Четверг, 14.12.2017, 03:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Применение личностно-ориентированных методов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

А.Г.Дмитриев, М.С.Бодня

Применение личностно-ориентированных методов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Увеличение объема информации, повышение требований к выпускнику школ обуславливает необходимость применения всего арсенала инновационных средств и методов обучения. Среди них особо выделяются проектные технологии на основе практической деятельности учащихся, в максимальной увязке предметного содержания с реальными жизненными ситуациями. Немаловажную роль играют эти подходы и в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасность жизнедеятельности".

Повышение устойчивости организма человека возможно на основе предварительной психофизиологической подготовки, обеспечивающей целенаправленное формирование индивидуальных качеств и освоения приемов достижения и поддержания оптимального физического, эмоционального и умственного состояния. Активная форма подготовки включает тренировки и накопление опыта эмоционально-волевого поведения и саморегуляцию психических состояний, пассивная - усвоение теоретических знаний и информации об экстремальных факторах, их негативном воздействии на психику и поведение людей, способах борьбы с негативными последствиями [1]. Поэтому приобретает особую важность формирование психологической готовности и устойчивости населения в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Для этого необходимо шире использовать потенциал образовательной среды, в частности, содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью данной работы является обобщение опыта по проектированию и использованию ролевых и ситуационных игр в процессе преподавания ОБЖ в школе. Актуальность этой проблемы связана с тем, что создание игрового поля является одной из трех принципиальных характеристик личностно-ориентированных образовательных технологий, наряду с контекстуальностью и диалогичностью [2].

Так в работе [3], приводится описание практических занятий в форме игры. На уроке создается "учебная обстановка" когда обучаемые выступают в той или иной роли сотрудника органа гражданской обороны. Для этого класс разбивают на органы гражданской обороны, в которых назначается руководитель. Затем учитель вводит учебные коллективы в обстановку сложившуюся в регионе и ставит задачи. В течении 1-2 часов учащиеся решают летучки в зависимости от ситуации.

Предыдущий пример задает как бы общий подход к проектированию игровой ситуации. Наиболее подробно сценарий и алгоритм реализации деловой игры раскрыт в работе [4]. Она посвящена организации и проведению мероприятий по защите персонала объекта и ликвидации последствий аварии с выходом радиоактивных и аварийно химических опасных веществ в атмосферу. Правильные, эффективные организация и проведение деловой игры позволяют более полно воспроизводить деятельность руководителя объекта в ЧС, разработать варианты решения возникающих при этом проблем, оценивать каждый из вариантов решений, принимать оптимальное решение и определять механизм его реализации. Сравнивая конкретные решения между собой, учащиеся получают возможность не только оценить успешность своих действий, но и обмениваться знаниями и приобретенными умениями по существу рассматриваемых вопросов.

Независимо от конкретного содержания урока, игровые формы могут быть использованы для контроля качества знаний. Для этого класс разбивается на команды, которым дается задание составить для соперников определенное количество вопросов. Затем в зависимости от количества команд происходит оценка знаний, учитывая личный вклад каждого учащегося и место в общем командном зачете. В процессе подготовки происходит повторение материала, его закрепление. Учитель, в данном случае, выступает в качестве модератора, корректирую ход игры и ведет статистику правильных ответов. Как показывает собственный опыт, занятия проводятся на хорошем темпе, создавая устойчивую мотивацию к обучению у учащихся.

Обобщая опыт применения игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ, как основы личностно-ориентированной технологии, можно наметить следующие направления:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Брейн-ринг» или «Звездный час».

2) Как элементы более обширной технологии. При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли эксперта.

3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению [5].

4) Как технология внеклассной работы.В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ и проведение военно-спортивной игры «Зарница».

Результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой.

Приведенные примеры позволяют значительно расширить методический арсенал педагогических приемов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности и повысить эффективность качества подготовки.

Литература:

1. Шувалов Ю.В., Гендлер С.Г., Павлов И. А. Производственная безопасность: учеб.пособие. - СПб., 2005. - 152 с.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.:Издательская корпорация «Логос», 1999,- 272с.
3. Сидорова Г.Т. Насущная необходимость сегодняшнего дня// Материалы сбора с руководителями факультетов (кафедр), осуществляющих подготовку учителей по специальности «Безопасность жизнедеятельности» учреждений высшего профессионального образования РФ (г. Казань, 26-28 октября 2004 г.), Казань, МЧС Республики Татарстан, 2004. С. 54-57.
4. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельности:Учеб.пособие/Ю.Г. Семехин. - Ростов н/Д: Феникс,2007. 218с.
5. Бакушкина М.В. Использование игровых технологий на уроках безопасности жизнедеятельности// V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года/ Ссылка на ресурсы Интернет: https://www.sciencefomm.ru/2013/10/2537

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (29.11.2017)
Просмотров: 17 | Теги: безопасность жизнедеятельности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь