Среда, 22.01.2020, 11:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ПОСТСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 14-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Прописнова Е.П., Дегтярева Д. И., Терехова М.А.

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ПОСТСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 14-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ

В статье представлены результаты исследования по определению эффективности применения специально подобранных средств восстановления в постсоревновательном периоде подготовки спортсменок 14-16 лет, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивного совершенствования. Авторами разработана и внедрена в тренировочный процесс методика, в основе которой лежит целенаправленное воздействие на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата средствами системы «Пилатес» и комплекса статодинамических упражнений. Она предусматривает реабилитационное и профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат спортсменок - представительниц эстетической гимнастики. В работе экспериментально доказано, что управление восстановительными процессами гимнасток 14-16 лет в постсоревновательном периоде подготовки будет более эффективным, если комплексно использовать средства целенаправленного воздействия на тонусно-силовые характеристики мышц и средства, обладающие психорегулирующим воздействием.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, этап спортивного совершенствования, восстановление, «Пилатес», статодинамические упражнения.


Введение. Как и в других технико-эстетических видах спорта, в эстетической гимнастике этап спортивного совершенствования характеризуется значительным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что, несомненно, имеет свои физиологические пределы. В том случае, если нагрузка не соответствует возможностям организма могут возникнуть перетренированность и физическое перенапряжение, сопровождающиеся не только снижением работоспособности и спортивных результатов, но и при определенных условиях развитием ряда пред- и патологических состояний, связанных со снижением адаптационных способностей организма. Поэтому достижение высоких спортивных результатов невозможно без взаимодействия тренировочных и восстановительных средств. В связи со спецификой эстетической гимнастики рост спортивного мастерства преимущественно обусловлен совершенствованием деятельности нервно-мышечного аппарата. Таким образом, возникает необходимость проведения восстановительных процедур с учетом факторов, оказывающих влияние на мышечную систему спортсмена, его суставно-связочный аппарат и направленных на восстановление потенциала ЦНС. Высокая эмоциональность эстетической гимнастики, связанная с проявлением артистичности во время исполнения соревновательных программ, субъективная система оценки выступают в роли негативных эмоциогенных факторов, оказывающих влияние на степень нервно-психической устойчивости спортсмена, которая как относительно стабильная характеристика личности базируется на способности к сознательному самоуправлению и самоконтролю на оптимальном уровне психомоторного возбуждения [1]. Все это в дальнейшем влияет на качество и эффективность восстанавливаемости гимнасток.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику восстановления гимнасток в постсоревновательном периоде на этапе спортивного совершенствования.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно- методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы гимнасток (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой. Обе группы выполняли единую по объему тренировочную работу. В отличие от контрольной, в учебно-тренировочный процесс представительниц эстетической гимнастики экспериментальной группы была внедрена методика, основанная на целенаправленном воздействии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата средств системы «Пилатес» и комплекса статодинамиче- ских упражнений. Основываясь на данных об особенностях нагрузок, испытываемых гимнастками 14-16 лет в подготовительном и соревновательном периодах подготовки, нами были установлены следующие направления методики использования профилактических и восстановительных мероприятий (рисунок).

Рисунок. Направленность восстановительных мероприятий в постсоревновательном периоде подготовки гимнасток на этапе спортивного совершенствования

Направленность восстановительных мероприятий в постсоревновательный период подготовки спортсменок обусловлена целью методики - оптимизации функционального состояния нервно-мышечной и центрально-нервной систем гимнасток. В качестве средств для достижения основных задач проведения восстановительных мероприятий в постсоревновательный период подготовки спортсменок-гимнасток нами были определены:

1. Упражнения системы «Пилатес». Эта группа средств имеет особое значение для профилактического воздействия на опорно-двигательный аппарат спортсменок. Воздействие упражнений направлено на укрепление глубоких мышц живота, спины [4]. Комплексы были разделены на 2 составляющие по целевой задаче: профилактика негативного влияния нагрузок на ОДА («поза ребенка», расслабление шеи, плеч и спины, скручивание спины, «мячик», расслабление спины с подушкой, «кошка», повороты позвоночника и вращение корпуса); развитие силовой выносливости («плечевой мост», «планка» с отведением ноги назад и вперед, «столешница», «пила», «роллы», «ноги за голову»). Важным моментом является то, что в процессе выполнения упражнений делается акцент на сознательный контроль при выполнении движений.

2. Статодинамические упражнения. Они представляют собой малоамплитудные силовые упражнения локального воздействия на прорабатываемую мышечную группу. Важной составляющей при выполнении статодинамических упражнений является способность произвольно напрягать необходимые группы мышц, в связи с чем воздействие на прорабатываемые мышцы дозируется индивидуальной возможностью занимающегося произвольно напрягать нужные мышечные группы, которая закономерно меняется по мере роста тренированности. Тем самым создаются естественные условия для регулирования адекватности получаемой силовой нагрузки [5].

Выполнение комплексов статодинамических упражнений проводилось по типу круговой тренировки с жесткими интервалами отдыха (не более 60 с). Такой методический подход позволяет развивать силовую выносливость. Выполнение упражнений системы «Пилатес» базировалось на непрерывном методе.

Упражнения по системе «Пилатес» проводили в форме отдельного тренировочного занятия, которое имело следующую структуру:

1. Разминка - продолжительность 8 минут. Она проводится стоя или лежа на спине.

2. В основной части занятия были использованы упражнения: «Плечевой мост», «Планка», «Столешница», «Пила», «Роллы», «Ноги за голову», «Раскачивание с разведенными ногами». Данные упражнения характеризуются чередованием работы различных групп мышц: рук, живота и спины. Таким путем поддерживается дыхание и сердечная система на более высоком уровне, чем в покое, и поэтому молочная кислота быстрее транспортируется из утомленных мышц. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз с соблюдением основных принципов системы «Пилатес».

3. В заключительной части использовали упражнения на дыхание.

Комплексы статодинамических упражнений включены в основную часть тренировочного занятия и выполняются два раза в неделю. Особенностью предложенных упражнений является их строгая регламентация по пространственно-временным параметрам движения: амплитуде (на 5,10, 15 см) и темпу (на четыре счета, на два счета, на один счет, и пружинные покачивания с размахом колебаний не более 1-2 см) [2]. Комбинирование упражнений в комплексе возможно по следующим вариантам: для одной мышечной группы (доведение одной группы мышц до состояния утомления); для двух мышечных групп (последовательное выполнение); для трех, четырех, пяти мышечных групп (последовательное выполнение).

Занятия по разработанной методике проводились в течение 3 месяцев в постсоревновательном периоде годичного цикла подготовки. Чтобы оценить ее эффективность нами был проведен сравнительный анализ показателей, характеризующих тонус- но-силовое состояние нервно-мышечного аппарата. Проведенное в начале исследования тестирование не выявило достоверных различий в изучаемых показателях между контрольной и экспериментальной группами (р>0,05), что подчеркивает однородность испытуемых. В течение трех месяцев гимнастки экспериментальной группы использовали предложенную нами экспериментальную методику. В контрольной группе спортсменок тренировочный режим соответствовал традиционной схеме построения, характерной для постсоревновательного периода в избранном виде спорта. Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1
Показатели тонусно-силовых характеристик мышечной системы гимнасток   в педагогическом эксперименте (М±т)

Примечание: *tma6n. = 2,26при а = 0,05; tma6n. = 3,25 при а = 0,01.

В целом отмечено существенное увеличение по всем показателям, представленным в таблице. Несмотря на то, что исходные показатели у гимнасток не были ниже нормы (30-35 с), можно говорить, что применяемые средства создают эффективные условия для профилактики негативных влияний специфических воздействий на ОДА в эстетической гимнастике, которые при систематическом повторении могут привести к тонусному рассогласованию мышц. В контрольной группе нами не было выявлено столь существенных изменений по исследуемым показателям. Таким образом, на основании данного этапа исследования можно говорить о значительном профилактическом эффекте применяемых средств восстановления в постсоревновательный период подготовки гимнасток.

Специалисты отмечают, что во время и по окончании соревновательной деятельности у спортсменов присутствуют психические, эмоциональные переживания [3]. Известно, что к улучшению эмоционального и психологического состояния приводят занятия различными упражнениями, основным условием является необходимость осознанной концентрации во время выполнения упражнений, направленная релаксация. В системе «Пилатес» и при выполнении статодинамических упражнений особое внимание уделяется именно этим моментам. Поэтому мы посчитали целесообразным на следующем этапе проанализировать показатели психоэмоционального состояния представительниц эстетической гимнастики. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2
Показатели психоэмоционального состояния гимнасток экспериментальной  группы в педагогическом эксперименте (M±m)

Примечание: * - достоверность различий при p<0,05; К - контрольная группа; Э - экспериментальная группа.

Сопоставление результатов тестирования в начале и в конце эксперимента позволяет заключить, что в постсоревновательный период гимнасткам присущ высокий и средний уровень личностной тревожности. Специалисты объясняют это тем, что вне зависимости от результата соревнования спортсмены многократно проигрывают и обсуждают с тренером свои действия во время соревнований. Период высокой тревожности может длиться несколько дней и более [3]. Низкие величины зарегистрированы по показателю ситуативной тревожности, что соответствует среднему уровню. За три месяца отмечено улучшение по данным показателям в обеих группах. Однако в экспериментальной группе это улучшение носит более выраженный характер.

Далее мы проанализировали результаты теппинг-теста и длительности индивидуальной минуты. В тесте «оценивание индивидуальной минуты» гимнастки после эксперимента субъективно незначительно недооценивали минутный временной промежуток, в то время как в начале эксперимента этот показатель был переоценен, что может быть свидетельством утомленности спортсменок (таблица 3). Статистически достоверно улучшился показатель теппинг-теста (на 9%).

Таблица 3
Показатели психо-функционального состояния гимнасток экспериментальной группы в педагогическом эксперименте (M±m)

Примечание: * - tтабл. = 2,26при а = 0,05.

В контрольной группе различия носили недостоверный характер (таблица 4).

Таблица 4
Показатели психо-функционального состояния танцоров контрольной группы в педагогическом эксперименте (M±m)

Примечание: tтабл, = 2,26 при а = 0,05.

Таким образом, на основании анализа выше представленных показателей психофункционального состояния гимнасток экспериментальной и контрольной групп можно утверждать, что в первой группе спортсменок под влиянием предложенных нами восстановительных мероприятий произошли благоприятные изменения, отразившиеся на протекании психических процессов представительниц эстетической гимнастики.

Заключение. Разработанная методика использования упражнений системы «Пилатес» и статодинамических упражнений, рассматриваемых нами в качестве средств восстановления гимнасток в постсоревновательный период, оказала заметное положительное влияние на различные стороны функционального состояния представительниц эстетической гимнастики экспериментальной группы. В контрольной же группе гимнасток, где тренировочный процесс не включал применение данных восстановительных мероприятий, а ограничивался только снижением интенсивности занятий, использованием традиционных упражнений на растягивание в заключительной части, были отмечены менее выраженные изменения в функциональном состоянии нервно - мышечной системы, а также в психоэмоциональном и психо-функциональном состояниях.

Литература

1. Бутрина А.В., Прописнова Е.П. Массаж как средство восстановления после больших нагрузок в танцевальном спорте // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 4 (22). - С. 118-125.
2. Карпенко Л.А., Шулико Н.М. Перспективы развития теории и практики эстетической гимнастики / Под общ. ред. В.И. Силина, А.Н. Кислого, А.Н. Дитятина // Современная гимнастика. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 199с.
3. Лалаева Е.Ю., Вишнякова С.В., Новокщенова О.И. Особенности совершенствования координационной подготовленности спортсменок в эстетической гимнастике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (128). - С. 182-185.
4. Репникова Е.А., Иванов С.В., Миронова Ю.А., Суслова В.А. Коррекция телосложения студенток в процессе занятий культурой: учебно-методическое пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 63с.
5. Сивицкий В.Г. Модель психологической подготовки спортсменов высшей квалификации и олимпийского резерва // Информационно-аналитический бюллетень. - Вып. 14. - Минск: БГУФК, 2012. - С. 177-183.
6. Турчина Е.В., Котова Д.Д., Дегтярева Д.И. Применение средств системы пи- латес в переходном периоде подготовки спортсменок 14-16 лет, занимающихся степ- аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 32.
7. Щеменок Н.П., Легейда А.Н., Селуянов В.Н. Особенности физиологии упражнений, воздействующих на локальные мышечные группы, и эффективность их применения в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 21-24.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (05.01.2020)
Просмотров: 18 | Теги: эстетическая гимнастика, Пилатес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь