Вторник, 06.12.2016, 20:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Н.М.Денисова

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Представлены проблемы налоговой системы и возможные пути её совершенствования.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое администрирование, Налоговый кодекс РФ.

 

Налоговое администрирование - это установленное законом управление налоговым процессом со стороны. Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс чрезвычайно ёмко по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учётно-аналитических, отчётных правил, документов, и многое другое. Оно занимает ведущее место в системе управления экономикой. Налоговое администрирование в целом, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль - это управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить его на весь налоговый механизм. Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции и Налоговом кодексе Российской Федерации. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов РФ и Методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству, и всё это - в момент её введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестаёт отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные её элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны, с её прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности, трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырёхлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным пяти годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, следовательно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходах. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране, в общественном производстве.

Проблемы в области налогового администрирования можно сгруппировать следующим образом:

1. Проблемы правого характера. Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во-первых, слишком неустойчиво, во-вторых, запутанно и противоречит в определённой части экономическим реалиям. В-третьих, налоговое законодательством РФ, а точнее вносимые в него изменения, часто подвержены субъективным причинам. Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам, и всем налогоплательщикам налоговых схем. Одной из распространённых в настоящее время является зарплатная схема, позволяющая «уводить» доходы от обложения социальным налогом. Это ведение двойной бухгалтерии, т.е. выдача части заработной платы в конвертах. При этом на законодательном уровне предусмотрена система санкций за неполную уплату налога, но доказать, что в какой-то конкретной организации заработная плата выплачивается в конвертах практически невозможно. Слабые стороны также содержит процедура администрирования НДФЛ в отношении доходов физических лиц при сдаче имущества в аренду.

2. Проблемы организационного характера. Как уже было отмечено ранее, налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:
- наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
- наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;
- скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении двух последних перечисленных факторов существуют серьёзные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогоплательщиками.

Среди наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы можно выделить следующие:

1. Структурно-организационное несовершенство, сложность и противоречивость нормативной базы, несовершенство правотворческой и правоприменительной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области налогового законодательства, нестабильность налоговой системы.

2. Высокий уровень финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, многократно увеличивающий налоговое бремя в результате контрольной работы налоговых органов в связи с непреднамеренными ошибками в исчислении налогов.

3. Значительный (хотя и сопоставимый в международном масштабе) уровень налогового бремени, формируемого за счёт прямых налогов.

4. Высокая доля косвенных налогов в составе цены реализуемой продукции, уменьшающая потребительский спрос и затрудняющая сбыт продукции.

5. Слабо выраженная стимулирующая функция налоговой системы.

6. Ярко выраженная фискальная функция налоговой системы, направленная посредством контрольной работы налоговых органов, прежде всего на добросовестных налогоплательщиков, способных исполнять налоговые обязательства перед бюджетом. Функции налогов могут быть успешно реализованы только при соответствующем построении налоговой системы. Легальный характер платежей и хозяйственная самостоятельность плательщиков - обязательные свойства, родовые признаки налоговой системы.

Сформулированные основные функции налогов позволяют рассматривать налоговую систему как элемент внешней среды или макросреды предприятия. Констатация этого факта подводит нас к проблеме учёта влияния данного элемента внешней среды на деятельность предприятия и выработки адаптационных управленческих решений, целью чего является в стратегическом смысле достижение конкурентного преимущества предприятия на рынке.

Конкурентное преимущество предприятия - это его превосходство, высокая компетентность в какой-либо области деятельности или в выработке товаров по сравнению с конкурентами. Фактором конкурентного преимущества является конкретный компонент внешней (а также внутренней) среды предприятия, по которому оно превосходит конкурентов.

Одним из таких факторов экономической сферы макросреды предприятия является характер его налогообложения. При разработке данного стратегического фактора конкурентного преимущества по макросреде следует помнить, что внешняя среда характеризуется:
- взаимосвязанностью факторов (уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы);
- сложностью (многообразием и числом факторов, на которые предприятие обязано реагировать);
- подвижностью (скоростью, с которой происходят изменения в окружении);
- неопределённостью (функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации).

Таким образом, определение налоговой системы в качестве элемента внешней среды предприятия обусловливает необходимость количественной и качественной оценки её влияния на предпринимательскую деятельность с целью обеспечения принятия оптимальных решений в сфере управления предприятием, направленных на оптимизацию его функционирования в условиях рынка.

В связи с этим актуальной остаётся задача - обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным разрешением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

Понятно, что взвешенная налоговая политика играет особую роль. Наряду с фискальной функцией налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям, налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требуют изменения механизм и целевая направленность налогов, пути оптимизации налоговой системы России.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. О создании Федерального казначейства: Указ президента от 1 декабря 2004 г. № 703 (в ред. 02.12.2013 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Налоги и налогообложение /под ред. Л.А. Крамаренко, М.Е. Косова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 576 с.
5. Теория налогообложения /под ред. И.А. Майбуров, A.M. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (12.04.2016)
Просмотров: 401 | Теги: налоги | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016