Вторник, 23.04.2019, 22:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Л.В.Прохорова, М.Г Горбанёва

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Рассматривается возможность применения метода структурирования функции качества для выявления требований потребителей образовательных услуг. В результате исследований была получена таблица, называемая «домик качества», отображающая связь между потребительскими требованиями к качеству образовательных услуг и понятием качества с точки зрения исполнителя. Анализ таблицы показал, что для наилучшего выполнения требований потребителей необходимо выполнять требования образовательных стандартов в первую очередь и обращать пристальное внимание на компетенцию учителей.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя, компетенции учителя, метод структурирования функции качества, «домик качества», личность учителя.

 
Современный учитель как профессионал должен обладать рядом компетенций, которые обеспечивали бы не только усвоение учащимися основной образовательной программы основного общего образования, но также развитие и становление личностных характеристик выпускника.

Компетенции — обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности — совокупность способов действий [1].

От того, какими компетенциями обладает учитель, зависит то, какой уровень знаний, умений, навыков и представлений об окружающем мире; механизмах, протекающих в процессах; явлениях, происходящих в природе, и о картине мира в целом получат учащиеся в школе. Соответственно, школа как образовательное учреждение берет на себя ответственность за предоставление профессионально подготовленных кадров, подтверждение и повышение квалификации персонала, а также его переподготовку при необходимости.

Зачастую требования родителей (как заказчиков) к образовательному процессу идут вразрез с профессиональными стандартами педагога. Вопрос о преобразовании желания потребителя в требования к учебному процессу и компетенциям учителя (технические требования) может позволить решить метод структурирования функций качества (СФК), суть которого заключается в развертывании и конкретизации желаний потребителя на каждом этапе.

Метод СФК — это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, получивших название «домиков качества». В этих таблицах отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями) [2].

При построении «домика качества» учебного процесса были выявлены критерии, в большей степени влияющие на уровень качества образования учащихся.

В опросе приняло участие 384 человека, которые являлись родителями (представителями ребенка) учащихся 5—11-х классов школы № 10 г. Пласта. Из пяти предложенных потребностей заказчика об оказании образовательных услуг нужно было составить последовательность по мере уменьшения значимости для потребителя (табл. 1).

Таблица 1
Основные критерии потребностей потребителя

Далее был построен «домик качества», отражающий связь между потребностями потребителя (потребительскими требованиями) и требованиями к обеспечению учебного процесса, а также к педагогическими компетенциями учителей (техническими требованиями) (см. рис.).

Проанализировав «домик качества» на основе представленных данных, можно сделать вывод о том. что требования заказчика к образовательному учреждению и к учебному процессу полностью реализуется в рамках стандартов основного общего образования. Значение цели составляет 1950. Но в то же время родители учащихся уделяют большое внимание компетентности учителя, поэтому, чтобы повысить уровень качества образования. образовательному учреждению следует обратить внимание в первую очередь на то, какими компетенциями обладает учитель (значение цели составляет 1721). От того, насколько учитель соответствует этим компетенциям, зависит вовлеченность учащегося в образовательный процесс, его заинтересованность и успешность в учебе.

Для наилучшего выполнения требований, ожиданий потребителей образовательных услуг надо обратить внимание на развитие материальной базы образовательного учреждения (значение цели составляет 425).

Выполнив наиболее важные требования для потребителей. выявленные в процессе исследования методом СФК, можно повысить качество образования в средней школе.

Список литературы

1. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студенов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2010. — 176 с.
2. Моррел, Н. И.. Структурирование функции качества: принуждение к управлению качеством / Н. И. Моррел // Курс на качество. — 1992. — № 1. — С. 109—116.

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (26.03.2019)
Просмотров: 32 | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь