Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕД

А.В.Афанасьев, профессор кафедры огневой подготовки Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск), кандидат педагогических наук
Я.А.Павлова, преподаватель кафедры иностранных языков Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)
А.Г.Литвиненко, доцент кафедры огневой подготовки Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»)

В статье реконструированы социально-исторические условия развития государства в период с 1917 года по настоящее время как исторические предпосылки организации и последовавшей затем реорганизации содержания профессионального образования в школьно-курсовой системе советской милиции (впоследствии - образовательных организаций системы МВД). Основное внимание в исследовании было уделено анализу содержания учебной дисциплины «Огневая подготовка» («Военное (стрелковое) дело») в различные периоды развития системы ведомственного образования как одной из дисциплин, отражающих прикладную направленность профессионального обучения сотрудников милиции (полиции).

Ключевые слова: советская милиция, сотрудники органов внутренних дел, профессиональное образование, задачи профессионального образования, огневая подготовка, содержание методик.


Историко-педагогические исследования сохраняют актуальность для отечественной педагогики, так как способствуют наработке необходимой научно-теоретической базы, на основе которой осмысливаются современные проблемы, разрабатываются новые научные теории и значительно расширяется функция прогнозирования (научное обобщение, абстракция и идеализация). Ввиду этого в контексте совершенствования системы профессионального образования сотрудников правоохранительных органов значение этих исследований трудно переоценить.

В процессе проведения историко-педа- гогического исследования учитывается уникальность и неповторимость рассматриваемой исторической эпохи, события которой отражаются на развитии отечественной педагогической мысли, состоянии и системе образования, и наоборот. [3, с. 55]

Становление и развитие содержания образования в учебных заведениях правоохранительной системы всегда происходило в соответствии с требованиями государства и с учетом целей и задач, стоящих перед правоохранительными органами. Этот процесс протекал в контексте историко-политиче- ских, социальных, культурных и экономических условий в советском государстве и научных подходов к содержанию профессионального образования в отечественной педагогике.

Наряду с изучением общих закономерностей становления и развития профессионального образования в системе органов внутренних дел, акцент исследования был смещен в сторону учебной дисциплины «Огневая подготовка» (ранее - «Военное (стрелковое) дело») как одной из дисциплин, в которой наиболее наглядно отражаются тенденции развития как общих, так и специальных педагогических средств и методов профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел.

В первые годы после революции главная цель нового правительства заключалась в укреплении позиций власти большевиков. В связи с этим институт образования официально рассматривался как инструмент борьбы за социализм и укрепление результатов революции. В плане профессионального образования надлежало создать такого специалиста, который бы активно содействовал строительству нового коммунистического общества и при этом не мешал реализовывать аналогичную цель другим индивидам. Однако вскоре стало очевидным, что для достижения столь глобальной цели необходимо решить более практичные образовательные задачи. По этой причине перед вновь формируемой системой образования в первую очередь были поставлены задачи по ликвидации безграмотности и повышению уровня образования и культуры среди всех слоев населения.

28 октября 1917 года НКВД постановил учредить рабочую милицию. В основу постановления Народного комиссариата внутренних дел РСФСР «О рабочей милиции» легла концепция В.И. Ленина о вооруженном народе - рабочих и крестьянах, которые должны охранять государственный порядок. В связи с этим работниками милиции в 1917 году становились трудящиеся нештатных формирований, такие как члены отрядов Красной гвардии, охранных дружин, специальных отрядов охраны и других подобных формирований. Таким образом, правовое положение милиции определялось как одна из категорий государственной службы.

Функции рабочей милиции в рассматриваемый период сводились к тому, чтобы устранить угрозу политического, идеологического или экономического характера в целях осуществления поддержки нового порядка. В силу этого все содержание профессионального образования сводилось к ознакомлению работников милиции с базовыми инструкциями относительно их обязанностей, прав и полномочий. Специальных заведений, где можно было бы получить требуемую профессиональную подготовку, предусмотрено не было. Вместо них стихийно организовывались нецентрализованные краткосрочные курсы без каких-либо четких рабочих программ, учебных планов и, соответственно, учебно-методической базы. Слушателям таких курсов предлагались готовые знания, которые надлежало применить на практике в рамках профессиональной деятельности.

Объективные условия возникновения и деятельности советской милиции предопределили становление и развитие методики обучения стрельбе из огнестрельного оружия. Учитывая, что милиция представляла собой военизированную организацию, вполне объяснимо, что изначально за основу обучения стрельбе были приняты методики, применяемые в армии. Но в скором времени произошла переориентация методологических подходов к обучению милиции стрельбе в сторону использования более индивидуально ориентированных методик спортивной стрельбы. Вызвано это было качественными изменениями в конструкциях современных образцов стрелкового оружия, обусловившими переход в конце 1920-х годов от системы коллективного огня к подготовке «отличного индивидуального стрелка». Тактика ведения огня в бою была такова, что рядовой боец получал все больше самостоятельности в действиях, что требовало от него высокого качества стрелковой подготовки.

Стоит отметить, что в этот же период происходил и обратный процесс: реализовалась идея «военизации» спортивной стрельбы в целях подготовки стрелка, которого затем уже легко можно сделать боевым стрелком. [1, с. 43]

В следующие два десятилетия после Октябрьской революции (1920-е - 1930-е гг.) при разработке содержания образования в целом в его основу, по решению советского руководства, закладывались идеи марксизма- ленинизма. Образовательная политика в этот период основывалась на главных понятиях материализма, диалектики и классовой борьбы. Процесс наполнения содержания образования осуществлялся на основе изучения трудовой деятельности человека. Следовательно, одна из главных задач, поставленных советским правительством перед отечественной системой образования, заключалась в том, чтобы приучать молодое поколение к мысли, что труд есть основа жизни общества, и всесторонне подпитывать ее в умах молодых специалистов.

Реализация этой задачи в рамках формирования и переработки содержания профессионального образования работников милиции была тесно связана с решением проблем более узкого плана, а именно с проблемами профессионального образования и специальной подготовки личного состава в области наружной и административной службы и расширения преподавательского состава.

Под влиянием этих процессов в середине 20-х годов XX века закладывались основы методики обучения прицельной стрельбе, которая применялась в том числе и при подготовке советской милиции. Одним из основоположников этой методики был А.А. Смирнский - выдающийся стрелок и конструктор-оружейник. Занимая в 1921 году должность инспектора стрелкового дела Всевобуча Азербайджана, он создал в Баку мишенную команду, состоящую из опытных разведчиков, не только обучил ее членов меткой стрельбе, но и привил им преподавательские навыки. Из этого коллектива вышли известные стрелки-тренеры. [7]

Разработанная А.А. Смирнским методика начального обучения стрельбе из боевого оружия основывалась на следующих принципах [7]:

1) использование квалифицированного инструкторского состава, обладающего определенными педагогическими навыками. Обязательным требованием к инструктору являлось отличное владение оружием и умение точно и метко стрелять, так как он должен быть авторитетом для обучающихся;

2) работа с оружием «вхолостую» и с учебным патроном. Основное внимание уделялось обучению прицеливанию с одновременной обработкой спуска курка, особо подчеркивалось, что эти два действия неотделимы друг от друга. При этом отмечалась необходимость «отметки выстрела», т.е. определения стрелком положения мушки в прорези целика и ее проекции на мишень в момент спуска курка (щелчка). Обучающиеся выполняли 4 подготовительных упражнения до прочного усвоения навыка производства выстрела;

3) стрельба из малокалиберного оружия на короткие дистанции (винтовка - от 25 до 70 м, пистолет - от 15 до 20 м). Последовательно выполнялись 9 упражнений;

4) стрельба из боевого оружия на короткие дистанции (пистолет, револьвер - 1520 м, винтовка - 100 м). При стрельбе из пистолета (револьвера) проводились подготовительно-контрольные стрельбы, в ходе которых лица, показавшие результат, не соответствующий установленным требованиям (пуля вышла из круга 6 на мишени), направлялись на дополнительную тренировку без патрона.

Стрелки, успешно прошедшие этап первоначальной подготовки, допускались к выполнению упражнений следующих этапов.

Самым значимым событием для огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов в этот период стала констатация факта значительного отличия спортивной стрельбы и стрельбы в системе военной подготовки от так называемой милицейской стрельбы. Впервые об этом в работе «Искусство рукопашного боя» высказался Н.Н. Ознобишин. [5] Он отмечал: «То, что необходимо для военного дела, может оказаться совершенно ненужным в условиях милицейской службы, и наоборот, так как красноармеец готовится к военным действиям в поле, а милиция и уголовный розыск чаще всего употребляют его <оружие> в городской обстановке». Опираясь на спортивные методики, разработанные С.Л. Бутурлиным и Л.Л. Смирнским, Н.Н. Ознобишин разработал самостоятельную методику обучения стрельбе из револьвера и пистолета в системе подготовке сотрудников НКВД. [7] Специальная милицейская стрельба, по его мнению, отличается от обычных систем стрельбы тем, что производится с коротких дистанций по движущимся на стрелка или убегающим от него нескольким целям. Кроме того, стрельба в городской черте при преследовании преступника сопряжена с опасностью поражения мирных граждан. Н.Н. Ознобишин выделял следующие основные направления специализированного обучения [5]: стрельба на точность; по движущимся и исчезающим мишеням; стрельба на скорость; в темное время суток; инстинктивная стрельба; стрельба из различных положений.

В 30-е годы XX столетия в результате развернувшегося процесса централизации органов милиции был значительно расширен штат милиции, укрепились ее кадровый состав и материальная база, что позволило увеличить объем времени, отводимого на получение профессионального образования.

Централизация органов милиции означала централизацию системы профессионального образования сотрудников силовых структур, которая приобрела более упорядоченный характер. На курсах и в школах обучение проводилось по единым учебным планам и программам, а сеть учебных учреждений на территории советского государства была в значительной степени расширена. Содержание профессионального образования было ориентировано на все должностные категории административных работников НКВД. Это привело к становлению такой системы профессиональной подготовки кадров милиции, которая, претерпев с течением времени определенные изменения, сохраняет актуальность и в наши дни.

В военный период (1941 - 1945 гг.) сфера задач органов милиции, с одной стороны, не претерпела кардинальных изменений и сохранила свою главную функцию - охрану общественного порядка и борьбу с преступностью. Это было особенно актуально в первой половине 40-х годов прошлого века, когда уровень преступности стремительно вырос (главным образом за счет тяжких преступлений). В связи с этим был разработан комплекс особых мер по борьбе с преступностью. В него вошли введение комендантского часа, сокращение периода предварительного следствия, рассмотрение дел военными трибуналами по законам военного времени, право произведения обысков и арестов без санкции прокурора и т.д. Помимо этого работники милиции должны были вести активную борьбу с дезертирством, мародерством и хищениями, проводить эвакуацию населения и обеспечивать передвижение на фронт транспорта со свежими силовыми резервами и техникой, оказывать необходимую помощь беспризорникам.

В период военного времени на территории Советского Союза сотрудники органов внутренних дел принимали активное участие в борьбе на фронтах и в тылу, а также обеспечивали безопасность населения. В то же время правоохранительным органам удалось поддержать правопорядок и сдержать рост преступности на территории страны.

Учитывая увеличение количества выполняемых в период военного времени милицией функций в условиях сокращения сроков подготовки специалистов, каких-либо существенных изменений в содержании профессионального образования не происходило.

После войны в течение одного десятилетия борьба с преступностью была затруднена по причине массовой миграции, низкого материального уровня населения и масштабных амнистий. В отношении кадровой обеспеченности правоохранительных органов был отмечен недокомплект и неподготовленность к выполнению профессиональных обязанностей. [6] Это было связано, прежде всего, с произведенным в первые месяцы войны практически полным обновлением кадрового состава милиции.

В связи с преобразованиями, протекавшими в структуре милиции в период со второй половины 1940-х до первой половины 1960-х годов, перед системой профессионального образования кадров для органов внутренних дел были сформулированы новые задачи:

- поднять уровень общеобразовательной и политической подготовки кадров;

- поднять уровень профессиональной подготовки, уделяя особое внимание аспекту оперативной деятельности;

- переработать учебные и тематические планы школ и курсов с учетом проводимой внутренней реорганизации органов милиции и расширившейся областью функционала их работников.

В процессе решения этих задач была значительно расширена сеть средних специальных учреждений профессионального образования, разработаны новые учебные планы, в содержание которых вошли три направления: политическая и общеобразовательная подготовка (история ВКП(б), история СССР, русский язык, литература и т.д.), юридическая и специальная подготовка (советское государственное право, советское административное право, советское уголовное право и др.), военная и физическая подготовка (огневая подготовка, строевая и физическая подготовка, тактика и т.д.).

Благодаря мерам, предпринятым в процессе реорганизации содержания профессионального образования сотрудников милиции, удалось найти баланс во временном соотношении между теоретическим и практическим аспектами.

С точки зрения совершенствования методики огневой подготовки послевоенный период охарактеризовался принятием на вооружение армии и правоохранительных органов в 1951 году 9 мм пистолета Макарова, длина прицельной линии которого (130 мм) значительно уступает пистолету ТТ и револьверу образца 1895 года (соответственно 156 и 170 мм). По этой причине обучение прицеливанию, плавному спуску курка и отметке выстрела, а также первоначальное обучение стрельбе на коротких дистанциях приобрели еще большую актуальность.

Еще одним фактором, оказавшим неоднозначное влияние на содержание профессионально-прикладного обучения в области огневой подготовки советской милиции, стал успех советских спортсменов в международных соревнованиях в 1952 г. Это обстоятельство способствовало выделению стрелкового спорта из массового и прикладного вида в узкоспециализированную область. [4] Разработанные в этот период методики стрельбы были рассчитаны на специально отобранных и подготовленных спортсменов. Большое количество публикаций того периода посвящено методикам подготовки спортсменов к выполнению скоростных упражнений и упражнений стрельбы по движущимся мишеням. Наряду с повышением значимости спортивной составляющей, проблема учета специфики правоохранительной деятельности при обучении огневой подготовке сотрудников ушла на второй план. Указанная закономерность нашла отражение в содержании ведомственных документов МВД СССР, регламентирующих занятия по огневой подготовке как в практических органах, так и в образовательных организациях. По этой причине следует констатировать, что, несмотря на неоспоримую эффективность в формировании техники производства выстрела из огнестрельного оружия методик спортивной подготовки, в послевоенный период специфика профессиональной деятельности милиции при организации и проведении занятий по огневой подготовке сотрудников милиции не учитывалась. Выпускники образовательных организаций в большинстве своем владели лишь умениями и навыками применения огнестрельного оружия в стандартных условиях - условиях выполнения строго регламентированного стрелкового упражнения. Данное обстоятельство способствовало существенному снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников милиции при попадании в опасные ситуации. Такое положение дел в огневой подготовке сотрудников милиции сохранялось до 1990-х годов.

В период с 1960 по 1991 годы на фоне событий, происходивших в жизни государства и общества, неоднократно принимались меры по ограничению централизации управления и переходу милиции под контроль партийного руководства страны. Процесс реформирования и внутренней реорганизации правоохранительных органов не прекращался, что привело к организационно-функциональной нестабильности. В 60-е годы прошлого века главная задача милиции заключалась в борьбе с преступностью и поддержке правопорядка при активном содействии гражданского населения (трудовые коллективы, молодежные организации и т.д.). В период с 1970 по 1980-е годы в служебной деятельности работников милиции акцент сместился на профилактику преступлений и тесное взаимодействие с общественностью.

Однако не следует игнорировать и положительные результаты, которых удалось достичь в рамках этих десятилетий: накопление значительного опыта в оперативной и следственной деятельности, отработка системы подбора кадров на основе рекомендаций общественных организаций и улучшение качества профессиональной подготовки.

К началу 1990-х годов в результате длительной полномасштабной чистки кадров органы милиции были возвращены в своем развитии к первой половине ХХ века. На фоне социально-политической напряженности в обществе, обострения межнациональных конфликтов и стремительного ухудшения экономической ситуации в органах внутренних дел наиболее остро встала проблема подбора профессионально подготовленного, морально устойчивого личного состава.

В связи с этим, а также по причине формирования новых требований к государственной образовательной политике в период с 1990 по 2000 годы в деятельности ведомственных учреждений профессиональной подготовки кадров милиции произошли значительные изменения: деидеологизация и информатизация образовательного процесса, отмена специализаций, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, расширение возможностей и методов обучения. Профилирующая дисциплина «Огневая подготовка» является одним из ярких примеров того, как эти процессы отразились на содержании профессионального образования в учебных учреждениях системы МВД России в рассматриваемый период.

Рост преступности в 1990-е годы, связанный с политическими и социально-экономическими изменениями в государстве, повлек за собой резкое увеличение числа случаев применения и использования табельного огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. Хорошая оснащенность преступников современным оружием, средствами индивидуальной защиты и современными мощными автотранспортными средствами поставила перед образовательными учреждениями и практическими органами МВД России проблему интенсификации деятельности по разработке и внедрению современных методик обучения сотрудников милиции обращению с огнестрельным оружием в целях их эффективной подготовки к действиям в реальных условиях служебной деятельности. [8]

Ко второй половине 1990-х годов на основе многочисленных исследований в области огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел [7] окончательно формируется методика так называемого базового обучения стрельбе из боевого оружия, предусматривающая следующие элементы:

1) обучение прицельной стрельбе. Выполнение служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел большую часть времени проходит в условиях населенных пунктов. По этой причине любое применение огнестрельного оружия связано с опасностью неосторожного поражения третьих лиц, в связи с чем навыки прицеливания являются обязательными для сотрудника;

2) обучение стрельбе из различных положений. Практика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел показывает, что в большинстве случаев сотруднику не удается принять какое-то стандартное положение, как это предполагает спортивная стрельба. Важность производства своевременного выстрела при наличии на то правовых оснований для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих граждан не вызывает сомнений. По этой причине времени для принятия «удобного» положения может и не быть. Необходимо обладать навыками производства эффективного выстрела из абсолютно любой изготовки, в которой может оказаться сотрудник с учетом специфики окружающей обстановки. Кроме того, при огневом контакте чрезвычайно важно по возможности уходить с линии огня после каждых 2-3 выстрелов. Необходимость обучения стрельбе из положений с колена, лежа, сидя, из-за укрытия, из автомобиля, стрельбе с перемещениями, а также методика обучения этой стрельбе приводятся в публикациях многих авторов [2; 4; 8 и др.];

3) обучение стрельбе на короткие дистанции (от 3 до 10 метров). Как показывает анализ практики применения оружия в нашей стране и за рубежом, в 60% случаев огонь сотрудниками ведется на дистанциях до 10 метров. Стрельба на коротких дистанциях имеет специфику. Несмотря на близкое расположение цели, при отсутствии необходимых умений и навыков вероятность промаха высока;

4) обучение скоростной стрельбе. Как правило, в реальных условиях время огневого контакта составляет 2-3 секунды. За этот период стрелок успевает сделать 2-3 выстрела;

5) обучение неприцельной стрельбе. В ситуациях объективного отсутствия времени для прицеливания при необходимости немедленного выстрела в сторону опасности используется техника стрельбы «навскидку» или «от бедра». Следует отметить, что эффективные методики обучения этим видам стрельбы были разработаны еще в 1930-е годы. Однако в силу различных причин они были забыты и частично утрачены. В настоящее время происходит восстановление таких методик;

6) обучение стрельбе при недостаточной освещенности и ночью. На практике 28% случаев применения и использования оружия сотрудниками органов внутренних дел происходит в период с 20.00 до 02.00 часов, т.е. при недостаточной видимости. В связи с этим обучению стрельбе в подобных условиях также необходимо уделять большое внимание;

7) обучение стрельбе в условиях воздействия на стрелка сбивающих факторов (смена магазина во время выполнения упражнения, устранение задержек при стрельбе, физические нагрузки, светошумовое воздействие и т.д.). Условия несения службы сотрудниками органов внутренних дел значительно отличаются от стандартных условий тира (стрельбища). По этой причине необходимо целенаправленно приучать сотрудников к действиям в нестандартных условиях, систематически вводя в условия выполнения упражнений различные сбивающие факторы.

Современные педагогические исследования по повышению эффективности огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел идут по пути дальнейшей разработки и уточнения изложенных выше направлений обучения.

Таким образом, историческая ретроспектива становления и развития ведомственного профессионального образования органов внутренних дел позволяет сделать ряд выводов:

- специфика правоохранительной службы определила необходимость создания системы специализированных образовательных заведений, осуществляющих подготовку кадров в данном направлении деятельности;

- процесс реформирования системы профессионального образования сотрудников милиции (полиции), а также его содержания, несмотря на отличие от гражданских образовательных организаций, происходил в контексте реализации официальной образовательной и кадровой политики государства;

- основным источником определения содержания профессионального обучения в системе советской милиции (в последующем - органов внутренних дел) в период с 1917 года по настоящее время являлись и являются определенные государством задачи в области правоохранительной деятельности;

- содержание профессионального образования в образовательных организациях МВД традиционно включает в себя три основных раздела: политическая (до 90-х годов XX века) и общеобразовательная подготовка, юридическая и специальная подготовка, профессионально-прикладное двигательное обучение (огневая подготовка и физическая подготовка);

- основным фактором, способствующим активизации процесса разработки самостоятельных методик огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов, стало признание значительного отличия спортивной стрельбы и стрельбы в системе военной подготовки от так называемой «милицейской стрельбы»;

- основное содержание профессионально-прикладного обучения в области огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел должно включать следующие элементы:

обучение прицельной стрельбе; обучение стрельбе из различных положений;

обучение стрельбе на короткие дистанции (от 3 до 10 метров);

обучение скоростной стрельбе; обучение неприцельной стрельбе; обучение стрельбе при недостаточной освещенности и ночью;

обучение стрельбе в условиях воздействия на стрелка сбивающих факторов.

 
Библиографический список

1. Алкалаев, В. Стрелковый спорт. Организация, обучение и тренировка стрелка-спортсмена и инструктора / В. Алкалаев. - М., 1929.
2. Афанасьев, А.В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.В. Афанасьев. - Омск, 2011. - 22 с.
3. Бим-Бад, Б.М. История педагогики и наши сегодняшние задачи / Б.М. Бим-Бад // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования : материалы одиннадцатой международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред. сост. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2015. - 260 с.
4. Обучение стрельбе из боевого оружия / А.И. Щипин [и др.]. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 259 с.
5. Ознобишин, Н.Н. Искусство рукопашного боя / Н.Н. Ознобишин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 400 с.
6. Павлова, Я.А. Генезис профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях милиции в 30-е - 40-е годы ХХ века / Я.А. Павлова // Мир науки, культуры, образования : международный научный журнал. - 2014. - № 3. - С. 55-57.
7. Петрович, С.Э. Отечественные и зарубежные методики обучения стрельбе из стрелкового оружия / С.Э. Петрович, Г.А. Зеленин, А.А. Постников. - URL: http://klif.univer.mvd.ru/ upload/site126/document_file/ kzurrwr3Pw.pdf.
8. Торопов, В. А. Современные методики обучения стрельбе из боевого оружия в ОВД / В.А. Торопов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3. - С. 141-145.

Источник: Вестник Сибирского юридического института МВД России № 2 (31) 2018


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (05.05.2019)
Просмотров: 22 | Теги: Огневая подготовка, профессиональное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь