Вторник, 23.07.2019, 10:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» В

А.С.Гричанов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России
В.А.Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России
Г.А.Пирогов, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института МВД России

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Будущие офицеры полиции, образовательные организации МВД России, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел, учебно-воспитательный процесс, инновационные методы.

В статье обосновывается важность такого приоритетного направления в образовательном процессе вузов системы МВД России, как внедрение инновационных методов обучения и воспитания, которое позволяет реализовать необходимый компетентностный подход в служебно-профессиональной деятельности будущих офицеров полиции. Определены эффективные инновационные методы и подходы к обучению. Выявлены элементы системы оценки методики использования мультимедийных средств.

 
Современные реалии состояния преступности, роста агрессивности и жестокости преступного мира, повышения уровня его технического и боевого оснащения обусловливают необходимость подготовки профессиональных кадров для системы МВД России. В частности, обращается особое внимание на важность и своевременность совершенствования научного и педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных организаций МВД России в части, касающейся тактики и методики личной безопасности сотрудников ОВД.

Рассматривая дисциплину «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» как одно из направлений процесса совершенствования служебно-профессиональной подготовки будущего офицера полиции, следует отметить необходимость усиления ее практической направленности. При этом разработка инновационного сопровождения занятий с использованием передовых технологий выходит на передний план [1, 2]. Опыт проведения практических занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» в образовательных организациях МВД России показал эффективность применения следующих инновационных методов:

1) работа в малых группах (коллективах) - поставленная задача решается творческим сложением индивидуальной работы всех членов группы с распределением ответственности и обязанностей;

2) анализ конкретных ситуаций (case study) - поиск вариантов оптимальных решений при рассмотрении ситуаций, которые ранее имели место в оперативно-служебной деятельности различных категорий сотрудников полиции;

3) ролевые и деловые игры - имитация оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции с распределением ролей и сопутствующих обязанностей.

Целесообразно выделить инновационные подходы к обучению:

1) модульное обучение - блочное использование знаний, умений и навыков, полученных из взаимосвязанных курсов, которые могут быть изучены независимо друг от друга;

2) контекстное обучение - усвоение знаний обучающимися путем мотивации к выявлению взаимосвязи между полученными знаниями и их возможным применением;

3) развитие критического мышления - развитие правильного и разумного мышления обучающегося, позволяющего видеть новые возможности и выдвигать креативные идеи;

4) проблемное обучение - мотивация обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, которые требуются в ходе решения конкретной проблемной ситуации;

5) опережающая самостоятельная работа - самостоятельная образовательная деятельность обучающихся, направленная на получение новой информации до ее изучения в ходе занятий по дисциплине;

6) междисциплинарное обучение - применение знаний из разных курсов и отраслей, их оптимальное формирование и накопление в контексте выполняемого задания;

7) обучение на основе опыта - формирование активной позиции в познавательной деятельности обучающегося с использованием ассоциации его собственного опыта с возможным решением той или иной проблемной ситуации)

8) информационно-коммуникационные и мультимедийные технологии - образовательный процесс на основе электронной и мультимедийной образовательной среды, позволяющий расширить доступ к образовательным ресурсам (Moodle) [5], организовать объективный контроль и мониторинг знаний обучаемых, увеличить контактное взаимодействие с педагогом, построить индивидуальные траектории подготовки.

Анализ информации, полученной в ходе собеседований с преподавательским составом, задействованным в образовательном процессе по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», показал, что правильный и ответственный подход при использовании вышеперечисленных инновационных методов способствует:

- решению преподавателем комплекса образовательных задач по повышению уровня усвоения получаемых знаний;

- установке более эффективного контакта с коллективом обучающихся;

- выявлению и реализации креативного мышления обучающихся;

- возникновению новаторских идей по вопросам улучшения интерактивной работы.

При этом результаты анкетирования обучающихся по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» подтвердили достижение ряда образовательных результатов, таких как:

- сформированность навыков интегрирования поступающей информации, ее критического осмысления и принятия ответственного решения;

- совершенствование умений по формулировке вопросов, деловых предложений по предстоящей деятельности, аргументации своей точки зрения;

- толерантность в отношении к чужому мнению;

- способность к результативной работе в коллективе, активное участие в совместном принятии решений.

В рамках исследования служебно-профессио- нальной подготовки будущих офицеров полиции по обеспечению личной безопасности наиболее эффективной была признана методика применения мультимедийных средств для дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». Элементом методики является система оценки готовности к обеспечению личной безопасности будущих офицеров полиции.

Критерии этой оценки учитывают ряд компонентов:

- мотивационный (Оценивался с помощью метода анкетирования. Цель анкетирования заключалась в выявлении потребностей в самообразовании, самооценки и оценки удовлетворенности избранной профессией);

- когнитивный (Учитывались оценочные данные уровня знаний и умений, полученных при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел»);

- конативный (Оценивался уровень сформи- рованности профессионально значимых качеств, обеспечивающих выполнение практических задач. Для выявления уровня сформированности профессионально значимых качеств была подготовлена специальная анкета) [3, 6, 7].

С учетом этих критериев была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой получены следующие результаты. Рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по мотивационному компоненту составил 28%, по когнитивному - 36%, по конативному - 24%.

Анализ результативности использования инновационных методов также свидетельствует об улучшении успеваемости обучающихся. В экспериментальной группе успеваемость составила в среднем 4,55 при 100-процентном уровне сдачи зачета. В контрольной группе - 4,05 при 98-процентном уровне сдачи зачета. При этом проводимое исследование подтверждает повышение увлеченности и заинтересованности обучаемых по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел».

Полученные результаты показали, что инновационные методы, используемые в рамках дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», способствуют существенному приросту средних оценочных показателей - на 32-38%. В связи с этим был сделан ряд практических выводов. Во-первых, активность обучаемых повышается за счет одновременного использования разных каналов восприятия получаемой информации, что в конечном итоге ведет к эффективности усвоения рассматриваемого материала и повышению общего уровня знаний обучающихся. Во-вторых, в ходе отработки вопросов, касающихся психологических особенностей и тактических способов воздействия сотрудников полиции на правонарушителя, у обучающихся развиваются специальные навыки обеспечения личной безопасности. В-третьих, у них формируется представление о необходимости грамотно анализировать складывающуюся оперативную обстановку, правомерно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие [4]. В целом же одновременно решаются несколько задач по оптимизации образовательного процесса с помощью эффективного сочетания новых возможностей преподавания с традиционными методами передачи и усвоения информации.

На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по проведению учебных занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» с использованием инновационных методов:

- учебная аудитория должна быть оборудована техническими средствами обучения;

- для практического занятия следует подбирать материал в логической последовательности;

- каждое практическое занятие предполагает индивидуальный подход с активным использованием инновационных методов образования;

- разработанные мультимедийные материалы требуют постоянного анализа эффективности их применения и корректировки в соответствии с изменениями нормативной базы.

Подводя итог, необходимо отметить, что использование инновационных методов в процессе обучения будущих офицеров полиции по дисциплине «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», практический опыт преподавателя и желание поделиться им являются важными условиями его профессионального успеха и соответствия современным высоким требованиям.

 
Библиографический список:

1. Гричанов А.С., Морозов В.А., Тюкин В.Г. Внедрение инновационных методов в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 1 (22). С. 117-118.
2. Заречнев Д.О., Гричанов А.С. К вопросу об инновационной модели образования // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 1 (22). С. 119-121.
3. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1 (26). С. 94-96.
4. Семенов В.В., Медведев И.В. Роль современных технических средств в учебном процессе огневой подготовки // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1 (28). С. 137-141.
5. Федулов Б.А., Заречнев Д.О., Стрюц Е.В. Комплексное применение мультимедийных и информационных средств в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 166-167.
6. Percival F., Ellington H. A Handbook of Educational Technology. N.Y., 1984.
7. Raven J. Competence in Modern Sosiety. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984. 63 p.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 13 | Теги: МВД, образовательные организации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь