Четверг, 08.12.2016, 10:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н.В. Золотых, С.В. Безотосов

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Необходимость и важность применения идей программирования обычно связывается с тем, что традиционное обучение считается плохо управляемым. Основными недостатками традиционного обучения являются: усреднённый темп изучения материала; единый усреднённый объём знаний, усваиваемых обучающимися; непомерно большой удельный вес знаний, получаемых обучающимися в готовом виде от преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний; почти полное незнание педагогом хода усвоения обучающимися сообщаемых знаний (нет внутренней обратной связи

и весьма слабая внешняя связь); недостаточное стимулирование познавательной активности субъекта учения; преобладание словесных методов обучения, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания; затруднённость самостоятельной работы с учебником и др.

Обращение к программированию и программированному обучению связано, прежде всего, с попыткой устранить эти и другие недостатки традиционного обучения.

В рамках своего исследования мы обратились к практике применения программирования в организации учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов. С этой целью использовались анкетирование и собеседования с субъектами образовательного процесса. В ходе собеседований с преподавателями было установлено, что представление о программированном обучении они, в основном, получали путем самообразования (до 70 % ответов). Преподаватели, имеющие базовое педагогическое образование, изучали теоретические основы программированного обучения в курсе педагогики или предметной дидактики, но в весьма незначительных объемах (1–2 часа). В ряде случаев, по данным респондентов, данная проблема вообще не затрагивалась в учебном процессе или освещалась схематично, зачастую попутно в связи с изучением методов обучения или применением ТСО. Преподаватели гуманитарных и специальных дисциплин отмечали также, что программированное обучение связано с освоением большого числа незнакомых терминов (кибернетика, алгоритмизация, теория информации, математическая логика), что требует от них дополнительных затрат времени и сил (свыше 70 % ответов). Кроме того, в самой теории программированного обучения имеются серьёзные противоречия в оценке одних и тех же фактов у разных авторов, что является не только следствием различных подходов к программированному обучению, но и результатом стремительного развития новых концепций в трактовке процесса обучения вообще, а также развития самого программированного обучения. По этой причине многие преподаватели не скрывали слабую ориентированность, в сущности, новых концепций обучения, новых научных поисков в современной педагогике в целом (до 62 % ответов). Некоторые преподаватели (свыше 40 % ответов) считают, что использованию программированного обучения мешает тот психологический барьер, который создается самим названием этой формы обучения, наталкивающим на ассоциативную связь с производственным программированием. Указывается также и на причины иного характера, в частности, на то, что созданные программированные учебные материалы либо вовсе не издаются, либо публикуются вне связи с основными учебными пособиями, не входят в комплекс средств обучения и, следовательно, не могут быть достаточно эффективно использованы в учебном процессе (38 % ответов респондентов). В ходе опросов выяснилось, что до 40–50 % преподавателей не считают программированное обучение особой дидактической системой, поскольку оно не располагает какими-то своими специфическими целями и задачами, и что трактовка программированного обучения как дидактической системы может внести лишь путаницу в понимание существа вопроса. Уточняется также, что программированное обучение – это и не метод, ибо оно располагает своими специфическими методами и приёмами.

Оно не решает каких-то особых задач, но, по всеобщему признанию, располагает такими средствами реализации принципов дидактики, которые не содержатся в других известных педагогике подходах к обучению. Интерес представляет точка зрения тех преподавателей, которые считают, что проблема программирования имеет тенденцию объединения с другими проблемами дидактики, такими как оптимизация обучения, развитие индивидуальных способностей и познавательных интересов обучающихся, развитие их творческих возможностей. Некоторые педагоги (»20 %) отмечают, что при использовании теории программированного обучения нельзя ограничиваться лишь его общей характеристикой. Очень важно использовать такие приемы, которые возбуждают познавательную активность студентов, заставляют их лучше осмысливать и запоминать изучаемый материал. Например, чтобы студенты лучше понимали содержание излагаемого материала, преподаватель после объявления темы и плана лекции может осуществлять детальное объяснение (в определенном порядке) всех незнакомых терминов, которые будут употреблены при рассмотрении темы, с записью всех объясняемых слов на доске. Это способствует лучшему осмыслению сложного и трудного материала. При этом облегчается слушание и запись лекции, активнее усваиваются новые понятия. Наряду с этим можно также поставить вначале перед студентами u1088 ряд вопросов (составляющих план лекции), ответы на которые они получат в процессе слушания лекции. По мнению таких преподавателей, наилучшие результаты в работе по использованию программированного обучения достигаются в том случае, когда перед изучением частных вопросов темы дается представление о её логической структуре. Это помогает студенту с самого начала сориентироваться в материале, понять главное, существенное и, кроме того, способствует созданию определенной установки, психологического настроя на усвоение нового. Опыт работы данной группы респондентов показал, что алгоритмизация материала и его программирование дают наиболее высокие результаты в тех случаях, когда они используются для выработки умений и навыков. Что касается внедрения программированных материалов в вузовскую практику обучения, как полагают некоторые педагоги, ему нередко мешают и сложившиеся методические стандарты, стремление даже при наличии программированных средств обучения пользоваться привычными методами, недоверие к программированию вообще. В ходе исследования выяснилось, что программированные материалы используются эпизодически, в основном, в процессе контроля знаний студентов (на лабораторно-практических занятиях, зачетах или коллоквиумах). В этой связи обычно применяются специальные вопросы-задания тестового типа, строящиеся по распространённой схеме предъявления заданий с выбором ответа. При правильной организации программирования она хорошо вписывается в структуру учебного процесса, активизирует деятельность обучающихся, способствует эффективному управлению ею. Это обеспечивается при соблюдении ряда условий: научно обоснованном построении программ, систематическом использовании их для машинного и безмашинного контроля, обязательном сочетании программированного контроля с другими формами учета и проверки знаний, обязательного последующего анализа ответов, даваемых студентами, выяснения характера допущенных ими ошибок и исправления их.

Как показали анализ анкетных данных, беседы со студентами и собственные наблюдения, систематическое применение контрольных карточек тестового типа повышает у них интерес к изучаемой дисциплине, способствует более глубокому и прочному усвоению научных понятий, что позволяет нам сделать некоторые выводы:

1. Программированный контроль не является универсальным, его необходимо применять в сочетании с другими формами контроля.

2. Систематический программированный (машинный и безмашинный) контроль активизирует деятельность студентов, заставляет их систематически работать над курсом, тщательно готовиться к семинарским и практическим занятиям.

3. Программированный контроль способствует повышению научно-методической постановки преподавания, поскольку он требует логического анализа учебного материала, четкого отбора основных понятий, подлежащих усвоению, и их терминологической унификации.

4. Анализ используемых программированных заданий показывает, что они нуждаются в постоянной доработке в направлении учета сложности, четкости их формулировок.

Проблема создания программированных заданий, безусловно, является важной, но не менее важна и разработка методики их использования. Мы имеем в виду машинный и различные виды безмашинного контроля, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Известно, что машинный контроль обеспечивает экономию времени, меньшую утомляемость преподавателя и студентов, более спокойную обстановку и большую объективность в оценке знаний.

При безмашинном контроле отсутствуют ограничения, связанные с технической конструкцией, имеются возможности для использования более гибких программ, которые легче соотносятся с содержанием материала и возможностями обучающихся. Занятия можно проводить в любой аудитории одновременно с целой группой студентов (в конкретной практике вузовской работы это весьма существенное обстоятельство).

Исследование показало, что непосредственная методика проведения занятий в условиях безмашинного контроля предполагает разные варианты проверки: матричный, цифровой, с помощью перфокарт, линеек и других простейших технических средств.

В процессе исследования мы обратились также к возможностям программирования учебно-исследовательской деятельности студентов. Опыт такого использования программированных заданий и упражнений позволяет говорить и о расширении возможностей программированного подхода к организации других видов деятельности студентов – исследовательской, творческой. Мы сочли возможным предложить респондентам (n = 170 человек) вопрос: «Какие требования должны предъявляться к заданиям программированного характера, используемым в целях управления учебно-исследовательской работой студентов?». Полученные результаты оказались следующими:

- текст заданий должен быть кратким, чтобы условие и ситуация воспринимались в целом (71 %);

- задания должны быть максимально приближёнными к практике (81 %);

- при осуществлении выбора оптимального решения необходимо опираться на определённые теоретические положения (57 %).

Другой вопрос был связан с уточнением методики работы над заданиями указанного типа. В одних случаях преподаватели предлагали зачитывать задания всей группе и коллективно обсуждать возможные варианты решения. В других – предлагалось давать задачи для самостоятельной письменной работы. Наконец, в ряде случаев педагоги считали целесообразным предлагать студентам самим составлять задания и подбирать к ним варианты решения. На вопрос «Как должны выглядеть общие методические указания по работе с заданиями учебно-исследовательского характера?» ответы, в основном, сводились к рекомендациям по разработке алгоритма деятельности (приёмов выполнения). Приведем пример такого алгоритма на педагогическую тему, предложенную преподавателями и связанную с преодолением конфликтной ситуации.

1. Внимательно прочитайте задачу и определите основные действующие лица (объект и субъект воспитания) в данной педагогической ситуации.

2. Выявите отношения, которые требуют педагогического воздействия.

3. Сформулируйте сущность конфликта.

4. Проанализируйте предложенные варианты решения.

5. Дайте обоснование правильности выбранного решения.

Таким образом, мы можем констатировать, что к настоящему времени накопился достаточный теоретический и эмпирический материал, позволяющий сделать некоторые выводы и обобщения о возможности применения в вузе важнейших идей программирования и положений программированного обучения с учетом новых достижений педагогики и тех изменений, которые произошли в самом образовании.

Вопрос о развитии теории и практики программированного обучения попрежнему остается актуальным. Достаточно сказать, что в настоящее время нет ни одной дидактической концепции, в которой бы не использовались в той или иной степени идеи и элементы программированного обучения.

Программированное обучение привлекло внимание представителей педагогической науки к исследованию вопросов учения, его закономерностей, способов управления этим процессом. В педагогической печати справедливо отмечается, что именно идеи программированного обучения, привлекшие к себе внимание педагогов, психологов и других специалистов, привели к активному изучению ряда прежних и новых аспектов педагогики.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 49 | Теги: программирование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016