Четверг, 20.02.2020, 04:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ

Л.Ю.Калинина, Т.В.Субботникова

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье представлен опыт применения технологии проектного обучения в политехническом институте Северо-Восточного государственного университета. Проект направлен: на формирование у студентов умения применять полученные знания на практике; совершенствование умения решать реальные задачи, критически мыслить, работать в команде, быть лидером и уметь взаимодействовать внутри коллектива.

Ключевые слова: новые технологии обучения, метод проектов, научно-познавательная площадка.

 

Введение

В систему подготовки инженеров входит обязательное изучение фундаментальных естественно-научных дисциплин (физика, химия, математика). Уровень подготовки первокурсников по этим дисциплинам существенно разнится. В условиях традиционной поточно-лекционной технологии обучения часть студентов откровенно скучает на занятиях, а часть не понимает материал.
В результате у студентов резко ослабевает или не возникает мотивация к освоению интеллектообразующих фундаментальных дисциплин. По их мнению, эти знания не связаны с жизнью и не пригодятся им на практике. Кроме того, часто первокурсники имеют очень слабые представления о своей будущей профессии, о ее роли в экономике региона.

Для того, чтобы повысить мотивацию у студентов к изучению фундаментальных, базисных дисциплин, интерес к своей будущей профессии, необходимо внедрять в образование новые технологии обучения. Одной из таких технологий, полностью отвечающей требованиям, предъявляемым ФГОС ВО, является проектный метод обучения.

Методика проектов - это личностно-ориен- тированный образовательный продукт, который является ключевым фактором выбора данной технологии в процессе обучения в высшей школе [8].

Теоретические основы внедрения этого метода в российском образовании в современных условиях были разработаны профессором Е.С. Полат [8]. Сегодня метод обсуждается на различных уровнях, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации, посвященные как теоретическому, методическому осмыслению, так и практическому применению данной образовательной технологии [2; 4; 7; 9-12].

В статье Ф.В. Шарипова предлагается следующее определение учебного проекта: «Это самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя» [12, с. 90]. Ф.К. Зайнуллина считает метод проектов одним из наиболее эффективных методов обучения, поскольку он мотивирует студентов самостоятельно приобретать навыки и умения в процессе объединения знаний разных предметов, решения конкретных практических задач [3]. В ходе подготовки и выполнения проектов обучающиеся приобретают и совершенствуют умения применять полученные знания на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, способность работать в группе [1; 6; 9].

Описание проекта

С 2018 г. в политехническом институте СВГУ стартовал социально-образовательный проект «Научно-познавательная площадка для детей младшего и среднего школьного возраста «Эврика»» [5]. Соорга- низатором проекта выступила одна из крупнейших горнодобывающих компаний региона ООО «КИНРОСС ДАЛЬНИЙ ВОСТОК». Участники проекта - студенты 1-го и 2-го курсов различных специальностей института (строительный, горногеологический, транспортный).

Проект направлен на возникновение у студентов мотивации к изучению естественно-научных дисциплин, повышению интереса к своей будущей профессии, развитие способностей осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации посредством разработки научно-познавательных занятий для детей младшего и среднего школьного возраста.

В ходе реализации проекта студенческие команды должны были разработать и апробировать познавательные занятия для детей младшего и среднего школьного возраста в целях познакомить детей с наукой, с профессиями, которые востребованы в регионе, преподнести научные знания и знания о профессиях региона в доступной для детей форме.

Разработанные командами занятия (блоки научно-познавательной площадки) можно представлять как по отдельности (в школах, в детских лагерях и т. п.), так и совместно. В результате, содержание площадки может легко варьироваться, каждое отдельно взятое представление площадки будет не похоже на предыдущее.

Научно-познавательные занятия (блоки) разделены на два направления:

1. Экспериментальная площадка «ПОЧЕМУЧКА» - занятия, состоящие из различных опытов и экспериментов, призванных познакомить детей с основными законами природы, показать, что наука - это не скучно, а потрясающе интересно! Ведь как произошла эта наука? Люди смотрели, как бегут облака, как светят звезды, реки прорывают горные завалы, как греет солнце и задавали себе вопросы. ПОЧЕМУ? - это главный вопрос, терзавший человека многие тысячи лет. Ответ на это вопрос должны найти организаторы конкретных занятий вместе с детьми, выполняя с ними несложные, но эффектные эксперименты.

2. Введение в профессию «Я Б В ПРОФЕССИЮ ПОШЕЛ. ЧЕМ МНЕ ЗАНИМАТЬСЯ?» - занятия, посвященные различным профессиям, востребованным в регионе.

Выбор профессии - это один из главных выборов, которые человек делает в жизни. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, сфера интересов. Задача занятий второго направления (деловые игры, квесты, конструирование) - познакомить школьников с инженерными профессиями на дос
тупном и понятном языке. Помочь им сделать первый шаг к обоснованному выбору будущей специальности.

Реализация проекта

За 2 года реализации проекта в нем приняли участие более 20 команд. Наибольший интерес у студентов вызвало первое направление - «Почемучка». Большая часть команд продумывали сценарий, чтобы с помощью несложных, но интересных физических и химических опытов рассказать младшим школьникам об основных законах природы, увлечь их в удивительный мир науки.

Студенческие команды смогли реализовать свои идеи в рамках необычных сценариев - «Уроки волшебства в школе Хогвартс», «Путешествие пиратов на загадочный остров», «Увлекательный мир воды», «Как физика нам помогает» и др.

Интересные идеи предложили и команды, работающие по направлению «Я б в профессию пошел». На 3-D принтере ими были созданы макеты горно-обогатительной фабрики, макеты-конструкторы небоскреба и русской избы (все макеты разбираются и собираются школьниками вместе со студентами с интересными рассказами о профессиях).

Все разработанные командами блоки проходили апробацию в школах города в рамках проведения тематических классных часов (рис. 1, 2). Школьники и учителя высоко оценили старания команд. Учителя отметили высокую активность детей, их заинтересованность.

Лучшие команды принимали участие в детском познавательном фестивале «Эврика», проводимыми компанией «КИНРОСС ДВ» в июне 2018 и 2019 гг. В рамках этого яркого детского праздника студенты представили «Мастерскую волшебников» (рис. 3).

Выводы

Итоги проведения проекта показали его эффективность. Внедрение проектного метода обучения в учебный процесс позволило участникам проекта больше узнать о своей будущей профессии, способствовало увеличению заинтересованности студентов к изучению естественно-научных дисциплин, формированию умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, командно выполнять поставленные задачи, что в конечном итоге позволяет существенно повысить уровень и качество профессиональной подготовки в целом.

Рис. 1. Проведение тематических классных часов в школах города (экспериментальная площадка «Почемучка»)

Рис. 2. Проведение тематических классных часов в школах города (введение в профессию «Я б в профессию пошел. Чем мне заниматься?»)

Рис. 3. «Мастерская волшебников», блок «Неньютоновская жидкость» (детский познавательный фестиваль «Эврика». Июнь 2018 г.)

Библиографический список

1. Гладкова М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 209-212.
2. Емельянова Н.В. Организация проектного обучения в вузе / Н.В. Емельянова, О.Г. Ларионова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. - № 1(8). - С. 70-75.
3. Зайнулина Ф.К. Проектный метод обучения в формировании мотивации образовательного процесса студентов / Ф.К. Зайнулина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 4. - С. 164-167.
4. Иванова С.В. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе / С.В. Иванова // Образование и наука. - 2018. - № 6. -Т. 20. - С. 29-49.
5. Калинина Л.Ю. Применение метода проектов при подготовке инженеров в политехническом институте Северо-Восточного государственного университета / Л.Ю. Калинина // Развитие современного образования: от теории к практике : материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 июля 2018 г.). - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 9-11.
6. Кутепова Л.И. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде / Л.И. Кутепова, О.И. Ваганова, А.В. Трутанова // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 43-46.
7. Пак В.В. Использование учебных задач по физике с целью формирования обобщенных проектных умений / В.В. Пак, Т.Н. Мельникова, Г.Н. Сотириади // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6. - С. 174-178.
8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М. : Академия, 2010. - 368 с.
9. Соловьев А.Н. Метод проектов в педагогике высшей школы: история развития и перспективы / А.Н. Соловьев, И.К. Степанян // Вестник МГУКИ. - № 4(30). - 2009. - С. 143-148.
10. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем / Д.А. Трищенко // Образование и наука. - 2018. - № 4. -Т. 20. - С. 132-152.
11. Челнокова Т.А. Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход / Т.А. Челнокова, Х.Р Кадырова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 239-242.
12. Шарипов Ф.В. Технология проектного обучения / Ф.В. Шарипов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 2(39). - С. 87-93.

Источник: "Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета", 2019. Выпуск 32


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (08.02.2020)
Просмотров: 17 | Теги: научно-познавательная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь