Воскресенье, 19.01.2020, 13:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРЕТВОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГАФИЗА ЕСИМОВА

Е. Т. Беримжанов, Д. М. Мосиенко

ПРЕТВОРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО АРТИСТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГАФИЗА ЕСИМОВА

Современная казахстанская музыкальная культура в настоящее время обладает развитой исполнительской школой, которая представлена несколькими поколениями выдающихся исполнителей в разных сферах музыкального искусства. Особенно широкое развитие получило вокальное исполнительство. Профессиональное академическое исполнительство заявило о себе в республике ещё в 30-е годы ХХ века. Ее корифеями были как народные артисты республики, так и талантливые молодые лауреаты республиканских и международных конкурсов. Вспомним хотя бы имена народных артистов СССР и Республики Казахстан, вокалистов, признанных мастеров сцены: Куляш Байсеитову, Курманбека Джандарбекова, Каныбека Байсеитова, Шабал Бейсекову, Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегенову, Розу Джаманову, Алибека Днишева, Нуржамал Усенбаеву, Майру Мухамедкызы и других.

Одним из ярких вокалистов последней трети ХХ века, пришедшим в музыкальное искусство в 70-е годы двадцатого столетия и активно выступающий в настоящее время - это народный артист Республики Казахстан, солист и режиссёр-постановщик казахского Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, педагог, музыкально-общественный деятель Гафиз Кадырович Есимов. Его творческая деятельность в связи с небольшим по времени (в мировых масштабах) периодом развития музыкальной науки республики ещё только начинает исследоваться, и в настоящее время имеются лишь газетные публикации информационного и имиджевого толка о творческой деятельности музыканта.

В статье, выявляя главные грани творческого портрета Г. Есимова и рассматривая его исполнительскую, индивидуальную стилистику, автор опирается на сравнительный и историко-генетические методы при изучении вокального прочтения арий певцом из опер в сравнении с авторским нотным текстом.

Вклад Г. Есимова в развитие вокального исполнительского искусства республики значителен. Он обладатель мощного, широкого по диапазону, интонационно гибкого и темброво богатого, интонационно выразительного баритона. Музыкант первым создал блистательные образы классиков казахского музыкального искусства, в частности, основоположника Западно-Казахстанской инструментальной домбровой школы «токпе», её лидера - Курмангазы Сагырбаева (опера «Курмангазы» Ах- мета и Газизы Жубановых. 1987), акына песенно-вокальной школы Ма- хамбета Утемисова (опера «Махамбет» Базарбая Джуманиязова, 2003). Одновременно он создал колоритные образы мировой оперной ЗападноЕвропейской и русской классики: Жермона в опере «Травиата» итальянского зрелого романтика Джузеппе Фортунато Верди, смелого Валентина из французской лирической оперы «Фауст» Шарля Гуно, Сильвио в классической веристкой опере «Паяцы» итальянца Руджеро Леонкавалло, Онегина в опере «Евгений Онегин» и Роберт в опере «Иоланта» русского композитора П. Чайковского. Новыми гранями засверкали вокальные партии главных героев в операх-шедеврах национальной классики, созданные музыкантом: Абая в первой казахской опере мирового уровня «Абай» Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди, Ер Таргына в одноименной опере Евгения Брусиловского, Алпамыс и Аблайхана в одноименных операх Еркегали Рахмадиева, а также опере Сыдыка Мухамеджанова «Акан серьАктокты», «Двадцать восемь» Газизы Жубановой и других. Все эти партии вокалист с огромным успехом (по отзывам зарубежной прессы) исполнял в спектаклях на гастролях театра ГАТОБ имени Абая в городах России, Индии, Турции, Японии, Вьетнама, Малайзии, Цейлона, Франции, Италии, Германии. Как написал в тексте поздравительной телеграммы к 70-летнему юбилею вокалиста министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы: «. Г. Есимову нет равных в исполнении национального репертуара» [1; 3]. Как подчёркивает сам музыкант в газетных интервью, для него в создании образа главным является точное следование нотному тексту произведения, вдумчивое и проникновенное отношение к исполняемым произведениям. «Опера - искусство элитарное, не всем оно по вкусу, но развивать вкус публики необходимо. Я - приверженец традиций. Самое трудное в работе оперного певца - подготовка к спектаклю: выучка нотного текста, спевка с партнёром, с ансамблем, хором, оркестром. Это очень сложный процесс. А на сцену вышел, как рыба в воде» [2; 3].

Начиная с 1978 года, Г. Есимов работает педагогом на кафедре вокального искусства в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Он прошел путь от простого преподавателя до профессора, ведущего педагога кафедры «вокальное искусство». Он яркий и талантливый учитель вокала. Г. Есимов много работает с молодыми исполнителями, помогая им преодолевать технические, образно-эмоциональные, вокально-сценические трудности профессии. Он - пример искреннего служения музе искусства. За годы работы на кафедре он воспитал целую плеяду, несколько поколений исполнителей, лауреатов государственной премии, международных и республиканских конкурсов, заслуженных артистов и деятелей республики Казахстан. Среди учеников маэстро: Талгат Кузембаев, Кайырлы Ислямов, Андрей Трегубенко, Далел Уашев, Жанат Шыбыкбаев, Мейр Байнеш и другие. Замечательным педагогика- исполнительским творческим проектом музыканта, который успешно реализуется в течении более 20 лет, являются концерты: «Парад барио- нов», концерты старинной музыки и т. д.

Как известно, Г. Есимов родился в 1947 году, в посёлке Сороченка Атырауской области. После окончания школы в 1962 году поступил в Политехнический институт города Алматы. Музыку любил с детства и в институте участвовал в городских смотрах самодеятельного искусства. На одном из таких смотров его заметил профессор, заведующий кафедрой вокала консерватории Бекен Жилисбаев. Он посоветовал молодому человеку профессионально заняться вокалом. Так, он подобно М. Туле- баеву и многим другим музыкантам, оставляет институт и поступает в консерваторию. Занимался, осваивал азы вокала Г. Есимов целеустремлённо, с большим желанием и отдачей. Постоянная работа над своим творческим ростом начала приносит результаты, и в 1975 году в городе Алма-Ате он стал лауреатом 1 премии Республиканского конкурса имени Куляш Байсеитовой. Через два года он завоёвывает 3 место в престижном Международном конкурсе имени Глинки в городе Ташкенте. В 1980 году в Барселоне он удостаивается 3 премии в Международном конкурсе имени Ф. Виньяса. Начиная с третьего курса, молодой музыкант становится стажером Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, а в момент окончания вуза - солист этого прославленного театра.

В работе вокалиста, в трактовке музыкальных образов, зарубежных и национальных опер музыкант старался придерживаться традиций. Как вспоминает сам Г. Есимов: «Я всегда старался учить партию строго по нотам, как написано композитором, не позволяя вольностей, соблюдал традиции, работал над произношением, чистотой звучания текста» [3; 2].

Так, в своё время дирижёр Тургут Османов говорил о Г. Есимове, как о лучшем Онегине среди оперных постановок среднеазиатских республик. Музыкант, по словам коллег, сумел создать и последовательно показать через вокальные фрагменты арии героя эволюцию его образа, тонко подчеркнуть разные грани облика романтического героя оперы П. И. Чайковского: от лениво-снисходительного, скептически- разочарованного, праздно-скучающего до напористо-драматически взволнованного и охваченного настойчивой идеей.

Вокалист Г. Есимов своим кредо считает - бережное сохранение сложившихся музыкальных традиций. Исполнение каждой новой партии доставляло артисту неизмеримую радость и очень обогащала творчески. Он всегда стремится донести до слушателя сложившийся в его сознании традиционный звукообраз героев известных классических опер. Так, в партии Валентина, при исполнении его арии, Г. Есимов, акцентируя героические целеустремлённые интонации, подчёркивает честность, воинскую доблесть и смелость героя, а в е середине - нежную братскую любовь к сестре. Раскрывая образ Жермона в опере «Травиата» Дж. Верди, музыкант в первой картине второго действия, в экспозиции героя акцентирует притворное участие героя в сцене, дуэте с Виолеттой. Здесь доминируют речитативно-декламационные интонации, на словах «Минует увлечение, тогда, что с Вами будет?», звучащих в f-moll 'е на первый план выступает неискренность и фальшь слов героя. Лишь во фрагменте (Asdur), где он поёт о своей любимой дочери, на первый план выступают кантиленные нежные и тёплые интонации («Чистую, с сердцем ангельским дочь мне судьба послала».

В национальных операх Г. Есимов также всегда последовательно воплощал своё кредо. Так, в знаменитой опере Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди, раскрывая образ выдающегося просветителя XIX в., поэта, основоположника казахской письменной литературы, борца с патриархальным феодальным строем, байской верхушкой - Абая, Г. Есимов бережно сохранял образ, созданный лучшим Абаем в истории казахского искусства, - Ришатом Абдуллиным. Абай Г. Есимова уже в первой картине первого действия в его ариозо и знаменитой Des-dur'ной арии «Кайталкы кул алдына курылмаган», основанных на цитатах великого Абая, и арии второго действия, третьей картине мужественно спокоен, его фразы характеризуют волевые интонации. Одновременно они кантиленны, распевны. Кульминация образа главного героя у Г. Есимова традиционно приходилась на четвёртое действие, пятую картину, где охваченный глубоким волнением и печалью герой не сразу может говорить. Его речь в с-швИ'ной арии «Ей, халайык, бары мен сен», особенно в её первом речитативном разделе, - полна драматизма. Второй же раздел характеризует широкая, взволнованная мелодия. Заключительный речитатив главного героя в конце оперы, звучащий на фоне песни, передаёт страдания героя и одновременно его решимость продолжать вести борьбу с феодалами. В раскрытии образа великого просветителя Абая, каждая фраза, исполненная певцом, пронизана спокойствием, благородством, степенностью. На протяжении всей партии Г. Есимов использует выразительные средства, истоки которых кроются в манере исполнения мелодичных казахских народных песен. Например, в арии «Зарлыньщ наласы...», где певец, применяя принцип оттягивания длительностей, пропевает все фразы, несмотря на внутренний стержень героя, его сдержанность и мудрость в проявлении человеческих черт.

Как известно, вокалист первым создал звукообразы великого кюйши Курмангазы (опера Ахмета и Газизы Жубановых) и акына Махамбета (опера «Махамбет Базарбая Джуманиязова). Работая над созданием образов, певец стремился дать многогранную характеристику персонажам. Так, к примеру, Курмангазы показан как гордый и свободолюбивый человек в дуэте с волостным Акбаевым; как нежный и любящий (в лирическом дуэте с его возлюбленной Ауес) и в тоже время он - борец за лучшую жизнь для казахского народа, призывающий его к новой борьбе через своё творчество (сцены с хором). В дуэте с матерью Алкой, сильной и сострадающей женщиной, Курмангазы - благодарный сын.

Работая над ролью, а тем более создавая первым новые музыкальные образы, Г. Есимов опирается на четырехступенчатую модель воплощения оперных образов, созданную в своё время Ф. И. Шаляпиным, где в структуре выделялись несколько этапов:

а) изучение исторических фактов;

б) проникновение во внутренний мир персонажа;

в) создание внешнего облика персонажа;

г) внутреннее перевоплощение.

Галерея образов, созданных вокалистом, представлена многообразием характеров персонажей: героических, историко-эпических и т. д. [4].

Музыкант при воплощении героев оперного репертуара создаёт гармоничное сочетание вокального и актёрского мастерства. Певец постоянно работает над тем, чтобы вокальное начало ни в коей мере не подчинило себе актёрскую составляющую и наоборот. Он постоянно ищет идеальный баланс, который позволяет обеспечивать единение души актёра и голоса певца. Эмоционально вживаясь в роль, варьируя вокальные интонации, Г. Есимов акцентирует важные нюансы состояния внутреннего мира героев, их характеров через правильно найденные краски слова, фраз или с помощью верного музыкального штриха точно воплощает мысли и чувства персонажей. Большое внимание маэстро уделяет слову, так, особенное отношение к дикции служило средством максимально выразительного, подлинно артистического воплощения смысловой стороны вокальной партии.

На основе представленных оперных музыкальных образов, Г. Есимов стремится соответствовать героям не только актёрски, но и внешне. Маэстро мастерски представляет образы персонажей, которые поражают точностью визуализации и передают определённую эпоху времени. В своём мастерстве Г. Есимов использует так называемый момент внутреннего перевоплощения, при котором певец живёт ощущениями персонажа, проникая в его образ не только как солист интерпретатор, но и как исполнитель, точно следующий нотному тексту, привнося в своё исполнение варьирования исполнительских элементов - артикуляции, динамики звука, тембра голоса и т. д. Любые музыкальные нюансы и штрихи у Г. Есимова обусловлены не только актёрскими, но и вокальными задачами. Правильное опёртое и кантиленное дыхание, тембрально яркое звучание голоса позволяло певцу преодолевать новые творческие горизонты. Все это в комплексе создаёт эмоциональную атмосферу, которая имеет важное смысловое значение и раскрывает психологический подтекст. Работая над ролью, маэстро стремится, чтобы краски в тембре голоса, музыкальная интонация, акценты, соответствовали смысловому содержанию и ситуации, в которой оказывается персонаж. Наравне с этим, немаловажное внимание Г. Есимов акцентирует на музыкальной фразе, носящей динамический, музыкально-психологический и ритмический оттенки. Большое значение певец уделяет ударению в слове. В интерпретации исполнения оперных арий артист старался использовать разные штрихи, тем самым избегая динамического повтора одной и той же фразы. Г. Есимов умело и органично использует вокальную паузу, которая играет значимую роль в оперном жанре. Каждый жест артиста оправдан и связан с иллюстрациями вокальной партии. Для более убедительной характеристики образов героев артист использует выразительную мимику, которая позволяет менять пластику движений лица. Большую значимость имеют речевые интонации в исполнении певцом камерных произведений, он обогащает ими средства вокала. Для выявления и сохранения стилистики произведения маэстро старается обозначить языковые нюансы. Все это - залог для убедительного музыкального воплощения образа артиста.
Таким образом, музыкант в своей творческой деятельности опирается на свой основной творческий принцип и кредо - приверженность традициям как национальной, так и мировой классики. Гафиз Кадырович знает что необходимо для успешного выступления на сцене и чем интересуется подрастающее поколение. Гафиз Есимов - пример честного и искреннего служения искусству. Он с полной отдачей работает с молодыми исполнителями в стенах консерватории и родного театра, помогая им преодолевать все вокально-сценические трудности.

Список литературы

1. Беримжанов Е. «Я завещаю вам эту сцену!» (юбилейный концерт- бенефис «Парад баритонов», посвящённый 70-летию Гафиза Есимова) // Новая музыкальная газета. 2017. 3 ноября. URL: http://musicnews. kz/ya- zaveshhayu-vam-etu-scenu-koncert-benefis-parad-baritomv-k-70-letiyu- gafiza-esimova/ (27.01.19).
2. Юсупова А. «Всю свою жизнь, мне приходилось доказывать, что я чего-то стою.» (юбилей Гафиза Есимова) // Новая музыкальная газета. 2012. 27 ноября. URL: http://musicnews. kz/tag/gafiz-esimov (26.01.19).
3. Беседа с Г. Есимовым от 11.11.2018 г.
4. Андрейко Е. О. М. Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительскй стиль : автореф. ... дис. кан. искусствоведения. Москва, 2015. 25 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.12.2019)
Просмотров: 22 | Теги: Есимов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь