Понедельник, 27.05.2019, 04:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРЕСТИЖ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

И.И.Грунтовский, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Международного юридического института, Москва

ПРЕСТИЖ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В данной статье рассматривается престиж военной службы в Вооруженных Силах РФ как социальное явление, его сущность и значение для военно-патриотического воспитания молодежи. Автор анализирует сущность, состояние уровня престижа военной службы в общественном сознании, место в системе социальных ценностей общества и его роль в укреплении национальной безопасности РФ, взаимосвязь и взаимозависимость с военно-патриотическим воспитанием молодежи и повышение его эффективности.

Ключевые слова: престиж, военная служба, военно-патриотическое воспитание.

 

В современных социально-экономических условиях проходят дальнейшие преобразования в российских Вооруженных Силах. Они влияют не только на функционирование института военной службы и самих Вооруженных Сил РФ, но и на многие социальные процессы, происходящие в жизни нашего общества.

Согласно планам военной реформы, начавшейся в 2008 г., к 2015 г. были созданы современные, мобильные, хорошо подготовленные, оснащенные новейшими образцами вооружений и военной техники вооруженные силы, способные адекватно реагировать на все возможные угрозы. Результаты реформы сказались на качестве деятельности вооруженных сил, различных сторонах жизни общества и его институтов, многих социальных процессах и явлениях. В том числе они отразились и на повышении социальной значимости военной службы в Вооруженных Силах РФ, ее престиже, системе и подходах к военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В Послании Федеральному собранию в 2015 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что именно в гражданской ответственности, в патриотизме консолидирующая база нашей политики. Перед нами не раз вставал принципиальный, судьбоносный выбор пути дальнейшего развития. И очередной такой рубеж мы прошли в 2014 г., когда состоялось воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Россия в полный голос заявила о себе как сильное самостоятельное государство с тысячелетней историей и великими традициями, как нация, которая консолидирована общими ценностями и общими целями . Несомненным является то, что свой вклад в данное событие внесли и Вооруженные Силы России («вежливые люди»). Данное событие стало и причиной национального подъема, повышения патриотизма населения всех возрастов, престижа военной службы и хорошей основой для военно-патриотического воспитания молодежи.

Определение понятию «военная служба» дано в Федеральном законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», который определяет ее - как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях, органах, воинских подразделениях и создаваемых на военное время специальных формированиях1.

1 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.

Вооруженные Силы РФ являются основным элементом военной организации государства и социальным институтом, где проходят социализацию большая часть молодежи мужского и женского пола. Сам престиж военной службы оказывает влияние на различные социальные группы и особенно молодежь, с точки зрения профессиональной ориентации и выбора профессии, на характер военно-патриотического воспитания молодежи. В свою очередь, военно-патриотическое воспитание молодежи также влияет на формирование в сознании молодых людей положительного образа Вооруженных Сил России и самой профессии военнослужащего, оказывает воздействие на выбор военной профессии молодыми людьми в будущем и желание служить Отечеству.

Следует отметить, что между престижем военной службы и военно-патриотическим воспитанием молодежи существует прямая взаимосвязь и взаимозависимость. Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью военно-патриотического воспитания является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Реализации целей военно-патриотического воспитания способствовало принятие в 2014 г. Концепции патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на период до 2020 г.

Что касается престижа военной службы, то он как социальное явление формируется и изменяется в социальной среде в зависимости от множества факторов и условий различного характера: экономических, политических, духовных и собственно социальных. Он обусловлен процессами социального взаимодействия, ценностями и отношениями, преобладающими в обществе.

В научной литературе под престижем обычно понимают соотносительную оценку какого-либо социального объекта (индивида, группы, института), разделяемую членами данного общества на основании определенной системы ценностей . При определении понятия «престиж военной службы» необходимо учитывать общее определение социального престижа и объективную природу данного явления, а также особенности вооруженных сил как социальной системы. Таким образом, под престижем военной службы мы будем понимать - сравнительную оценку значимости института военной службы, основанную на системе общественных ценностей, закрепленную в общественном сознании и определяющую его положение в общественной иерархии социальных институтов.

Вооруженные силы тесно связаны с основными сферами жизни общества: материально-производственной, политической, социальной и духовной. Следовательно, положение дел в этих сферах, их состояние во многом будут определять в общественном сознании уровень престижа военной службы в вооруженных силах и его динамику. Необходимо отметить, что престиж военной службы, как стереотип общественного сознания, сформированный на ценностной основе, имеет устойчивое во времени и не подверженное быстрым изменениям положение в человеческом сознании.

Итак, престиж военной службы в вооруженных силах может быть как основным, так и побочным продуктом деятельности, но он не всегда искусственное психологическое образование. Целенаправленное влияние на формирование и положительную динамику в обществе престижа военной службы в Вооруженных Силах со стороны государства в последние годы все заметнее. Есть основания полагать, что в настоящее время активные действия со стороны государственных органов по формированию престижа военной службы и положительного имиджа российской армии носят последовательный характер, что незамедлительно сказалось на его уровне. Но вооруженным силам как социальному институту, и военной службе в них, едва ли удастся соответствовать созданному респектабельному и высоко функциональному образу-представлению без обеспечения надлежащей правовой защиты военнослужащих, решения комплекса социально-экономических проблем (льготы, жилье, денежное довольствие, социальное страхование и т.д.), надлежащей рекламы военной службы и другое.

Значительным вкладом в повышение престижа военной службы и эффективности военно-патриотического воспитания молодежи в обществе способствовало создание в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге трех крупных военно-учебных центров и семи президентских кадетских училищ в различных федеральных округах. Они призваны сыграть решающую роль в формировании молодого поколения военнослужащих, не только профессионально подготовленных, но и воспитанных на ценностях патриотизма, воинской чести и высокой нравственности.

Для выявления совокупности характеристик и оценок, описывающих в общественном сознании образ российской армии и престиж военной службы в ней, автором статьи в сентябре - ноябре 2015 г. был проведен социологический опрос студенческой молодежи о том, что они думают о военной службе в Вооруженных Силах РФ1. Анализируя результаты данного исследования, автор выявил ряд интересных существенных моментов, которые хорошо иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия престижа военной службы в массовом сознании молодых граждан России. Примерно 10 % опросных листов содержали тенденциозно негативные высказывания о военной службе в армии, авторами которых в подавляющем большинстве являлись молодые люди, как правило, юноши, избегающие армейской службы. Столько же респондентов высказались об армии подчеркнуто положительно. Более информативной оказались ответы остальных опрошенных (75-80 %).

Все слова, которые первыми пришли на ум респондентам при их размышлениях о военной службе в вооруженных силах, можно разделить на три примерно равные группы: положительно, нейтрально и отрицательно характеризующие военную службу.

Среди положительных высказываний следует отметить такие понятия, как: «долг Родине», «школа мужества», «воинские традиции», «дружба», «храбрость», «честь», «защита», «патриотизм», «Отечество» и т.п. Они максимально абстрактны в отличие от конкретных высказываний, которые отнесены к третьей группе.

Нейтральными можно считать такие слова, как, например: «служба», «военкомат», «форма», «оружие», «зарядка», «взвод», «фуражка», «письма» и т.п. Эта группа носит атрибутивный характер и позволяет обывателям безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого.

1 В опросе приняли участие 120 молодых людей, в возрасте от 18 до 25 лет, 70 % из которых - студенты московских вузов. Большинство опрошенных женского пола, мужчин - 40 %. В среднем на каждый вопрос респонденты смогли написать около 20 слов (словосочетаний), время ответов не ограничивалось. Информация о том, что изучается «престиж военной службы», до респондентов не доводилась.

Третью группу составили негативно-отрицательные высказывания - «дедовщина», «беспорядок», «произвол». Причем «дедовщина» была в перечне одним из первых, вероятно ассоциативно в сознании людей это слово очень тесно связано с оценочными суждениями о современной армии.

Анализ данных позволяет сделать вывод об отношении молодежи к военной службе и уровне ее престижа в сознании современной молодежи, показывает возрастающую роль в его формировании и военно-патриотического воспитания.

Выводы социологического исследования автора подтверждают и результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, где более половины россиян одобрили идею службы в армии для своих ближайших родственников. Так, опрос показал, что в 2015 г. в поддержку службы в Вооруженных Силах России высказались 57 % опрошенных россиян (в 2014 - 53 %; в 2010 - 36 %). Скорее не поддерживают своих родственников в желании служить в армии в 2015 г. 31 % россиян. Затруднились ответить 12 % респондентов. 67 % опрошенных россиян считают, что армия дает человеку новые возможности, позволяющие найти себя, состояться в жизни1.

Подтверждением изменения мнения населения России о престиже службы в армии своих близких родственников являются и другие данные исследования ВЦИОМ, приведенные на рис. 1.
 

Рис. 1. Мнение респондентов о службе близких родственников в армии2

1 http://www.gazeta.ru/army/news. 18.02.2016.
2 http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/07/02.

Как видно из рисунка, что более 50 % опрошенных ответили положительно на вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник служил сейчас в армии?». И как свидетельствуют данные, начиная с 2012 г. наметилась положительная динамика в отношении службы в армии, а соответственно можно говорить о том, что престиж военной профессии растет.

Подводя итог, отметим, что любые содержательные размышления относительно престижа военной службы в вооруженных силах и военно-патриотического воспитания российской молодежи становятся возможными, если придерживаться социологического подхода к его анализу, видеть многогранность и неоднозначность этого явления. Престиж военной службы - это, в первую очередь, надиндивидуальное образование, существующее в общественном сознании населения. Оно является результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде, с существующими в ней определенными общественными ценностями и обусловленное множеством внешних и внутренних факторов, в том числе и состоянием военно-патриотического воспитания российской молодежи.

 

Библиографический список

1. ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.
2. Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы (философско-политологический анализ): Дис.... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1992.
3. Социологический энциклопедический словарь. М: Норма, 2007.
4. http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/07/02.
5. http://www.dosaaf.ru/component/content/article/3120.
6. http://www.gazeta.ru/army/news. 18.02.2016.
7. http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/07/02/

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 3 (58) 2016


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (15.05.2019)
Просмотров: 16 | Теги: военная служба, Престиж | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь