Среда, 07.12.2016, 15:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

5.9. Отношения, связанные с государственной службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гос

5.9. Отношения, связанные с государственной службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной службы

Статья 31 Закона о государственной гражданской службе:

"1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается".

Статья 18 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Руководитель Федеральной таможенной службы назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

2.1. Начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Другие сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего таможенного органа.

4. На сотрудника таможенного органа с его согласия на срок до трех месяцев может быть возложено исполнение обязанностей по должности, назначение на которую производится приказом начальника вышестоящего таможенного органа.

5. При увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.

В срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождение его в очередном и дополнительных отпусках.

6. Сотрудник таможенного органа, допустивший нарушение должностных обязанностей, может быть временно, не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного довольствия. Решение об отстранении указанного сотрудника от исполнения должностных обязанностей принимает начальник таможенного органа, назначивший на должность, начальник вышестоящего таможенного органа, назначивший на должность, или руководитель Федеральной таможенной службы".

Статья 48 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

2. Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:

1) по собственному желанию до истечения срока контракта;

2) по достижении предельного возраста, установленного статьей 49 настоящего Федерального закона;

3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

6) в связи с переводом в другой государственный орган;

7.1) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

8) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

9) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

10) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы;

12) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;

13) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

3. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи.

4. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия.

5. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным:

1) подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность;

2) подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, доступную ему по состоянию здоровья, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность;

3) подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах, соответствующую уровню его квалификации, или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

6. Сотрудникам таможенных органов, уволенным со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии, разрешается ношение форменной одежды".

Прежде всего отметим, что реорганизация таможенного органа или изменение его структуры в случае сокращения должностей государственной службы выступают основанием прекращения государственно-служебных отношений. Более того, увольнение служащего таможенного органа осуществляется по инициативе представителя нанимателя (п. 5 ч. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах; ч. 2 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе).

В Законе о службе в таможенных органах отсутствует статья, отдельно регулирующая отношения, связанные с государственной службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной службы. Пункт 5 ч. 2 ст. 48 этого документа относит организационно-штатные мероприятия к числу оснований увольнения сотрудника со службы по инициативе начальника таможенного органа.

Часть 5 ст. 18 комментируемого Федерального закона предусматривает возможность зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа. Цель зачисления - последующее трудоустройство. Порядок зачисления сотрудника в распоряжение таможенных органов при проведении организационно-штатных мероприятий установлен инструкцией.

В соответствии с инструкцией предусмотрены два вида организационно-штатных мероприятий: ликвидации таможенного органа либо сокращении численности или штата его сотрудников.

При изменении наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится. В этом случае в таможенном органе должен быть издан приказ о прохождении службы сотрудником на должности с новым наименованием. В трудовой книжке производится запись об изменении наименования должности, структурного подразделения и (или) таможенного органа. Не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись об их проведении и о возможном увольнении его со службы в таможенных органах.

Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование.

В ходе собеседования разъясняются порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах.

Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе. Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность.

В случае отказа сотрудника от написания заявления о зачислении в распоряжение и предложенных ему вакантных должностей составляется акт. Акт подписывается начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений.

Сотрудник, зачисленный в распоряжение, исполняет временные обязанности, возложенные на него начальником таможенного органа, в распоряжении которого он находится, до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении. В период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе. Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.

Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ соответствующего таможенного органа о назначении сотрудника на другую должность, его переводе по службе в иной таможенный орган или увольнении со службы в таможенных органах. Гарантией защиты интересов сотрудника таможенного органа является то, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий увольнение сотрудника по инициативе представителя нанимателя допустимо, только если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

Отметим, что речь идет о любой "другой вакантной должности в таможенных органах". Такой подход оставляет право выбора за государственным служащим. При желании продолжить службу гражданин может согласиться с переводом и на нижестоящую должность.

Сотруднику, зачисленному в установленном порядке в распоряжение начальника таможенного органа, за все время нахождения в распоряжении начальника таможенного органа на срок не более трех месяцев выплачивается денежное довольствие по последней занимаемой должности. При этом учитываются повышения (индексации) окладов денежного содержания, происшедшие в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в этот период. Установление сотруднику новых видов денежного довольствия не является повышением денежного довольствия. Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ таможенного органа о зачислении сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа.

В отношении гражданских служащих законодатель установил случаи продолжения государственно-служебных отношений при реорганизации государственного органа или изменении его структуры, при ликвидации государственного органа, используя формулировку "могут быть продолжены". Подобная формулировка положений законодательства создает условия для свободного представителя нанимателя. С таким подходом вряд ли можно согласиться, так как он идет вразрез с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Возможность прекращения служебных отношений без соответствующих гарантий продолжения прохождения государственной службы в случае сокращения должностей, реорганизации таможенного органа или его ликвидации ставит под сомнение обеспечение реализации принципов государственной гражданской службы - приоритета прав и свобод человека и гражданина, стабильности гражданской службы (п. п. 1, 5 ст. 4 Закона о государственной гражданской службе).

Следует согласиться с тем, что действующая редакция ч. 1, ч. 4 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе дает представителю нанимателя возможность действовать по своему усмотрению, нарушая права гражданского служащего. Тогда как законодатель обязан гарантировать соразмерность ограничения прав граждан конституционно признаваемым целям введения этого ограничения и, более того, не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя.

Проявлением свободы усмотрения представителя нанимателя является то, что в случае реорганизации органа или его ликвидации гражданскому служащему предлагаются должности только из категории "соответствующих уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности". Оценивается такое соответствие также представителем нанимателя. В законе следовало установить обязанность представителя нанимателя предложить все вакантные должности, в том числе и нижестоящие, оставив право выбора за самим гражданским служащим.

Закон о государственной гражданской службе не регулирует процедуру сокращения должностей. В этом случае сокращение должностей в органах государственной власти должно проводиться с учетом положений трудового законодательства.

Сокращению должностей должна предшествовать процедура исключения из штатного расписания вакантных должностей, а затем уже уведомление гражданских служащих о сокращении должностей. При сокращении должностей представитель нанимателя за два месяца информирует об этом в письменной форме гражданских служащих. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.

Сокращение должностей не следует отождествлять с изменением наименования должности. Изменение наименование должности в штатном расписании осуществляется на основе приказа (распоряжения) руководителя. Гражданский служащий не подлежит увольнению, а также переводу на иную должность. Изменение наименование должности вносится в служебный контракт, что допустимо согласно ч. 1 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе. В служебном контракте могут быть изменены любые существенные обязанности, за исключением должностных обязанностей.

Аналогичная гарантия предусмотрена ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи в связи с реорганизацией государственного органа или в связи с его ликвидацией.

Под ликвидацией государственного органа следует понимать прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, при сокращении должностей, реорганизации государственного органа или его ликвидации с гражданским служащим могут быть продолжены государственно-служебные отношения при наличии вакантной должности, соответствующей уровню квалификации гражданского служащего.

В случае если штатное расписание содержит вакантную должность при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа, представитель нанимателя не обязан проводить на эту должность конкурсный отбор (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе). В этой связи представляет интерес позиция Верховного Суда РФ, в соответствии с которой "при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие".

Статьей 31 (ч. 4) Закона о государственной гражданской службе определено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.

В случаях сокращения должностей, реорганизации государственного органа или его ликвидации гражданскому служащему может быть предложена как вакантная должность, соответствующая квалификации гражданского служащего работника, так и вакантная нижестоящая должность (нижеоплачиваемая). Гражданский служащий может отказаться от предложенной должности, однако такой отказ является основанием для его увольнения.

Характеризуя отношения, связанные с государственной службой при сокращении должностей государственной службы, обратимся к содержанию ст. 33 (п. 6 ч. 1), в соответствии с которой основанием для увольнения является не только отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей, но также непредставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Буквальное толкование названной статьи позволяет сделать вывод о том, что в случае отказа от предложенной должности или от повышения квалификации служащему может быть предложена иная должность гражданской службы.

Отметим, что Определением Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 916-О-О признано не противоречащим Конституции РФ и не нарушающим прав граждан увольнение в связи с сокращением численности или штата работников, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Частью 5 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе установлена гарантия своевременного информирования гражданского служащего об изменении служебных отношений. При сокращении должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным.

Часть 6 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе устанавливает возможность проведения внеочередной аттестации, для того чтобы по ее результатам определить гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должностей. Аттестация проводится в соответствии со ст. 48 комментируемого Федерального закона, а также с указом Президента РФ.

Согласно Положению о проведении аттестации профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности (п. 17).

Тогда как в соответствии с ч. 7 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе при реорганизации государственного органа преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представляется, что требования федерального закона и подзаконного акта должны быть приведены к единому знаменателю, для выработки единообразных принципов принятия решения о преимущественном праве на замещение должности.

Частью 8 ст. 31 определено, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. В данной ситуации служебный контракт расторгается по соглашению сторон, осуществляемому в соответствии со ст. 34 Закона о государственной гражданской службе. Следовательно, на таких служащих не распространяется право на компенсацию, предусмотренное ч. 9 ст. 31 названного Федерального закона.

Для гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей, реорганизацией государственного органа или его ликвидацией, предусмотрена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Выходное пособие не выплачивается.

___________________

5.6. Перевод на иную должность государственной службы или перемещение

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

5.8. Временное замещение иной должности государственной службы

5.9. Отношения, связанные с государственной службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей государственной службы

5.10. Отстранение от замещаемой должности государственной службы

Содержание

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.03.2014)
Просмотров: 1265 | Теги: таможенных органах, комментарий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016