Пятница, 22.06.2018, 21:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Предпринимательская деятельность в детско-юношеском спорте

С.И.Изаак

Предпринимательская деятельность в детско-юношеском спорте

Аннотация. В статье рассмотрены основные источники инвестиций организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Проведен анализ востребованности платных услуг в системе подготовки спортивного резерва.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, детско-юношеский спорт, спортивный резерв, платные услуги, государственно-частное партнерство.

 

Основным элементом развития общества выступает человеческий фактор, формирование и развитие которого осуществляется посредством инвестиций в человеческий капитал [11]. При этом человеческий капитал — совокупность запасов здоровья, знаний, умений, навыков, используемых для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Здоровье человека — капитал, который нужно сохранять и преумножать на протяжении всей жизни, занимает ключевую позицию в иерархии его потребностей [5]. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия является качественной предпосылкой настоящей и будущей самореализации молодых людей, способности эффективного освоения учебной и профессионально-трудовой деятельности, высокой общественно-политической и творческой активности [2, 9, 6]. Сохранение и приумножение этого капитала осуществляется через приобщение молодых людей к здоровому образу жизни, вовлечение в систему физкультурно-спортивного воспитания [1].

Инвестирование в человека осуществляется в целях повышения его способности зарабатывать в будущем. Все затраты, направленные на формирование и развитие человеческого капитала, являются вложением в благосостояние общества. Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются такие виды деятельности, как образование (может состоять в получении среднего, высшего, послевузовского образования) и обучение (напр., приобретение специальных навыков для определенного вида деятельности). К инвестициям в человеческий капитал можно отнести и расходы, направленные на подготовку спортивного резерва.

Основными источниками инвестиций организаций [10], осуществляющих спортивную подготовку, являются:
— ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, предоставляемые на безвозмездной основе;
— собственные финансовые средства (прибыль, накопления и т.п.), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки и т.п.) и привлеченных средств (средства от предоставления платных образовательных услуг; услуг, полученных от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за организацией на праве оперативного управления и иной деятельности) .

Так, по данным формы статистического наблюдения № 5-ФК за 2014 г. «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» сумма средств, полученная от учредителя, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов управления образованием всех уровней, муниципального образования, ведомств, внебюджетных источников, израсходованная спортивными организациями на осуществление деятельности за отчетный год в целом (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ЦСП, другие организации) составляет 121722088,2 тыс. рублей. При этом сумма средств ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, полученных за счет внебюджетных источников, составляет 3995827, 2986473 и 283488 тыс. рублей соответственно (рис. 1). Внебюджетными источниками финансирования в спортивных школах могут быть поступления от продажи населению платных физкультур- но-спортивных услуг, от консультационной деятельности, от проведения обследования спортсменов с целью формирования программ спортивной подготовки, от оказания услуг сдачи помещений в аренду и др.

На протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция увеличения доходов от реализации платных физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных услуг.

Так, в статье 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» дается определение платной образовательной услуги. В соответствии со статьей, «платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Рис. 1. Финансовая деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку в (в тыс. рублей) (ФБ - федеральный бюджет, БС - бюджет субъектов РФ, МБ - муниципальный бюджет, ВБ - внебюджетные источники)

Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями» [14] .

Анализ востребованности платных услуг в системе подготовки спортивного резерва показал следующее (по данным за 2014 год):
1. Поступило средств от предоставления платных услуг, тысяча рублей: всего — 13375358, в том числе ДЮСШ — 6922481,1; СДЮШОР — 4389163,4; УОР — 452690,8.
2. Численность занимающихся в платных группах (количество человек) составляет 80683, в том числе ДЮСШ — 47845; СДЮШОР — 21758.
3. Наибольшая заполняемость платных групп наблюдается в таких видах спорта, как «Плавание» (30577 чел.), «Спортивная гимнастика» (5971 чел.), «Художественная гимнастика»(5905 чел.), «Дзюдо» (5008 чел.), «Фигурное катание на коньках» (3948 чел.) (табл. 1). В сравнении с общим количеством занимающихся данными видами спорта это составляет 15,8%, 8,7%, 7,7%, 3,1% и 12,6% соответственно.

Таблица 1.
Численность занимающихся в платных группах по видам спорта

Следует отметить, что в настоящее время практически каждая спортивная школа предлагает набор платных физкультурно-спортивных услуг, т.е. выступает субъектом рыночных отношений. Кроме того, объем бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению на осуществление уставной деятельности, находится в прямой зависимости от количества учащихся, что означает включенность в конкурентную борьбу за каждого потребителя физкультурно-спортивных услуг. В условиях коммерциализации и глобализации деятельность физкультурно-спортивных организаций все больше направлена на поиск дополнительных источников доходов [12, 13] .

Одной из задач государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии детско-юношеского спорта. Государственная инвестиционная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы ее эффективная реализация на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) способствовала не только увеличению затрат государства на подготовку спортивного резерва, но и активному привлечению частных инвестиций.

В этой связи в рамках экономической глобализации возрастает необходимость активизации отношений между государством и частным бизнесом. Активизация этих отношений возможна через дальнейшее развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) [3]. В настоящее время необходимо разработать и внедрить такие механизмы государственно-частного партнерства в сфере детско-юношеского спорта, которые стали бы эффективной формой взаимодействия длительного характера между государственным и частным сектором с разделением рисков, расходов и доходов [4].

Особое значение проекты ГЧП имеют на муниципальном уровне. Так, по данным формы № 5-ФК за 2014 г. сумма средств, израсходованная спортивными организациями (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР) на осуществление деятельности за отчетный год, в целом составляет соответственно 3234199 тыс. рублей (федеральный бюджет), 37888047 тыс. рублей (бюджет субъекта РФ) и 53677595 (муниципальный бюджет) тыс. рублей (рис. 1). На долю городов и поселков приходится также основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области физической культуры и спорта. При этом главная проблема, с которой сталкиваются власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов. Поэтому привлечение частного капитала к решению насущных социально-экономических задач на уровне местного самоуправления стало обычной практикой не только в нашей стране, но и во всем мире [7, 8] .

Литература:

1. Изаак С. И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2004.— № 3.— С. 20.
2. Изаак С. И., Кабачков В. А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде // Дополнительное образование и воспитание. — М., 2004.— № 8.— С. 44-48.
3. Изаак С. И. Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта // Управление собственностью: теория и практика. — М.: Современная экономика и право, 2011.— № 2.— С. 25-28.
4. Изаак С. И. Разработка предложений по использованию механизмов государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта с учетом приоритетного развития малого и среднего предпринимательства: Мат-лы Всероссийской конференции с международным участием «Механизм государственно-частного партнерства в развитии кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий». — Ульяновск: УлГУ, 2011.— С. 34-41.
5. Изаак С. И. Социально-экономические, демографические аспекты развития человеческого потенциала Российской Федерации и Турецкой Республики // Человеческий капитал.— 2016.— № 2 (86) .— С. 74-77.
6. Изаак С. И. Развитие студенческого спорта в России // Человеческий капитал. — 2016. — № 5 (89) . — С. 43-45.
7. Изаак С. И., Балунова Н. В., Власов А. А. Развитие субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации: монография. — М.: Информполи- граф, 2012.— 180с.
8. Изаак С. И., Власов А. А. Определение перспективных направлений поддержки малого предпринимательства в городе Москве // Экономика. Управление. Право. — М.: Изд-во «ИНГН», 2013.— № 1 (37) .— Т. 1.— С. 9-12.
9. Изаак С. И., Володкович С. Л. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии // Человеческий капитал.— 2016.— № 5 (89) .— С. 8-10.
10. Изаак С. И., Чернышов С. А. Инвестиционная стратегия предприятия: монография. — М.: Алвиан, 2012.— 180с.
11. Паршикова Н. В., Изаак С. И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. — 2016.— № 4 (88) .— С. 10-12.
12. Побыванец В. С., Изаак С. И. Физкультурно-спортивная организация высшего учебного заведения в условиях коммерциализации и глобализации (на примере физкультурно-оздоровительного комплекса РУДН»): Мат. Межд.научно-практ. конференции «Стратегии успешного менеджмента — ключевой фактор экономического успеха физкультурно-спортивной организации (федерации, клуба)». — М.: Советский спорт, 2008.— С. 121-129.
13. Побыванец В. С., Изаак С. И. Спортивный менеджмент: учебное пособие/ Гриф УМО.— М.: Изд-во «Физическая культура», 2009.— 144с.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] . — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.05.2016).

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.05.2018)
Просмотров: 29 | Теги: детско-юношеский спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь