Пятница, 09.12.2016, 16:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КОЛЛИЗИОННЫХ ПРЕДПИСАНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ БРИКС (Прод

Предыдущая страница

Односторонние и многосторонние коллизионные предписания в системе норм права стран БРИКС: подходы национальных правовых систем и региональный аспект в разрезе трудовых отношений

О применении национальных коллизионных норм к трудовым отношениям гласят односторонние коллизионные предписания - результат одностороннего решения вопроса национальным законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории той или иной страны БРИКС.

Так, согласно отечественному акту о труде - ТК РФ, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право (ст. 11 ТК РФ), что является воплощением принципа равенства трудовых прав, основанного на критерии территориальности и предоставлении иностранным работникам национального режима их деятельности.

В КНР же согласно комплексному акту в сфере международного частного права - Закону «О праве, применимом к гражданским правоотношениям с иностранным элементом» от 28 октября 2010 г. [35]), включающему в себя как собственно гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, так и семейные, наследственные и трудовые отношения, последние (как и отношения с участием потребителей и т. п.) регулируются с позиции защиты, как отмечают китайские юристы, более слабой стороны возникшего отношения: в качестве применимого права выступает закон места работы (lex loci laboris) 7.

В Бразилии Закон № 7.064 от 6 декабря 1982 г. о работниках, заключивших договор или перемещенных для работы за рубежом (в ред. Закона 11.962/2009) [37], относит к числу таких работников: 1) работников, перемещенных для работы за границу, трудовые договоры которых подлежат исполнению на территории Бразилии, 2) работников, нанятых для работы за границей и перемещенных на предприятие, имеющее место ведения деятельности за границей, в той степени, в какой они сохраняют трудовые отношения (desde que mantido o vinculo trabalhista) с работодателем-бразильцем, 3) работников, заключивших трудовые договоры для работы на предприятии, имеющем место ведения деятельности в Бразилии, но нанятых для работы за границей (ст. 2 Закона № 7.064). Последняя упомянутая статья также закрепляет положения, согласно которым предприятие, заключившее трудовой договор с работником, перемещенным за границу, независимо от соблюдения законодательства места приложения труда таких работников, гарантирует таким работникам: (1) права, предусмотренные настоящим законом, (2) применение к ним бразильского трудового законодательства, когда оно более благоприятно, чем территориальное законодательство. Согласно параграфу, единственному в этой статье, при уважении специальных положений настоящего закона применяется бразильское законодательство о социальном обеспечении, гарантийном фонде за выслугу лет (Fundo de Garantia por Tempo de Servi^o - FGTS) и Программе социальной интеграции (Programa de Integral Social - PIS/PASEP).
Согласно § 3 ст. 651 Консолидированного закона о труде или Трудового кодекса 1943 г. (далее - КзоТ Бразилии, ТК 1943 г.) работнику (определение работника закрепляется в ст. 3 этого Закона, согласно которому работник - это любое физическое лицо, которое, находясь под контролем работодателя, предоставляет ему на постоянной основе и за выплачиваемую ему заработную плату услуги) гарантируется право подавать жалобу на нарушения его прав работодателем либо по месту заключения договора, либо по месту оказания соответствующих услуг. Под действие этого закона не подпадают (кроме случаев, когда договором установлено иное):
a) надомные работники (empregados domesticos),
b) работники, занятые сельским хозяйством (trabalhadores rurais), c) публичные служащие Союза (Республики Бразилия. - К. Б.), штатов и муниципалитетов, d) служащие квазигосударственных автаркий (servidores de autarquias 8 paraestatais) в той степени, в какой в отношении их действует особый режим защиты в области труда, создающий им ситуацию, аналогичную с ситуацией, в которой находятся публичные служащие (ст. 7 ТК 1943 г.), но, как можно заключить из анализа текста статей ТК 1943 г., подпадают иностранцы.

В ЮАР, как удалось установить, этот вопрос решается на уровне прецедентного права. Так, имеются решения по делам, в которых в качестве коллизионной привязки используется закон места судебного разбирательства (lexfori) (см., например, решение по делу Laconian Maritime Enterprise Ltd v Agromar Lineas Ltd 1986 (3) SA 509 D & CLD at 520-521, цит. по: [33]) и закон места заключения договора (lex locus contractus): в последнем случае южноафриканские ученые одновременно с судебной практикой (ILJ 58 (T), см.: Key Delta v Marriner 1998 6 BLLR 647 (E); Wallis, MJD: Labour and Employment Law (Butterworths) at paragraph 12, цит. по: [33]) полагают, что положения трудового законодательства ЮАР включаются в трудовой договор в качестве подразумеваемых условий (South African labour laws are impliedly incorporated into the contract of employment).

Вместе с тем при определении юрисдикции во всяком случае надлежит «взвесить те характерные черты трудового договора, которые свидетельствуют об отсутствии его связи с юрисдикцией [ЮАР. - К. Б.] ... и те, что говорят в пользу связи отношения с территорией ЮАР» (см.: Serfontein v Balmoral Central Contracts SA (Pty) Ltd (2000) 21 ILJ 1019 (CCMA), цит. по: [33]). При этом такой тест более качественный, чем количественный. Из этого последнего правила (lex locus contractus) есть исключение: когда договор исполняется где-либо еще, кроме ЮАР, применяется закон места исполнения договора (lex loci solutionis) (см.: Standard Bank of SA v Efrioken and Newman 1924 AD 171 and Shacklock v Shacklock 1949 (1) SA 91 A, цит. по: [41]).

В судебной практике отмечается, что суды ЮАР применяют право ЮАР как императивное предписание в случаях, когда южноафриканская компания инкорпорирована под эгидой иностранного предприятия. Хотя повсеместно признаваемый принцип права предписывает, что стороны договора могут сами определять применимое к их отношениям право, трудовые договоры, в которых исключается трудовое право ЮАР в качестве применимого права, не находят защиты в судах ЮАР. Так, в деле Trythall v. Sandoz Products (Pty) Ltd & Another (1994) (см.: 15 ILJ 661, цит. по: [41]) швейцарская компания создала в ЮАР дочернюю компанию, сотрудник которой Трит- хол (Trythall) работал в ЮАР. Суд в этой связи указал, что «если бы суд прекратил дело заявителя в своем заседании. это позволило бы любой компании с местонахождением в ЮАР, действующей под эгидой холдинговой компании, расположенной за рубежом, действовать вразрез с положениями южноафриканского права в ущерб гражданам ЮАР, поддержанием закона и порядка и гармоничных отношений». Однако так быть не может, поскольку суд установил, что де-факто Тритхол был нанят на работу южноафриканской компанией и к его отношениям с компанией применялось право ЮАР на основании закона места работы (workplace rule / lex loci laboris).

В отличие от подхода Бразилии, описанного выше, в ЮАР согласно общему правилу лицо, работающее за рубежом, не вправе рассчитывать на применение к трудовым отношениям с его участием трудового законодательства ЮАР. Так, в деле Transport & Allied Workers Union of SA v. Schoeman NO & Another (1991) (см.: ILJ 58 (Т), цит. по: [41]) суд подтвердил, что Закон о трудовых отношениях [34] не имеет экстерриториального действия и применения.

В некоторых случаях, однако, суды применяют доктрину «проникновения за корпоративный занавес» (pierce the corporate veil). Так, в деле Mabhala v. SL Contractors (Pty) Ltd (1990) (см.: 11 ILJ 411 (IC), цит. по: [41]) южноафриканская компания полностью владела дочерним предприятием за рубежом и там нанимала работников. Суд постановил, что эта дочерняя компания за рубежом не приобрела самостоятельной юридической личности и, по сути, остается той же самой южноафриканской компанией. Суд особо подчеркнул, что работодатель не может прятаться за фактом существования и ведения дел другой «внутренней» (internal) компании и в любом случае к такой компании подлежит применению южноафриканское трудовое законодательство.

В случае же, когда южноафриканская компания, не имеющая ни «внешней» (external - учрежденной по закону места ведения деятельности за рубежом), ни дочерней компании, добросовестно нанимает работника для работы в иностранной компании, суды ЮАР применяют право места работы (lex loci laboris) в самой простой его форме.

Что касается иностранцев, законно прибывающих в ЮАР и устраивающихся там на работу, они имеют и пользуются теми же трудовыми правами, что и граждане ЮАР (как и в РФ), однако это правило не распространяется на нелегальных иммигрантов или иностранцев без разрешения на работу (см.: 11 ILJ 411 (IC), цит. по: [41]).

Однако понятно, что односторонние коллизионные нормативные предписания, как и любое одностороннее решение, сформулированное в судебной практике, не могут в полной мере решать проблему с выбором закона, регулирующего трудовые отношения, осложненные иностранным элементом. Поэтому очевидна необходимость специальной правовой регламентации внешних коллизионных предписаний в международном трудовом праве, которая продиктована природой международных трудовых отношений (международные трудовые отношения существуют как в индивидуальной форме на основании трудового договора, так и в коллективной; трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал; неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника 9 и т. д.).

В настоящее время такая регламентация, предполагающая закрепление многосторонних коллизионных предписаний, обеспечивается международными договорами 10. В БРИКС такой уровень взаимодействия пока не достигнут, однако проведена работа по подготовке договорных документов, определяющих сотрудничество Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с государственными органами по труду, занятости и социальной защите Индии и Китая, например, в мае 2014 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством людских ресурсов и социального обеспечения Китайской Народной Республики о сотрудничестве в социально-трудовой сфере [21] и т. д.

Вопрос правовой регламентации трудовых отношений, в том числе осложненных иностранным элементом, затрагивался в декларациях лидеров государств БРИКС, принимаемых по итогам их саммитов. Так, например, в п. 57 Уфимской декларации, принятой по итогам Саммита глав государств БРИКС, прошедшего 9 июля 2015 г. в России, говорится: «.Рассчитываем, что проведение первой встречи министров стран БРИКС по вопросам труда и занятости населения в феврале 2016 года, в центре внимания которой будут находиться вопросы создания достойных рабочих мест и налаживания информационного взаимодействия по вопросам труда и занятости, позволит заложить прочный фундамент для нашего долгосрочного сотрудничества в социально-трудовой сфере» [27].

Стоит отметить также и то, что такие инициативы закрепления многосторонних коллизионных предписаний реализованы на уровне латиноамериканского региона принятием, например, Кодекса Бустаманте [10], которым связаны Бразилия, Боливия, Коста-Рика, Куба, Чили, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Никарагуа, Панама, Перу, Доминикана и Венесуэла, в котором закрепляются важные, в том числе и для регулирования трудовых отношений, коллизионные привязки: lex loci contractus и др.
Кодекс Бустаманте охватывает вопросы международного гражданского права (книга I), международного торгового права (книга II), международного уголовного права (книга III) и международного процесса (книга IV).

При этом в ст. 6 этого Кодекса говорится, что «во всех случаях, не предусмотренных настоящим Кодексом, каждое из Договаривающихся государств будет применять свои собственные квалификации к правовым институтам или отношениям, соответствующим группам законов, указанным в статье 3» [10].

Статья 3 гласит, что «в отношении осуществления гражданских прав и пользования одинаковыми гарантиями личности законы и правила, действующие в каждом из Договаривающихся государств, рассматриваются как входящие в одну из следующих трех категорий:
1) относящиеся к лицам в силу их домицилия или гражданства и следующие за лицами даже при переезде в другую страну; они называются нормами личными или внутреннего публичного порядка;
2) обязывающие одинаково всех лиц, находящихся на территории, будь то граждане или нет; они называются нормами территориальными, местными или международного публичного порядка;
3) применяемые только по изъявлению, толкованию или презумпции воли Сторон или одной из Сторон; они называются нормами добровольными или частного порядка.

Каждая из этих групп законов может, по нашему мнению, быть применима в случае возникновения трудовых отношений с участием иностранного элемента - физического лица. Таким образом, это снова, уже на уровне анализа одного из примеров региональной кодификации коллизионных предписаний, показывает, что основной и наиболее важный источник международного частного права - это национальный закон.

Вместе с тем некоторые положения этого Кодекса, например, устанавливающие личный закон юридического лица, определяемого в соответствии с теорией инкорпорации при субсидиарном применении положений, характерных для теории оседлости (местонахождения административного центра - ст. 16-19, 248, 249 Кодекса Бустаманте), могли бы применяться при наличии оговорки Бразилии к Кодексу Бустаманте о том, что последний будет применяться Бразилией в отношениях с иными странами, кроме стран - участниц этой Конвенции, на основе принципа взаимности, скажем, в случае оформления трудовых отношений с гражданами стран БРИКС, которые будут трудиться в Бразилии, проживая там же, при отсутствии / наличии там представительства любой другой страны БРИКС или в случае оформления трудовых отношений с работниками из стран БРИКС, работающими на предприятиях, входящих в группу в Латинской Америке.

Однако в этой связи стоит обратить внимание на мнение бразильских ученых и практиков [17; 38], которые отмечают, что в проекте изменений Кодекса Бустаманте в качестве предпочтительного способа дальнейшей разработки способов решения проблем, возникающих в сфере международного частного права, отмечается желательность использования иных международно-правовых инструментов, касающихся более узких специальных вопросов.

Такой подход, как подчеркивается, мало- помалу сведет на нет соответствующие положения этого Кодекса, поскольку на практике уже давно при возникновении вопроса о применении норм МЧП в Бразилии в сфере гражданского или торгового (в том числе корпоративного) права обращают внимание на упомянутую выше Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров или на Закон о введении в действие и действии (применении) норм бразильского права (Lei de Introdu^ao as normas do Direito Brasileiro, ранее назывался Законом о введении в действие и действии (применении) Бразильского гражданского кодекса (Lei de introdu^ao ao Codigo Civil Brasileiro) 1942 г., регулирующий в том числе вопросы МЧП в этой сфере [36].

Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что в трудовых правоотношениях при решении коллизионных проблем в случае конфликтов трудовых законов той или иной страны БРИКС и законов другой страны чаще всего применяется коллизионная привязка - принцип места работы: страна, в которой работник обычно выполняет трудовые обязанности (lex loci laboris, например, КНР, ЮАР) при возможности применения и закона места заключения договора (lex locus contractus, например, ЮАР). Такие подходы, однако, неминуемо сталкиваются с противоборствующими идеями о территориальности (например, ЮАР), либо экстерриториальности (например, Бразилия) национального закона. При этом применение национального режима для иностранцев (например, Бразилия, Россия, ЮАР) правомерно обосновывается с позиции идеи равенства прав граждан того или иного государства и иностранных граждан на его территории. Что касается стремления закрепить многосторонние коллизионные предписания на уровне региона, эта идея в практическом плане нивелируется.

В связи с этим решение проблемы коллизионного регулирования трудовых отношений с участием иностранцев, вытекающее из установления алгоритма применения коллизионных правил, представляется наиболее приемлемым на пути применения принципа in favorem, отвечающего правовой природе трудовых прав, который должен находить практическое применение в том, что выбор сторонами закона, применяемого к трудовому договору, не должен приводить к ухудшению условий труда работника по сравнению с обязательными положениями закона страны, который был бы применен при отсутствии выбора, и такой выбор должен делаться работником осознанно в письменной форме как минимум при заключении им трудового договора.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена в рамках работы по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - докторов наук № МД-7392.2015.6 «Правовое регулирование трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС» (получатель гранта - К.М. Беликова, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». См.: http://www.rudn.ru/).

2 О результатах такой интеграции см.: [5; 8; 24].

3 С другой стороны, в Китае существовал и другой подход к праву. В III в. до н. э. школа легис- тов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов; правитель должен знать их, а подданные - строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к западной. Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. При династии Хань (206 г. до н. э.) конфуцианство снова возобладало, и после забвения в период прихода к власти КПК КНР в 1949 г. в настоящее время оно снова интегрируется в общество (см.: [6; 23]).

4 Таким образом Китай сделал, например, оговорку о том, что не считает себя связанным положениями п. 1 "b" ст. 1 и ст. 11, а также положениями, касающимися содержания ст. 11 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

5 Один из четырех городов центрального подчинения в КНР; городская зона Тяньцзиня является третьей по величине в континентальном Китае.

6 Статья 6 Правил ВНС КНР о работе по судебному толкованию 2007 г. объясняет суть таких Правил так: «Правила ВНС КНР - это судебное толкование (Judicial Interpretation), направленное на формулирование норм, необходимых при разрешении споров и основанных на "духе закона"». Среди китайских ученых является общепринятым мнение, что судебное толкование имеет силу закона в пределах судебной системы Китая. Цит. по: [9].

7 Упоминавшиеся выше Общие принципы гражданского права КНР 1986 г. не утратили силы: ст. 51 Закона КНР об МЧП разрешает возможные противоречия между ст. 146 и 147 ОПГП КНР и этим Законом в пользу последнего; в силе остались и коллизионные нормы в области торгового мореплавания (глава XIV Кодекса торгового мореплавания Китая 1992 г.), авиации (глава XIV Закона КНР о гражданской авиации 1995 г.), банкротства (ст. 5 Закона о банкротстве предприятий 2009 г.), ценных бумаг (глава V Закона о ценных бумагах 1995 г.) и т. п. За пределами Закона КНР об МЧП остались вопросы международного гражданского процесса (подробнее см.: [25; 40]).

8 О режиме государственных предприятий в Бразилии см. подробнее: [2].

9 Подробнее о защите работника как слабой стороны правоотношения см.: [3].

10 Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан (2004 г.); Соглашением СНГ о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работнику (1994 г.) и т. п. Так, в последнем закреплен принцип закона места работы (lex loci laboris); там указывается: возмещение вреда производится работодателем государства-участника, законодательство которого распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в случае, если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другого участника СНГ. В случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких государств СНГ в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем государства, на территории которого в последний раз выполнялась работа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басырова, А. Р. Вступительная статья к переводу Конституции Республики Индии / А. Р. Басырова // Конституции государств Азии. В 3 т. Т. 2. Средняя Азия и Индостан / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М. : Норма, 2010. - С. 176.
2. Беликова, К. М. Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки / К. М. Беликова, В. Ю. Ифра- имов // Адвокат. - 2013. - № 5. - С. 33-46.
3. Беликова, К. М. Защита работников в трудовых отношениях / К. М. Беликова // Национальные особенности и перспективы унификации частного права стран БРИКС. В 2 т. Т. 1 / под ред. д.ю.н., проф. К. М. Беликовой. - М. : РУДН, 2015. - С. 546-551.
4. Беликова, К. М. К вопросу о выборе права, применимого к трудовым отношениям с участием работников из стран БРИКС / К. М. Беликова // Право и экономика. - 2015. - № 9. - С. 59-66.
5. Беликова, К. М. На пути к единому рынку в Южной Америке: факторы интеграции в экономике и праве / К. М. Беликова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». - 2005. - № 1. - С. 83-89.
6. Бхуталингам, Р. Китай-2020: конфуцианская демократия? / Р. Бхуталингам // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/ number/Kitai-2020-konfutcianskaya-demokratiya- 15111 (дата обращения: 05.08.2015). - Загл. с экрана.
7. Иншакова, А. О. Особенности определения понятия и правосубъектности транснациональных корпораций в международном и национальном правотворчестве и доктрине / А. О. Иншакова // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 4 (67). - С. 10-13.
8. Капустин, А. Я. Международно-правовые проблемы латиноамериканской экономической интеграции / А. Я. Капустин. - М. : Изд-во УДН, 1986. - 84 с.
9. Касаткина, А. С. Современные кодификации международного частного права в странах Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика и Япония) / А. С. Касаткина // Право. - 2012. - № 2. - С. 144-164.
10. Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года) : (принят в г. Гаване 20.02.1928). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=15151 (дата обращения: 20.08.2015). - Загл. с экрана.
11. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/ pdf/russian/texts/sales/cisg/CISG-r.pdf (дата обращения: 15.08.2015). - Загл. с экрана.
12. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности : (принята резолюцией 59/38 Ген. Ассамблеи от 02.12.2004). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/state_ immunities.shtml (дата обращения: 15.08.2015). - Загл. с экрана.
13. Конвенция ООН по морскому праву. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата обращения: 15.08.2015). - Загл. с экрана.
14. Конституции государств Азии. В 3 т. Т. 2. Средняя Азия и Индостан / под ред. Т. Я. Хабрие- вой. - М. : Норма, 2010. - 1024 с.
15. Конституции государств Азии. В 3 т. Т. 3. Дальний Восток / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М. : Норма, 2010. - 1040 с.
16. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г : (принята всенар. голосованием) // Российская газета. - 2009. - 21 янв. - (№ 7).
17. Коста Лазота, Л. А. Принципы, составляющие основу систем договорного права Бразилии и иных стран Латинской Америки : дис. ... канд. юрид. наук / Коста Лазота Лукас Агусто. - М., 2014. - 211 с.
18. Кох, Х. Международное частное право и сравнительное правоведение / Х. Кох, У. Магнус, П. Винклер фон Моренфельс. - М. : Междунар. отношения, 1993. - 480 c.
19. Лушникова, М. В. Коллизионный метод регулирования трудовых отношений с иностранцами / М. В. Лушникова // Законодательство и экономика. - 2008. - № 7. - С. 57-62.
20. Мартынов, Б. Ф. БРИКС: потенциал правового взаимодействия / Б. Ф. Мартынов // Правовые аспекты БРИКС : сб. докл. и выступлений на науч. семинаре (8-9 сент. 2011 г.) / отв. ред. Т. А. Алексеева, П. Каталано. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С. 67-78.
21. Меморандум о взаимопонимании между Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством людских ресурсов и социального обеспечения Китайской Народной Республики о сотрудничестве в социально-трудовой сфере. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ labour/ (дата обращения: 20.08.2015). - Загл. с экрана.
22. Общие положения гражданского права КНР от 12 апреля 1986 г. : (приняты на 4-й сес. Всекит. собр. нар. представителей 6-го созыва). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://chinalawinfo. ru/civil_law/general_principles_civil_ law (дата обращения: 31.08.2014). - Загл. с экрана.
23. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. - М. : Норма, 2003. - С. 373-374.
24. Рафалюк, Е. Е. Региональная интеграция латиноамериканских государств: природа, содержание, разрешение споров / Е. Е. Рафалюк. - М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА-М, 2014. - 247 с.
25. Рягузов, А. А. Новый закон КНР о международном частном праве / А. А. Рягузов // Международное публичное и частное право. - 2011. - №5.- С. 44-48.
26. Саидов, А. Х. Вступительная статья к переводу Конституции Китайской Народной Республики / А. Х. Саидов // Конституции государств Азии. В 3 т. Т. 3. Дальний Восток / под ред. Т. Я. Хабрие- вой. - М. : Норма, 2010.
27. VII саммит БРИКС. Уфимская декларация (Уфа, Российская Федерация, 9 июля 2015 г.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// brics2015.ru/load/382553 (дата обращения: 20.08.2015). - Загл. с экрана.
28. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 7 янв. (№ 1 (ч. I)). - Ст. 3.
29. Congyan Cai. International law, domestic courts, and the rise of China / Congyan Cai. - Electronic text data. - Mode of access: http://iilj.org/ courses/documents/Cai.pdf (date of access: 05.08.2015). - Title from screen.
30. Constituigao da Repiblica Federativa do Brasil de 1988 (con Emenda Constitucional n° 45, de 2004). - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.planalto.gov.br/ccivil_03/constituicao/ ConstituicaoCompilado.htm (date of access: 06.08.2015). - Title from screen.
31. Constitution of the Republic of South Africa : Act N 200 of : 1993 (assented to January 25, 1994, date of commencement: 1994, April 27). - Electronic text data. - Mode of access: http://www1.chr.up.ac.za/ chr_old/indigenous/documents/South%20Africa/ Legislation/Constitution%20of%20South%20 Africa%201993 .pdf (date ofaccess: 20.08.2015). - Title from screen.
32. General Principles of Civil Law of the People's Republic of China / transl. by W. Gray, H. Ruiheng Zheng ; adopted April 12, 1986, at the Fourth Session of the Sixth National People's Congress, to take effect on January 1, 1987). 1989. - Electronic text data. - Mode of access: http://scholarship.law.duke.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=3990&context=lcp (date of access: 27.07.2014). - Title from screen.
33. Kleinhans v Parmalat S.A. (Pty) Ltd (P151/01) [2002] // ZALC. - 2002. - N 57 (June 27). - Electronic text data. - Mode of access: http://www.saflii.org/za/ cases/ZALC/2002/57.html (date of access: 21.08.2015). - Title from screen.
34. Labour Relations Act No. 66 of 1995, as amended. - Electronic text data. - Mode of access: http://www1.chr.up.ac.za/undp/domestic/docs/ legislation_30.pdf (date of access: 22.08.2015). - Title from screen.
35. Law of the People's Republic of China on choice of law for foreign-related civil relationships : (adopted at the 17th session of the Standing Committee of the 11th National People's Congress on October 28, 2010) : order N 36 of the President of the People's Republic of China. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. lawinfochina. com/display. aspx? lib=law&id=8315 (date of access: 22.08.2015). - Title from screen.
36. Lei N 4.657, de 4 de Setembro de 1942 (Lei de Introdugao as normas do Direito Brasileiro) // Diario Oficial da Uniao - Segao 1 de 09/09/1942. Com Ementa com redagao dada pela Lei N 12.376, de 30/12/2010. - Electronic text data. - Mode of access: http://www2. camara.leg.br/legin/fed/declei/1940-1949/decreto-lei- 4657-4-setembro-1942-414605-normaatualizada-pe.pdf (date of access: 21.08.2015). - Title from screen.
37. Lei N 7.064, de 6 de dezembro de 1982. Dispoe sobre a situagao de trabalhadores contratados ou transferidos para prestar servigos no exterior // D.O.U. de 7.12.1982. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/LEIS/L7064.htm (date of access: 21.08.2015). - Title from screen.
38. Lima, J. A. A harmonizagao do Direito Privado / J. A. Lima. - Brasflia : Fundagao Alexandre de Gusmao, 2007. - 264 p. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.funag.gov.br/biblioteca/dmdocuments/ a_harmonizacao_do_direito_privado.pdf (date of access: 21.08.2015). - Title from screen.
39. Moreira Maues, А. Supra-legality of international human rights treaties and constitutional interpretation / А. Moreira Maues // International Journal on Human Rights. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. surj ournal. org/eng/conteudos/ getArtigo18.php?artigo=18,artigo_11.htm (date of access: 05.08.2015). - Title from screen.
40. Pan Lidong. The law of the application of law for foreign-related civil relationships of the People's Republic of China. 2011-8-9 / Pan Lidong, Lin Zhibin. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. wjnco.com/eng/articles_show.asp?Articles_id=219 (date of access: 20.08.2015). - Title from screen.
41. Pretorius, D. Foreign employees also have rights / D. Pretorius // Financial Mail. - 2000. - 28 Jan. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. queensu.ca/samp/sampresources/ migrationdocuments/commentaries/2000/rights.htm (date of access: 22.08.2015). - Title from screen.
42. United Nations. Treaty Series. - 1992. - P. 249-261. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/maritme.shtml (date of access: 15.08.2015). - Title from screen.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 3 (28)

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443 (01.02.2016)
Просмотров: 299 | Теги: права человека, БРИКС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016