Четверг, 23.11.2017, 14:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Е.В.Архангельская

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Статья посвящена возможностям создания базы данных о похищенных культурных ценностях в программе Microsoft Access с последующей обработкой информации и создания отчетности. Приводятся сведения об электронных системах, содержащих данные об утраченных предметах искусства.

Ключевые слова: кража культурных ценностей, учет пропавших предметов искусства, электронные базы данных, запросы, отчетность.

 

В юридической и правовой деятельности для анализа сложившейся ситуации необходимо учитывать большой объем различных данных, например, о состоянии преступности, о раскрываемости преступлений и т.п. В большинстве случаев собираемая информация подвергается статистической обработке1. Хранение данных и последующая обработка предполагает их представление в компьютерном виде с использованием систем управления базами данных.

Рассмотрим конкретную правовую область — кражу произведений искусства из музеев нашей страны за последние несколько лет. По всему миру кража музейных ценностей получила огромное распространение во второй половине XX в., когда стоимость художественных произведений стала достигать нескольких миллионов долларов. Заполучить музейный экспонат можно только путем кражи, т.к. в большинстве стран действует запрет на продажу музейных фондов.

В России большой резонанс получило обнаружение пропажи более 200 экспонатов из Эрмитажа — главного музея страны. В связи с этим президент страны В.В. Путин распорядился провести тотальную ревизию всех музеев России, для чего поручил создать специальную комиссию, в которую вошли сотрудники силовых ведомств и Министерства культуры РФ. Результатом деятельности комиссии стал отчет Счетной палаты РФ и опубликованная в 2008 г. сводная аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обеспечения Правительством Российской Федерации финансовых и иных условий, необходимых для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности». В ней, в частности, предоставлены сведения о том, что за последние 15 лет в России украдено около 60 тыс. предметов старинного искусства примерной стоимостью 1 млрд долл. США.

Возникает необходимость учета похищенных ценностей. Учитывая большой объем информации и современное развитие способов хранения и обработки данных, специальные ведомства создают компьютерные базы данных и используют Интернет для того, чтобы оповестить весь мир о случившихся кражах. Так, Интерпол создал единую базу данных по похищенным и утраченным культурным ценностям, которая хранится в Генеральном секретариате Интерпола и в которой содержатся подробная информация о предметах и их фотографии. В 2009 г. Интерпол открыл доступ к базе данных похищенных произведений искусства. До этого доступ к сведениям осуществлялся только спецслужбами. Ежегодно на ее учет ставятся похищенные в России предметы, представляющие культурную ценность.

В России поиском похищенных культурных и исторических ценностей занимается отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей Министерства культуры РФ. В 2005 г. была создана Электронная регистрационно-поисковая автоматизированная система (ЭРПАС), где содержатся подробные описания украденных шедевров. В августе 2010 г. Роскомнадзор внес сведения о системе ЭРПАС в реестр федеральных государственных информационных систем. В системе зарегистрированы факты пропажи, хищения и утрат культурных ценностей, в т.ч. вывезенных во время Второй мировой войны, а также находящихся в розыске по международным запросам. Также в базе хранятся описания предметов, находящихся в розыске и запрещенных к вывозу из страны. В 2012 г. вступил в силу приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры РФ государственной услуги «Регистрация фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организация и обеспечение оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах», п. 4 которого гласит: «С целью учета пропавших, утраченных или похищенных культурных ценностей формируется электронная база данных, в которую заносится информация о факте пропажи, утраты или хищения культурных ценностей», а в п. 5 говорится, что «информация о пропаже, утрате или хищении культурных ценностей распространяется органами 236 Минкультуры России через СМИ, в том числе сеть Интернет»2.

На основе сведений ЭРПАС и электронной базы данных Интерпола в 2006-2010 гг. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура была реорганизована в 2011 г., ее функции ныне переданы Министерству культуры России) было издано 7 каталогов серии «ВНИМАНИЕ, РОЗЫСК! Нет криминалу на антикварном рынке». Издания содержат описания и изображения предметов, находящихся в розыске, украденных из музеев, частных коллекций и у частных лиц. Так, например, третья часть каталога содержит информацию находящихся в розыске орденах, медалях и нагрудных знаках императорской России, СССР, Российской Федерации и других государств, ч. 4 предназначена для широкого круга людей, интересующихся книжными ценностями, находящимися в розыске. Ознакомиться с каталогами в электронном виде можно на сайте http:// rusculturexpertiza.ru, в разд. «Внимание, розыск!». Также на официальном сайте Министерства культуры РФ http://mkrf.ru/rozysk/?PAGEN_1=1 публикуются данные о поиске пропавших и похищенных культурных ценностях.

За последние 2 года наметилась тенденция снижения активности появления информации о кражах произведений искусства из российских музеев. Если еще в 2009-2011 гг. в периодических изданиях печатались разоблачительные статьи об организации охраны музеев, а на телевидении появлялись телепередачи, рассказывающие о катастрофических утратах экспонатов, которые скрывались сотрудниками музеев, то в 2013-2014 гг. такие данные в СМИ и сети Интернет появляются гораздо реже. На сайте http://mkrf.ru/rozysk/ отражены 7 случаев пропаж культурных ценностей, из них только один случай кражи из музея — это кража 5 картин Исаака Левитана общей стоимостью более 77 млн руб. из Мемориального дома-музея И.И. Левитана в Плесе, остальные кражи были произведены из частных коллекций, частных мастерских и т.п. В сети Интернет за 2014 г. появлялись сведения о кражах из небольших сельских музеев, которые чаще всего были раскрыты «по горячим следам».

Перейдем непосредственно к компьютерной обработке данных и созданию база данных в системе Microsoft Access в рассматриваемой области. В программе Access данные хранятся в виде таблиц3. Каждая таблица, как и любой объект базы данных, имеет имя. Столбцы таблицы называются полями, каждое поле имеет имя. В нашем случае основной таблицей является таблица, содержащая данные о похищенных музейных экспонатах, поля таблицы являются характеристиками утраченного предмета. Таблица может состоять из следующих полей: Название предмета, Автор, Тип, Регион, Дата кражи, Изображение. Охарактеризуем некоторые поля. В поле Тип указывается принадлежность предмета к некоторой категории, например, картины, оружие, украшение и т.п. В поле Автор записывается, например, художник картины, скульптор, автор книги и т.п. В поле Изображение вставляется фотография украденного экспоната. Таким образом, собранные данные могут быть представлены в виде табл. 1 с именем Предметы, фрагмент которой приведен ниже:

Таблица 1
Данные о похищенных экспонатах


В рассматриваемой базе данных для эффективной работы необходимо создать, как минимум, еще 2 основные таблицы: таблицу Виды предметов, в которой отдельно хранятся виды предметов в поле Категория, и таблица Регионы с полем Регион, содержащим регионы РФ, в которых произошла кража. Такое выделение в отдельные таблицы необходимо для подведения итогов, группировки и статистической обработки данных.

На основе таблиц в СУБД Access создаются новые объекты — формы, запросы, отчеты, требующиеся для просмотра и обработки данных. Для того чтобы наглядно ознакомиться с информацией, содержащейся в таблице, создаются такие объекты, как форма. Так, например, табл. 1 имеет поле Фотография, в которое помещено изображение предмета, это поле не приведено в таблице выше, т.к. содержит только ссылку на фотографию, сама фотография отображается на форме (рис. 1).

 
Рис. 1. Форма для просмотра информации об украденных экспонатах

При создании простых форм, подобной той, которая представлена на рис. 1, на экране отображается только один объект. Для более удобного просмотра целесообразно компоновать объекты по какому-либо признаку для одновременного отображения на экране, например, отображать предметы только определенной категории или только заданного региона. Если создание простой формы не представляет особых сложностей, то для более сложных сервисов нужно использовать различные объекты и иметь навыки программирования на языке Visual Basic для Microsoft Access.

Рассмотрим этапы создания формы, с помощью которой выбирается категория предмета, и затем на ней будут отображать предметы соответствующего типа, например, только иконы или только картины. В первую очередь необходимо создать главную форму с именем, например, Form1, и на нее в режиме конструктора вставить выпадающий список для выбора категории предмета из таблицы Виды предметов, для этого в свойстве Источник строк списка нужно записать выражение SELECT [Виды предметов].Категория FROM [Виды предметов] в этом случае в выпадающем списке будут отображаться категории предметов: Картины, Иконы, Монеты, Награды и т.п. Каждый элемент на форме имеет имя, допустим, выпадающий список получит имя ПолеСоСписком0.
Следующий шаг — создание запроса с именем Запрос1, в котором будут содержаться предметы той категории, которая выбрана из списка. Для этого в запрос помещаются поля Название, Автор, Фотография, Категория из таблицы Предметы, и на поле Категория накладывается условие отбора [Forms]![Form1]![ ПолеСоСписком0], которое означает, что категория соответствует отображаемой в данной момент в списке ПолеСоСписком0 формы Form1. Следующим этапом на основную форму Form1 следует вставить т.н. подчиненную форму, отображающую поля Название, Автор, Фотография из созданного ранее запроса. Последним шагом необходимо выполнить обработку выбора значения из списка, которая заключается в том, что при выборе другой категории обновляются данные подчиненной формы, т.е. отображаются предметы соответствующей категории. Для этого в событие Изменение выпадающего списка ПолеСоСписком0 нужно записать процедуру обработки события, описываемую следующим программным кодом на языке Visual Basic

Private Sub ПолеСоСписком0_Change() [Подчиненная форма Запрос1].Form.Requery End Sub.

 
Рис. 2. Форма для просмотра экспонатов по категориям

Аналогичную форму можно создать для просмотра предметов по регионам.

Для отчетности в СУБД Access создаются такие объекты, как Отчеты, предназначенные для распечатки данных4. В Отчете можно предоставить все данные, сгруппировать данные по какому-либо признаку, подвести статистику в виде диаграмм и т.д. Рассмотрим создание Отчета с диаграммой, которая отображает число украденных ценностей по регионам. В основной таблице (см. табл. 1) может содержаться поле Количество, если в сводке о кражах указаны общие цифры без названий предметов, например, «древние иконы в количестве пяти штук», или «два ордена Красного Знамени» и т.п. Если указан конкретный предмет, то значение этого поля не заполняется. Для построения диаграммы следует подсчитать количество всех украденных музейных экспонатов в каждом регионе, поэтому сначала нужно создать запрос с именем, например, Запрос2, в котором провести вычисления. В запрос помещаются поля Название, Регион, Количество из таблицы Предметы. Если поле Количество не заполнено, то это означает, что такой предмет один. Для подсчета предметов необходимо создать в запросе новое поле Дополнительно, значение которого равно 1, если поле Количество не содержит значение, в противном случае совпадает со значением поля Количество. Поле Дополнительно задается выражением Ш([Предметы]![Количество] Is Null;1; [Предметы]![Количество]).

Здесь процедура Requery производит обновление данных подчиненной формы. Результатом проделанной работы является форма, представленная на рис. 2.
 
На основе запроса создается отчет с диаграммой, отражающей количество похищенных музейных ценностей по регионам. Диаграмма вставляется в отчет в режиме Конструктора, построение диаграммы осуществляется на основе полей Регион и Дополнительно запроса Запрос2 и, чтобы найти общее количество по каждому региону, в итоговых операциях поля Дополнительно нужно выбрать операцию Sum. Пример созданного отчета с круговой диаграммой представлен на рис. 3. Отметим, что диаграмма построена на основе выборочных данных об украденных музейных экспонатах в 2014 г., занесенных в базу данных и используемых для написания статьи.


Рис. 3. Круговая диаграмма, отражающая количество музейных ценностей по регионам

Таким образом, создание базы данных подобной той, которая описана в статье, позволяет хранить данные в компьютерном виде, осуществлять оперативный доступ к ним с помощью средств компьютерной техники и проводить их аналитическую и статистическую обработку. Для этой цели можно использовать доступные средства, такие, как программа Microsoft Access.

 

1 См.: Архангельская Е.В. Методы обработки статистических данных в правовых исследованиях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 198-204.
2 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Архангельская Е.В. Пример создания базы данных для обучения работе в Microsoft Access // Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального образования в эпоху социальных реформ: сборник научных трудов Третьей Международной заочной научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Саратов, 2006. C. 14-16.
4 См.: Варламова Е.В., Ересько П.В. Массовая рассылка юридических документов средствами текстового процессора // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 204-210.

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (26.05.2017)
Просмотров: 107 | Теги: база данных | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь