ущерба.

Обязательным условием, предшествующим введению специальных пошлин, является проведение расследования, в ходе которого доказываются основания введения специальной защитной меры. Проведение расследования отнесено к компетенции Департамента по защите внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии <2>, который либо по письменному заявлению представителя (объединения представителей) отрасли экономики, либо по собственной инициативе инициирует начало соответствующего расследования. В первом случае заявители должны указать, кроме информации о себе, об объеме собственного производства, также сведения об импортируемом товаре, в отношении которого предлагается ввести специальную меру (его описание с указанием кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, наименование экспортирующих иностранных государств, сведения об известных производителях, об изменении объема импорта и др.).

--------------------------------

<2> URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 24.12.2013).

 

Подчеркивается, что орган, проводящий расследование, может принять решение о начале проведения расследования только в случае, если в его распоряжении имеются доказательства наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения) отрасли экономики. Если таких доказательств недостаточно, такое расследование не может быть начато.

В ходе расследования оцениваются объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств. Договор приводит неограниченный перечень таких факторов, включая: темпы и объемы роста товара, являющегося объектом расследования, на единой таможенной территории государств-сторон; долю импортного товара, являющегося объектом расследования, в общем объеме продажи данного товара и аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств-сторон и др.

Срок проведения расследования на основании заявления о применении специальной пошлины не должен превышать 9 месяцев, с возможностью продления не более чем на 3 месяца.

В отдельных случаях, в условиях критического положения в отрасли экономики государств, возможно принятие решения о применении предварительной специальной пошлины на срок до 200 дней, с одновременным продолжением расследования. При этом до ее введения должно быть установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики государств-сторон, который трудно будет устранить впоследствии. Но компетентный орган в принятии такого решения должен основываться на предварительном заключении о наличии причинно-следственной связи между возросшим импортом на единую таможенную территорию государств-сторон и ущербом отрасли экономики государств-сторон.

Решение о применении специальной меры может быть вынесено только в случае, если по итогам расследования будет установлены:

1) возрастание импорта;

2) причинение серьезного ущерба отрасли экономики;

3) причинно-следственная связь между возрастанием импорта и причинением серьезного ущерба отрасли экономики.

Необходимо установление наличия всех трех условий для введения специальной защитной меры, отсутствие хотя бы одного ведет к отказу в применении соответствующей меры. Например, в Уведомлении Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2012 г. "О завершении специального защитного расследования в отношении импорта графитированных электродов на единую таможенную территорию Таможенного союза" <1> содержатся данные о том, что в ходе проведенного расследования были установлены наличие возросшего импорта и наличие серьезного ущерба отрасли экономики, однако отсутствие причинно-следственной связи между ними не дало оснований для введения специальной защитной меры. Расследование было завершено ввиду отсутствия оснований.

--------------------------------

<1> URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 25.12.2013).

 

В действительности серьезный ущерб может быть нанесен различными факторами, наряду с возросшим импортом, но в этом случае возросший импорт по крайней мере должен быть основной причиной.

Стоит отметить также, что ранее специальные пошлины могли вводиться в двух целях - по причинам экономического характера и по политическим соображениям. Следовательно, они выступали в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы со стороны других государств <2>. В настоящий момент в отличие от других видов особых пошлин специальные пошлины применяются в условиях справедливой торговли, когда возросший импорт связан с объективными факторами, поэтому данный вид пошлины едва ли можно назвать штрафной санкцией.

--------------------------------

<2> Комментарий к Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе" / Под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс, 2006.

 

Специальная пошлина носит временный характер, то есть срок действия специальной защитной меры ограничен четырьмя годами, который в исключительных случаях может быть продлен еще максимум на четыре года.

Специальная защитная мера применяется к импортируемому товару независимо от страны происхождения этого товара, за некоторыми оговоренными исключениями для развивающихся стран. В практике ВТО в отношении применения специальных защитных мер существует термин "параллелизм", означающий необходимость наличия соответствия между возросшим импортом, который был объектом специального расследования, выявившего причинно-следственную связь между ним и серьезным ущербом, и импортом, являющимся объектом применения специальных защитных мер. На практике это означает, что нельзя выборочно применять специальные защитные меры на импортируемые товары из отдельных стран, избавляя от дополнительных барьеров иные государства.

Относительно сельскохозяйственной продукции в Соглашении ВТО о сельском хозяйстве закреплены специальные защитные положения. Так, в соответствии со ст. 5, любой член может прибегнуть к положениям п. п. 4 и 5 ст. 5 в связи с импортом сельскохозяйственного продукта, в отношении которого защитные меры были трансформированы в обычные таможенные пошлины и который помечен в Перечне символом SSG как предмет уступки, могут быть введены дополнительные пошлины. Первоначальная редакция ст. 7 Соглашения о применении специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер содержала положения о возможности введения специальной пошлины на сельскохозяйственные товары без проведения расследования, но, поскольку Россия не заявляла о введении SSG в Перечне уступок, данные положения были отменены. В настоящее время 39 стран - участников ВТО заявили о возможности применения специальных защитных положений <1>.

--------------------------------

<1> Market access: special agricultural safeguards (SSGs) // World Trade Organization: [сайт]. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/agric_e/negs_bkgrnd11_ssg_e.htm (дата обращения: 24.12.2013).

 

В соответствии со ст. 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., с момента создания единой таможенной территории стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры в отношении товаров, происходящих с территории государств - участников Таможенного союза. Однако во взаимной торговле между ними могут применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Предполагаем, что в этом случае полномочиями по проведению соответствующего расследования наделены органы исполнительной власти (в России - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), которые руководствуются национальным законодательством.

Письмом ФТС от 10 ноября 2011 г. "О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин" <2> подтверждается факт отнесения специальных пошлин к числу нетарифных мер. Так, в нем говорится о том, что применение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при ввозе товаров относится к запретам и ограничениям при их ввозе и, следовательно, к мерам нетарифного регулирования. В этой связи указанные пошлины не включаются в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость (в отличие от таможенной пошлины по п. 1 ст. 160 НК РФ) <3>.

--------------------------------

<2> Письмо Федеральной таможенной службы от 10 ноября 2011 г. N 01-11/54409 "О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин" // Таможенные ведомости. N 12. 2011.

<3> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.

 

Таким образом, рассмотренные инструменты регулирования внешнеторговой деятельности относятся к группе экономических методов, влияющих на конкурентоспособность товаров посредством ценового фактора <4>. Несмотря на это, специальная пошлина относится, согласно действующему законодательству, к инструментам нетарифного регулирования, будучи платежом, отличным от таможенной пошлины и взимаемым независимо от нее. То есть это дополнительный барьер в торговле, появившийся как исключение из общих правил ГАТТ/ВТО, мотивированный защитой отраслей экономики от серьезного ущерба, вызванного возросшим импортом. Но при этом в силу схожести механизма влияния на объем товаропотока все же есть смысл рассматривать специальную пошлину в совокупности с таможенно-тарифным методом, которому также присуща защитная функция, правда утрачиваемая с ходом развития либерализации международной торговли.

--------------------------------

<4> Чермянинов Д.В. Таможенное право. М.: Издательство "Юрайт", 2013. С. 221.

 

По нашему мнению, связывание ставок таможенных пошлин на уровне, указанном в Приложении 1 к Протоколу о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению <1>, аннулирует возможность в одностороннем порядке введения сезонной пошлины, превышающей данные ставки. В этих условиях особую значимость в защите отраслей отечественной экономики, находящихся под угрозой причинения серьезного ущерба, вызванной возросшим импортом, который может быть связан в том числе и с колебаниями конъюнктуры на соответствующих товарных рынках, приобретают специальные защитные меры. Однако в отличие от сезонной таможенной пошлины, которая устанавливается в период ценовых колебаний рынка на период до 6 месяцев решением ЕЭК (ввозная сезонная пошлина) или постановлением правительства (вывозная сезонная пошлина), введение специальной пошлины требует проведения специального расследования, процедура которого требует наличия доказательственной базы уже до начала его проведения, что должно препятствовать необоснованному применению этого инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности.

--------------------------------

<1> Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 10.09.2012. N 37. Ст. 4986.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (22.05.2014)
Просмотров: 1134 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016