Суббота, 21.10.2017, 20:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Лопашенко, профессор Саратовской государственной академии права, доктор юридических наук, профессор. С.В. Плохов, аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Для изучения любого явления и выработки мер по эффективному противодействию ему следует установить причины, порождающие данное явление, и условия, способствующие его распространению.

В литературе уделяется достаточно внимания изучению причин коррупции в целом, однако немного научных работ посвящено отдельным проблемам выявления причин и условий, способствующих коррупции в образовании.

Предлагаем классифицировать имеющиеся в литературе точки зрения о причинах и условиях коррупции на следующие категории: социально-экономические, политические, организационные, психологические и исторические.

Социально-экономические причины коррупции в целом, а также в сфере образования в частности, называются большинством автором в качестве приоритетных.

Так, А.И. Селиванов полагает, что в основе возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а фундаментом коррупции являются экономические правонарушения и преступления, приводящие к появлению сверхприбыли, используемой для коррупции, в том числе в виде «отката», что формирует криминально-коррупционные сектора экономики[1].

О.Н. Ведерникова к основным криминогенным факторам коррупции относит экономические причины, которые «коренятся в фундаментальных социально-экономических проблемах жизни общества, оказавшегося неспособным сочетать экономический прогресс и частную собственность с социальной защищенностью людей»[2].

По убеждению начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края А.А. Козловцева, на росте коррупционных проявлений сказывается низкое материальное обеспечение государственных и муниципальных служащих, отсутствие для них гарантированного социального пакета и достойного пенсионного обеспечения. Решение данной проблемы могло бы многократно снизить уровень коррупции, особенно «низовой». Однако государство вместо того, чтобы стимулировать антикоррупционное поведение служащих, решить их социальные проблемы (путем социального найма жилья, предоставления льготных кредитов и т.д.), устанавливает служащему небольшую зарплату, наделяет его обширными полномочиями. Как следствие, этот служащий решает свои социальные проблемы коррупционным путем, а затем у него появляется стремление к сверхдоходам[3].

Применительно к сфере образования, П.Н. Панченко объясняет масштабы коррупции в данной сфере, во-первых, нищенской зарплатой преподавателя, а во-вторых, появлением в обществе класса состоятельных людей, которые могут в условиях или под прикрытием спонсорской помощи вкладывать в обучение своих или чужих детей большие деньги, проплачивая посредством подкупа не только поступление на учебу, но и дальнейшее продвижение обучаемого по межсеместровым, семестровым и курсовым рубежам учебного процесса[4].

По мнению директора Центра международного высшего образования, профессора Колледжа Бостона (США) Ф.Г. Альтбаха, «не вызывает сомнения наличие связи между экономическими факторами и коррупцией». Везде, где высшие учебные заведения испытывают дефицит средств, где велик наплыв желающих поступить в вуз, веро­ятность коррупции нарастает. В обществах, где сложно устроиться на работу, преподаватели и администраторы таким образом могут пополнить свою мизерную зарплату. Велика роль и внешних давлений, связанных с приемом и последующим обучением. Почти все плохо финансируемые систе­мы высшего образования коррумпированы. И, конечно же, существует связь между социальной коррупцией и коррупцией в высшем образовании. Университе­ты - не башни из слоновой кости, и на их жизнь влияют те социальные нормы, которые приняты в обществе. Коррупция же - элемент социально-экономической жизни многих стран[5].

Н. Янашиа, рассматривая проблему коррупции в сфере высшего образования Грузии, пишет о том, что одна из причин, ее порождающих, - тяжелая экономическая ситуация. Так, для преподавателей и администраторов, жалованье ко­торых за прошедшее десятилетие резко уменьши­лось, взятки стали дополнительным источником дохода[6].

Подтверждают сказанное выше и результаты социологических исследований автора.

Так, по итогам проведенного в 2010 году опроса[7] среди причин коррупции в сфере образования опрошенные учителя (77%), школьники (93%), преподаватели вузов (73%) и студенты (84%) Саратовской области абсолютным большинством на первое место поставили низкий уровень заработной платы педагогов. Аналогичная картина наблюдалась и при проведении соответствующего опроса в Волгоградском регионе.

Значительная часть респондентов (около 30% каждой категории), причиной коррупции в сфере образования также назвали сложившиеся в государстве рыночные отношения[8].

Политические причины коррупции в социальной сфере многогранны, в связи с чем для лучшего представления о них последние можно условно разделить на собственно политические, политико-правовые и геополитические.

Что касается первой подкатегории, то речь идет об отсутствии политической воли чиновников на борьбу с коррупцией, приносящей последним немалый доход.

Анализом результатов собственных социологических исследований автора установлено, что респонденты, говоря о причинах коррупции в социальной сфере, на второе место после недостаточного финансирования ставят отсутствие сильной государственной политики в данной области.

Результаты статистических опросов по Ставропольскому краю также показывают, что больше половины респондентов считают главной причиной коррупции безответственность власти[9].

Как правильно отметил А.А. Козловцев, решение проблемы борьбы с коррупционными преступлениями заключается не только в ужесточении санкций, а в обеспечении неотвратимости наказания, особенно для высокопоставленных чиновников, ибо примеры их безнаказанности, как ни что другое, деморализуют и развращают представителей иных, более многочисленных общественных слоев и групп, способствуют повсеместному распространению «низовой» коррупции[10].

Проведенное автором настоящей статьи социологическое исследование показало, что именно безнаказанность преподавателей является одним из основных мотивационных факторов вступления в коррупционные отношения.

Следует признать слабость и фактическую зависимость от исполнительной власти судебной системы. Суд, который должен «ставить точку» во многих коррупционных делах, нередко сам подвержен коррупционным проявлениям. Кроме того, многие коррупционеры, зная о минимальном риске их разоблачения и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.), продолжают брать и давать взятки.

Так, в Ставропольском крае в 2008 году из 122 человек, осужденных за коррупционные преступления, к реальному лишению свободы приговорены лишь 14, в 2007 году – лишь 7 из 68[11].

Данный факт подтверждает и полученная автором статистическая информация, в соответствии с которой с 2004 по 2009 годы судами Волгоградской области за преступления коррупционной направленности в социальной сфере (образование и здравоохранение) к лишению свободы с применением ст. 73 УК РФ (условно) осуждены 67% лиц и лишь 9% – к реальному лишению свободы.

Последний тезис имеет непосредственное отношение к категории политико-правовых причин коррупции, в частности, речь идет об уголовной политике нашего государства.

Следует отметить некоторые положительные сдвиги в данном направлении, такие как повышение санкций за совершение преступлений коррупционной направленности, введение кратных штрафов и т.д. В то же время и эти изменения не до конца проработаны, в связи с чем обоснованно критикуются[12].

Помимо изложенных выше, к политико-правовым причинам возникновения и распространения коррупции относится пробельность российского антикоррупционного законодательства, декларативность многих норм при отсутствии установленных в нормативно-правовых актах механизмов их реализации.

По результатам проведенного автором исследования установлено, что порядка 20% опрошенных назвали фактическое отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности в связи с пробелами в законодательстве причиной коррупции в социальной сфере.

В то же время такое положение дел характерно не только для России. В статье Н. Янашиа, рассматривающей положение дел в Грузии, в качестве одной из детерминант высокой коррумпированности системы высшего образования названа недостаточная прозрачность нормативной базы, определяющей жизнь системы высшего образования с точки зре­ния управления. По ее убеждению, «отсутствие эффективного закона о высшем образовании и низкий уровень действую­щей законодательной базы вообще повлекли за собой только одно - рост коррупции»[13].

Отдельно следует остановиться и на геополитических причинах коррупции, которые рядом ученых ставятся во главу угла.

В частности, в соответствии со взглядом А.И. Селиванова, полагать, что выгода сосредоточена в слое взяткополучателей в системе государственной власти и других подсистемах, - значит, глубоко заблуждаться. По мнению ученого, есть все основания для того, чтобы утверждать, что «существуют некие «центры силы», которые обусловливают существование системы коррупции в России и поддерживают ее вопреки не только жизненным интересам страны, но и самому продолжению ее жизни». Эти центры сосредоточены: а) в нескольких странах, использующих или стремящихся максимально использовать ресурсы нашей страны в собственных интересах и целях; б) в группе транснациональных негосударственных хозяйствующих структур;  в) в частных лицах, группах частных лиц, организациях, этнических сообществах, хозяйствующих субъектах, представителях теневой и криминальной экономики, организованных преступных формированиях внутри страны, имеющих обособленные интересы[14].

Так называемые организационные причины возникновения и развития коррупции обусловлены как организацией образовательной системы России, так и противодействием коррупции со стороны государственных органов.

К примеру, Н. Янашиа одну из причин коррупции в сфере высшего образования видит в плохой его органи­зационной структуре, не способной обеспечить сти­мулы для повышения качества работы и не имею­щей механизмов контроля и применения санкций на местах. Несмотря на то, что были предприняты определенные шаги по реструктуризации и модер­низации университетов, система высшего образования в целом продолжает оставаться слишком авторитарной и централизованной. Да и атмосфе­ра в вузах не содействует профессиональному рос­ту, согласованию интересов преподавателей и ад­министрации с интересами организации[15].

Как правильно отмечает А.А. Козловцев, на состоянии борьбы с коррупцией негативно сказывается кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов. В Ставропольском крае, например, получило широкое распространение и использование криминалом несертифицированных, нелегально ввезенных технических средств, практически исключающих возможность фиксирования переговоров сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия[16].

Проблемам изучения психологических причин коррупции в нашей стране посвящено большое число научных работ. Их изучением занимались такие исследователи, как В.Л. Васильев, В.В. Лунев, Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и многие другие.

Рядом авторов в качестве базовой психологической причины существования коррупционной преступности называются особенности российского менталитета, который формировался на протяжении истории[17]. Как подметил Я.И. Гилинский, это давняя российская традиция - неслучайно массовая коррупционная деятельность породила пословицы: «Не подмажешь, не поедешь», «Сухая ложка рот дерет», «Ты – мне, я – тебе», «Руки для того, чтобы брать» и т.п.[18]

А.А. Козловцев в качестве причины коррупции называет низкий уровень состояния общественной морали: населению (особенно молодого возраста) активно навязываются новые нравственные ценности, особенно культ личного преуспевания и обогащения, в котором деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия[19].

Л.О. Сенчукова и О.Н. Гегечкори полагают, что основными причинами коррупции в высшем образовании являются подрыв системы академических статусов; снижение статуса педагога в обществе; высокая степень специфичности активов преподавателя; сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету; общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах; появление большого количества псевдо-студентов и низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании[20].

По мнению Н. Янашиа, коррупция в образовании - отражение общей проблемы постсоветского гру­зинского общества, в котором обман и взяточниче­ство были широко распространены. За годы совет­ской власти грузины свыклись с репрессивной практикой, а, как известно, с плохими привычками расстаются с трудом[21].

П.Н. Панченко делается вывод о том, что возможное психологическое сопротивление преподавателя коррупционному нажиму быстро «проламывается» деньгами или прочими обхождениями, которые подчас подкрепляются и разного рода угрозами, в том числе высказыванием намерения пожаловаться (например, на вымогательство) заведующему кафедрой, декану или в ректорат, в прокуратуру, милицию, обратиться за «поддержкой к авторитетным людям» в «верхах», а то и в криминальной среде - с намеками на расправу. Ввиду того, что время от времени пресса сообщает о фактах подобных угроз и их осуществлении (вплоть до повреждения автомобилей преподавателей, избиения и даже убийства последних), «не помочь» обучаемому при таких обстоятельствах себе дороже - так или примерно так рассуждает преподаватель, идя на поводу событий, провоцирующих получение взятки или предмета коммерческого подкупа. Оказавшись же «на игле» подкупа, преподаватель в дальнейшем порой уже и сам ожидает подношений, а если какое-то время их не получает, то сам постепенно переходит «в наступление», проявляя инициативу в формировании коррупционных отношений[22].

Проведенное автором социологическое исследование показало, что многими респондентами в качестве причины коррупции названы особенности российского менталитета. Значительное число опрошенных к основной причине коррупции относят низкий уровень правосознания граждан.

По мнению педагогов, причинами вступления учащихся (студентов) в коррупционные отношения являются нежелание тратить время на учебу (около 40% опрошенных).

Отвечая на тот же вопрос, саратовские студенты и школьники акцентируют внимание на том, что у них нет другого выхода, так как учителя вымогают незаконные вознаграждения, несмотря даже на отличные знания (около 30%), тогда как волгоградцы признались, то причиной выступает невозможность самостоятельно выучить предмет ввиду его сложности (свыше 40%).

Одним из условий, с психологической точки зрения способствующих совершению преступлений коррупционной направленности, явилось необращение граждан в правоохранительные органы по причине утраты доверия последним (из опрошенных автором свыше 1800 респондентов в правоохранительные органы обратился лишь один человек).

В качестве другой немаловажной причины развития коррупции в социальной сфере следует учитывать беспрецедентное развитие «бытовой» коррупции, в результате чего у значительной части населения страны сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем.

Так, по данным Фонда общественного мнения, 54% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27% опрошенных признались, что им доводилось делать подношения чиновникам. При этом молодые люди более толерантны к взяточничеству, чем пожилые. Всевозможные подарки (дорогие спиртные напитки, ручки и т.д.) обществом вообще не воспринимаются как предметы взятки[23].

Подтверждают указанный тезис и выводы, полученные при изучении коррупции в сфере высшего образования Э.О. Леонтьевой[24], а также результаты проведенных автором настоящей работы социологических исследований.

В частности, сами потенциальные участники коррупционных отношений обычно не воспринимают в качестве взятки вознаграждение, которое взяткополучатель не требует. Дорогая коробка конфет, коллекционное спиртное, букет цветов и хорошая книга, по мнению респондентов, взяткой не являются. Не воспринимаются и в качестве взятки деньги в сумме менее 500 рублей в Волгоградской области и 1000 рублей в Саратовской.

Ряд ученых также выделяет исторические причины возникновения и развития коррупции.

К примеру, Г.А. Сатаров и его коллеги из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции в современной России, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, обозначили стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой, отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций, а также распад партийной системы контроля[25].

Применительно к сфере высшего образования указывается, что после распада СССР в ходе последовавшей за этим децентра­лизации управления министерства и местные органы власти стали работать более самостоятельно, чем в условиях плановой эконо­мики. Механизмы влияния со стороны центра ослабли, и стремле­ние к использованию служебного положения в личных целях оказа­лось менее контролируемым по сравнению с плановой системой. В результате в первые годы независимости наблюдался рост кор­рупции в целом и имело место неэффективное управление на всех уровнях. Сектор образования также не имел иммунитета против этого социального зла. Чиновники из Министерства обра­зования стали вымогать взятки за аккредитацию образовательных учреждений и организацию закупок. Администраторы требовали мзду за прием на обучение, решение вопросов с проживанием, платой за пользование учебниками, завышение оценок, сдачу эк­заменов и получение документов об образовании. Преподаватели брали взятки за поступление, завышение оценок и сдачу экзаме­нов, требовали от студентов приобретать собственные учебники[26].

Судя по имеющимся сведениям, в СССР уровень коррупции в образовании был ниже, чем в других секторах экономики. «Спра­ведливость» системы, особенно в отношении детей пролетарско­го происхождения и меньшинств, была провозглашена на уровне идеологии. В период переходной экономики централизованное управление в образовательной сфере было разрушено, и различ­ные агенты образовательного рынка (должностные лица из мини­стерства, ректоры, профессорско-преподавательский состав и пер­сонал) перестали взаимодействовать. Децентрализация управле­ния и приватизация не уменьшили взяточничество, а, напротив, существенно его увеличили[27].

В целом анализ исторического развития человеческого общества позволяет сделать вывод, что коррупция всегда является составляющей частью его развития. Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству. Но снизить порог коррупционности общества до уровня, когда она теряет характер всепроникающего явления, представляющего угрозу национальной безопасности, и перестает определять облик власти и сущность государства, можно и должно.

Таким образом, подводя итог рассмотрению причин и условий, способствовавших возникновению и развитию коррупции в социальной сфере, можно сделать вывод о наличии комплекса таких обстоятельств, каждое из которых вносит свой «вклад» в развитие российской коррупции в рассматриваемой области. Названные выше причины, являющиеся наиболее типичными для сферы российского образования, в комплексе формируют коррупционную среду и, соответственно, определяют наиболее распространенные виды коррупции в этой области. Соответственно, и для выработки мер противодействия указанному явлению, необходим комплексный подход

_________________________

[1] См.: Селиванов А.И. Геополитические и геоэкономические причины коррупции в России [Электронный ресурс] // СПС «Консультант».

[2] См.: Ведерникова О.Н. Антикоррупционная политика России: с чего начать? // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 122.

[3] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 112.

[4] См.: Панченко П. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с преступными деяниями // Уголовное право. - 2005. - № 2. С. 52.

[5] См.: Альтбах Ф.Г. Проблема коррупции в высшей школе // Альма-матер: Вестник высшей школы. - 2003. - № 11. С. 35.

[6] Янашиа Н. Коррупция и высшее образование в Грузии // Альма-матер: Вестник высшей школы. – 2003. - № 11 С. 37.

[7] Социологическое исследование проведено автором по программе «Исследовательские проекты молодых ученых» Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции в феврале-мае 2010 года на территории Волгоградской и Саратовской областей. В форме анкетирования опрошено в Волгоградской области 100 учителей и 200 школьников, 100 преподавателей и 210 студентов крупнейших вузов области, 100 сотрудников правоохранительных органов; в Саратовской - 180 пациентов, 100 медицинских работников, 100 учителей, 130 школьников, 100 преподавателей, 200 студентов и 100 сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, ряд специалистов, а также представителей каждой из категорий респондентов опрошены в форме интервью.

[8] Полный текст исследования размещен на сайте Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: www. sartraccc. ru

[9] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 111.

[10] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 111.

[11] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 112.

[12] См., например, обсуждение ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ на интернет-портале: http://криминологи.рф/blog/1032.html

[13] См.: Янашиа Н. Коррупция и высшее образование в Грузии // Альма-матер: Вестник высшей школы. – 2003. - № 11 С. 37.

[14] См.: Селиванов А.И. Геополитические и геоэкономические причины коррупции в России [Электронный ресурс] // СПС «Консультант».

[15] См.: Янашиа Н. Коррупция и высшее образование в Грузии // Альма-матер: Вестник высшей школы. – 2003. - № 11 С. 38.

[16] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 111.

[17] См., например: Голосенко И.А. Феномен русской взятки: Очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3; Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. Нижнекамск: Гузель, 1995; Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Альфа, 1998; и др.

[18] См.: Гилинский Я. Коррупция: теория и российская реальность [Электронный ресурс] // URL: http:// sartraccc. ru/Pub/gilinsky(30-06-05).htm

[19] См.: Козловцев А.А. Причины и условия коррупции (по материалам Ставропольского края) // Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: материалы научно-практического семинара / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации – М., 2009. С. 111.

20] См.: Сенчукова Л.О., Гегечкори О.Н. Коррупция в высшем образовании: причины, последствия, механизмы противодействия [Электронный ресурс] // URL: http://www. klgtu. ru/ru/magazine/2009_16/22.doc

[21] См.: Янашиа Н. Коррупция и высшее образование в Грузии // Альма-матер: Вестник высшей школы. – 2003. - № 11 С. 37.

[22] См.: Панченко П. Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с преступными деяниями // Уголовное право. - 2005. - № 2. С. 52-53.

[23] См.: Кимлатский О., Мачульская И. Коррупция стала составной частью политики, экономики и общественной жизни [Элетронный ресурс] // URL: http://www. council. gov. ru

[24] См.: Леонтьева Э.О. Стереотипы восприятия коррупции в массовом сознании россиян // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - № 2. С. 135-136.

[25] См.: Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? (Проект доклада) // Российская газета от 19 февраля 1998 г. С. 32-33.

[26] См.: Хейнеман С., Андерсон К., Нкралиева Н. Цена коррупции в секторе высшего образования // Вопросы образования. - 2008. - № 3. С. 78.

[27] Там же. С. 78.

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.04.2013)
Просмотров: 3015 | Теги: образования, преступлений, условия, КОРРУПЦИОННОЙ, СОВЕРШЕНИЮ, причины, СПОСОБСТВУЮЩИЕ, НАПРАВЛЕННОСТИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь