Воскресенье, 22.04.2018, 19:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ)

Р.П.Самусев, доктор медицинских наук, профессор, В.А.Агеева
Волгоградский государственный медицинский университет

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ)

В статье рассматриваются пути повышения эффективности учебного процесса на примере преподавания анатомии человека. Оцениваются некоторые интерактивные методы обучения (круглый стол, дискуссия), дается сравнительный анализ различным организационным методикам (метод мозгового штурма, эстафеты, методика «лабиринта» и другие), указываются перспективные пути использования лекции в учебном процессе.

Ключевые слова: анатомия; учебно-методическая работа; самостоятельная работа; лекция; интерактивные методы обучения; инновационное обучение.

 

В настоящее время преподавание анатомии невозможно без внедрения новых образовательных технологий, уделяющих особое внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию инновационных дидактических систем. Образовательный процесс постоянно пополняется новыми информационными технологиями, обеспечивающими компетентностный подход в преподавании учебных дисциплин и, в частности, анатомии [2; 5].

В век информационных технологий особую актуальность приобретает научная организация самостоятельной работы студентов (СРС) [3; 7; 8]. В условиях непрерывной интенсификации образовательной деятельности крайне важным представляется научный подход к отбору информации с учётом её теоретической и практической значимости. Этот аспект инновационной формы работы на кафедре анатомии и физиологии проявляется в выделении информации на «выживаемость знаний», «сохранность знаний», «остаточность знаний». Для решения этой задачи на кафедре выпущен ряд учебных пособий по различным разделам анатомии [7; 8; 5; 6; 4].

Главной составляющей в учебно-воспитательной работе профессорско- преподавательского состава (ППС) кафедры всегда было стремление не только к овладению инновационными образовательными технологиями, но и самое деятельное участие в развитии новых дидактических систем.

Современные образовательные системы призваны способствовать решению задач, стоящих перед высшей школой: готовить высококвалифицированных специалистов различных областей знаний, способных к ответственной и эффективной деятельности по своей специальности на уровне мировых стандартов.

Классическая организация учебно-методической работы по дисциплине «Анатомия человека» определяется с учетом технологических преобразований в различных направлениях науки, непрерывным поиском оптимального соотношения информатизации обучения и непосредственной передачи знаний от учителя к ученику. В педагогической практике нами используется метод анализа конкретной ситуации, в котором студенты обрабатывают схемы анализа ситуационных задач, вырабатывают практические навыки сбора информации, кейс-метод и другие интерактивные формы обучения [1].

Для решения воспитательных и педагогических задач преподавателем при изучении анатомии человека могут быть использованы различные интерактивные методы обучения:

• круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать свои мысли, аргументировать соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения;

• дискуссия - это всестороннее коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы или сопоставления информации, идей, мнений, предложений. Во время дискуссии студенты могут дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором, дискуссия приобретает характер спора.

В проведении дискуссии могут использоваться различные организационные методики:

• метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Мозговой штурм - это новаторский метод решения поставленных преподавателем вопросов, который заключается в максимуме предложенных ответов за короткий отрезок времени, при этом любые оценки ответов откладываются на более поздний период (отсутствие критики). Основной задачей мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества ответов, к оценке которых привлекается целая группа студентов, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему;

• метод «лабиринта» - вид дискуссии, который иначе называют методом последовательного обсуждения. Обсуждению подлежат все предложенные ответы, даже неверные;

• метод эстафеты, когда каждый заканчивающий выступление студент может передать слово тому, кому считает нужным;

• метод «вопрос-ответ» - разновидность простого собеседования. Отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога;

• метод «обсуждения вполголоса» - эта методика предполагает проведения дискуссии в микрогруппах (2-3 человека), после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками;

• кейс-метод - инновационный метод, учитывает особенности предмета и формирует необходимые знания, умения, навыки. Эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению темы, также продуктивен при освоении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой впоследствии будут рассматриваться на лекции.

Важнейшей формой обучения на кафедре является лекция. Секрет ее «долголетия» в том, что заменить живое общение лектора со студентами не удается даже ставшему столь популярным среди молодежи Интернету. В учебном процессе необходимо использовать все современные лекционные формы в рамках инновационного обучения: проблемная лекция («размышления лектора вслух», представление нового материала в виде проблемных задач и поиск средств к ее разрешению); лекция-визуализация (с эффективной реализацией принципа наглядности); лекция вдвоем (при которой моделируется ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога, например, вопросы в области общей миологии и лечебной физкультуры).

Действенным направлением оптимизации учебного процесса является междисциплинарная интеграция кафедры анатомии и физиологии с другими кафедрами (теории и истории физической культуры и спорта, теории и методики адаптивной физической культуры, спортивной медицины, кафедр спортивного профиля) в решении дидактических, а также научных проблем конституциологии, артрологии, миологии, анатомии центральной нервной системы, функциональной анатомии органов зрения и слуха, сердечно-сосудистой системы, мочевой системы и ряда других.

Совершенствованию и внедрению инновационных педагогических технологий в вузе способствует непрерывное самообразование ППС, проведение тематических учебно-научно-методических конференций, дней кафедр, тематических выставок учебно-методической литературы, работа научно-фундаментальной библиотеки, посещение сотрудниками лекций заведующих кафедрами при полном техническом оснащении их для мультимедийного сопровождения, систематическое издание учебных и методических материалов сотрудников [7; 8; 5; 6; 4].

Перспективы в повышении эффективности учебного процесса при изучении анатомии представляются в дальнейшей разработке и внедрении новых образовательных информационных технологий с учетом существующих мировых стандартов в области образования, науки, менеджмента качества, а также с учетом традиций отечественного высшего образования.

Литература

1. Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Артюхин А.И. Положение об интерактивных формах обучения: учебное пособие. - Волгоград: ВолгГМУ, 2012. - 40 с.
2. Новак Н.А., Попов Ю.В., Подлеснов В.Н. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в ВУЗе: учебное пособие. - Волгоград: РПК «Полетехник», 2007. - 316 с.
3. Самостоятельная работа студентов на кафедре анатомии человека: учебное пособие для студентов медико-биологического профиля / А.И. Краюшкин [и др.]. - Волгоград: Перемена, 2007. - 60 с.
4. Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. - М.: Мир и Образование, 2016. - 768 с.
5. Самусев Р.П., Зубарева Е.В. Атлас функциональной анатомии человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры и спорта. - М.: Оникс; Мир и Образование, 2010. - 768 с.
6. Самусев Р.П., Сентябрев Н.Н. Анатомия и физиология человека: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Мир и Образование, 2013. - 576 с.
7. Самусев Р.П., Полеткина И.И. Анатомия человека: лекционный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений спортивного профиля. Ч. I. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 107 с.
8. Самусев Р.П., Полеткина И.И. Анатомия человека: лекционный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений спортивного профиля. Ч. II. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 81 с.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (22) - 2017

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (30.01.2018)
Просмотров: 142 | Теги: анатомия учебно-методическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь