Среда, 07.12.2016, 23:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Прибыль, право и мораль (о возможном развитии типов юридических лиц и их целях в России)

Н.Г.Горазеев*

 

Прибыль, право и мораль

(о возможном развитии типов юридических лиц и их целях в России)

 

         В русле двух основных доктрин юридического лица (фикция, реальная) каждое государство с рыночной экономикой в своём правопорядке устанавливает определённую систему юридических лиц конкретных типов, форм и видов с их теоретическим обоснованием и практическим назначением, с правовым режимом их имущества и взаимоотношениями с участниками[1]. В процессе социально-экономического развития осуществляется поиск новых, более эффективных форм, совершенствуется законодательство. Не последнюю роль в этом процессе играют воззрения социологов и философов.

         В российском гражданском праве в зависимости от целей деятельности различают организации коммерческие (получают и распределяют прибыль) и некоммерческие (имеют иные, устанавливаемые учредителем, цели) организации с определёнными организационно-правовыми формами.

         Закрепление  в ст. 2 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) такой цели (и, соответственно, признака разделения юридических лиц), как получение прибыли в результате предпринимательской деятельности, в России с её историческими традициями может вызвать сомнение и подлежать дополнительному обсуждению. Рассмотрим эту проблему с различных точек зрения.

         С точки зрения бухгалтерского учёта и налогообложения цель как прибыль вполне оправдана –  нужен механизм формирования бюджета государства.

        Но с точки зрения теории социального управления, где цель является системообразующей общественной категорией, это не совсем оправдано, так

как прибыль – это не социальный результат, а результат арифметического действия (в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ, полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Прибыль в этом случае можно назвать только показателем достижения экономической цели, который включён в пассив бухгалтерского баланса. Причём можно отметить, что, например, совет директоров акционерного общества для оценки эффективности его деятельности интересует не сама прибыль, а её отношение к собственному капиталу, т.е. его рентабельность.

         Самое сложное – проанализировать эффективность применения категории "прибыль" в российском гражданском праве с позиций моральных, социально-исторических. Нормы национальной морали существенно влияют на букву и дух правовых норм.

         В настоящее время у нас в ходу термин "рыночная экономика", хотя точнее надо говорить о повторном развитии капитализма в России. В соответствии с этим обратимся к известному труду  апологета современного капиталистического развития – немецкому философу и социологу, экономисту и юристу М. Веберу (1864-1920 гг.) "Протестантская этика и дух капитализма". Суть протестантской хозяйственной этики состоит в бережливости и экономии времени, индивидуальном усердии,  прилежании, в собственном обогащении. Это в целом неплохие черты. Но бизнесмен, включённый в систему рыночных отношений, видит в человеке лишь средство для делания денег. Однако это видение с развитием традиционного капитализма смягчается и современный капитализм (по М. Веберу) становится рациональным (как говорил М.С. Горбачёв про социализм – с более "человеческим лицом"). В связи с этим М. Вебер, признавая эффективность капиталистической бюрократии, внёс значительный вклад в становление общей теории и практики управления организацией (по-современному – корпоративное управление и, соответственно, корпоративное право).

        Дух же православия в России (не на Западе) создал другую систему ценностных ориентаций, миропонимания человеком различий между добром и злом, совестью и бессовестностью и т.п. В православных хозяйственных отношениях не допускалась вседозволенность, убиение стыда и совести, потеря чувства вины и долга перед работниками и, вообще, перед народом. Забвение наших собственных (не Западных) ценностей вело в России к другому капитализму – коррупционно-криминальному (единственная цель – "прибыль", точнее же – имущественный интерес,  "деньги").

         Понимание сущности христианской жизни, как жизни духовной – в Духе Святом, позволяет не лишать себя христианской мысли, которая ничуть не хуже чисто научной выдумки в сфере морали, социологии, права и экономики. Лучшее русское купечество делало не меньшие деньги, чем Западное. Но православная вера определяла их цели: на что тратить эти деньги, обогащать себя и других (были Морозов, Мамонтов, Бахрушин, Солдатенков, Рябушинский, Третьяков и др., а не только Прошка с Угрюм- реки). Эти традиции живучи.

         И не даром известные современные учёные и общественные деятели уже заявляют, что в России, "по их ощущениям, бродит призрак того, что близко к христианскому социализму"[2]. Того же мнения был и Ф.М. Достоевский, считая социалистическую идею великой, но не приводящую людей к счастью вне постижения Бога. Таково было его грозное предостережение будущему, овеянному греховными страстями, живущими в человеке.

         Проведя исследования роли мировоззрения и традиций, сделаем некоторые выводы и предложения.

         Если такая цель как "прибыль", с одной стороны, не является целью в прямом смысле, а только экономическим (бухгалтерским) показателем цели деятельности коммерческой организации а, с другой стороны, в соответствии с протестантскими принципами современного рационального капитализма ориентирует современных российских бизнесменов только на вседозволенные способы её получения, что для нас неприемлемо, то что  же можно указать в качестве цели предпринимательской деятельности, способной и сохранять духовные ценности, и развивать инновационную экономику и соблюдать социальные установки (хотя бы заработную плату наёмным работникам выплачивать своевременно и в полном объёме). Исходя из религиозной православной идеи всеобщего добра ("люби ближнего, как самого себя"), её можно обозначить так: обеспечение благосостояния всех (собственников, менеджеров, наёмных работников, внешних инвесторов  ООО, АО). Тогда и деньги (а не прибыль) займут своё место как ресурсы, а не как цель в цепочке "цель-ресурсы". Прибыль же останется одним из экономических показателей деятельности "фирмы" наряду с множеством других показателей (государство побеспокоится и о налогах).

        Если получение "прибыли" не становится признаком классификации юридических лиц, то по какому признаку их разделять? По задачам и методам обеспечения благосостояния человека: государственным (централизованным) или частным (децентрализованным). В соответствии с этим актуализируется вопрос о разделении юридических лиц в российском праве  на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. У государства – свои задачи (функции), у бизнеса – свои.  Но в России они должны ориентироваться не на получение ресурсов-денег, а на цель – благо граждан России. Ресурсы важны, но нельзя путать получение ресурсов (как бы это сложно ни было) с достижением цели[3].

 

 

* Горазеев Николай Георгиевич – доцент Рязанского филиала Московского института экономики, менеджмента и права, кандидат экономических наук, доцент.

[1] См., например: Горазеев Н.Г., Лебединец О.Н. Теоретические концепции и классификация видов юридических лиц // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Межрегион. межвуз. научно-практ. конференция, 30 ноября 2004 г. – Рязань, РИУП, 2005.

[2] Нарочицкая Н. Кризисы заканчиваются... Вопрос о том, какими мы из них выходим (интервью) // Литературная газета, 2009, 2-8 сентября.     

[3] Следует отметить, что действующая сейчас в России методика принятия целевых программ сведена, в основном, к добыче ресурсов (дележу бюджетных средств). От разрозненных целевых программ федерального и региональных уровней необходимо перейти к новой идеологии государственного целевого планирования.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (30.12.2012)
Просмотров: 362 | Теги: России, развитии типов, право, прибыль, юридических лиц, мораль, целях | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016