Четверг, 20.02.2020, 04:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.И.Радуто,  Я.С.Рочева

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье перечислены основные нормативно-правовые документы, принятые в сфере профессионального образования, которые позволяют определить основные направления организации инклюзивного обучения. Представлены некоторые данные государственного статистического наблюдения и исследований, позволяющие оценить возможности инвалидов получения профессионального образования.

Ключевые слова: инвалиды, инклюзивное образование, право на образование, правовые основы образования.


В настоящее время все с большей уверенностью можно сказать, что для инвалидов нашей страны создаются условия для инклюзивного образования на всех его уровнях. Создана и продолжает модернизироваться нормативно- правовая база, скорректирована система государственно статистического наблюдения, провозятся крупные исследования, реализуются современные методики обучения и многое другое [3; 19].

Своеобразной точной отсчета социальных изменений для инвалидов можно считать 2012 год, когда были приняты базовые нормативные документы в РФ, в связи с ратификацией нашей страной Конвенции о правах инвалидов (далее Конвенция) [2]. В первую очередь речь идет о Федеральной государственной программе «Доступная среда на 2011-2020 годы» и принятии Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [1; 18]. Благодаря этим нормативным актам для инвалидов во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовании, наметились значимые изменения, расширяющие возможности инклюзивного обучения.

Отметим, что в Российской Федерации нет законодательных ограничений и препятствий для получения какого-либо образования инвалидами, однако на практике существует достаточно широкий перечень социальных проблем, которые требуют отдельного изучения.

Изменения коснулись и Федерального закона «Об образовании». В его новую редакцию 2012 года были внесены ряд необходимых корректировок в соответствии с положениями Конвенции. А именно, были обозначены направления предстоящей работы в сфере образования: это создание необходимых условий для получения инвалидами без дискриминации и на протяжении всей жизни качественного образования, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для них языков, методов и способов общения, а также условий, в максимальной степени способствующих получению инвалидами образования избранного уровня и направленности, их социальному развитию, реализации творческого потенциала, в том числе посредством организации инклюзивного образования (ст. 3, 5, 13, 16, 44, 79 ФЗ «Об образовании»).

Дополнительные изменения связаны с разработкой дифференцированных образовательных стандартов (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно- двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и с расстройствами аутического спектра) и адаптированных образовательных программ (реализующихся как совместно с другими обучающимися (то есть в инклюзивном режиме), так и в отдельных группах, классах или организациях, а также на дому); подготовка педагогических работников в целях владения ими необходимыми для работы с инвалидами специальными педагогическими подходами и методами обучении и воспитания и создание универсальной безбарьерной среды [16, с. 45-46].

В сфере профессионального образования начиная с 2012 года проводятся мероприятия по подготовке конкурентно способных специалистов по профилям начального и среднего профобразования. В целях адаптации образовательного процесса в данных учебных заведениях к положениям Конвенции утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [11]. Большой комплекс мер направлен на обеспечение доступности профессиональных образовательных организаций высшего и среднего образования. Речь идет об утверждении требований к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе к оснащенности образовательного процесса и разработки образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов [6].

Дополнительные меры направлены на обеспечение доступности образовательных услуг для инвалидов (с учетом их образовательных потребностей), а именно, изменения касались порядка организации образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, порядка проведения производственной практики, государственной итоговой аттестации и других вопросов [16, с. 46].

В 2018 году можно отметить, что заложенные направления работы находят реализацию в государственных программах, федеральных целевых программах, отдельных постановлениях и распоряжениях профильных ведомств в первую очередь Министерства образования РФ.

В сфере профессионального образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», осуществляются подготовка и повышение квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов, инвалидов, обеспечивается развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется методическое обеспечение реализации дистанционных общеобразовательных программ для детей-инвалидов [9].

Согласно отчету в 2015 году в образовательных организациях высшего образования реализуется 315 образовательных программ высшего образования, по которым обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), адаптированными для обучения инвалидов, что на 40% больше относительно 2014 года. В 2015 году по программам, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучалось 4,6 тыс. человек - 29,5% от общего числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам высшего образования [15, с. 29].

В настоящее время Минобрнауки России подготовлен и реализуется Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на период 2016-2018 гг., который предусматривает большой перечень мероприятий в частности создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования, создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования, разработку методических рекомендаций по организации инклюзивного образования, мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, разработку требований к условиям получения высшего образования лицами с инвалидностью и ОВЗ с учетом различных нозологических групп и другие направления работы [5].

В рамках реализации Федеральной целевой программы, развития образования на 2016-2020 годы, приняты и используются современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для среднего и высшего профессионального образования [8].

Все эти меры направлены на увеличение численности студентов- инвалидов профессиональных образовательных организаций. Данный аспект заложен в результаты реализации подпрограммы 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [1], согласно которой планируется увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета (по отношению к предыдущему году) (до 107% к 2020 году) и увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования, по отношению к предыдущему году (до 107% к 2020 году).

В настоящее время численность принятых студентов в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования с 2012-2017 годы увеличилась на 60,1%, по программам бакалавриата, специали- тета, магистратуры - на 22, 9%.

Большая работа ведется для обеспечения «разумного приспособления» в терминах Конвенции, то есть организации доступности образовательных учреждений. Так, Минобрнауки России утвердило «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», требования к организации и оснащенности образовательного процесса, и другие [10; 11; 12; 13]. Дополнительно ведется работа по расширению возможностей получения дистанционного и онлайн обучения, и другие направления работы [14].

По данным государственного статистического наблюдения в сфере профессионального образования можно отметить следующие тенденции. Численность детей-инвалидов, инвалидов обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях профессиональных образовательных организаций увеличивается в период с 2012-2017 гг. Согласно данным Росста- та, их рост в профессиональных образовательных организациях, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего профессионального образования (до 2016 года - численность студентов специалистов среднего звена; с 2016 года в эту численность входят студенты, обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих) составил 16,0%, по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры - 15,0% [4].

Удельный вес студентов-инвалидов в высших учебных заведениях крайне мал. Так, доля студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в общей численности обучающихся в данных организациях была в 2014/2015 уч. г. - 0,68%, в 2016/2017 уч. г. - 0,75%, в 2017/2018 уч. г. - 0,8%. Доля студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности обучающихся в данных организациях в 2014/2015 уч. г. - 0,38%, в 2015/2016 г. - 0,41%, в 2016/2017 г. - 0,44%, в 2017/2018 гг. - 0,5% [4]. Полученные сведения иллюстрируют рост инклюзии инвалидов в профессиональные образовательные организации.

Согласно отчету ежегодного мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - мониторинг инклюзивного образования) были представлены первые результаты, по среднему профессиональному образованию, позволяющие описать структуру инклюзии более подробно [5]. Так, в 2017/2018 учебном году среди обучающихся по программам СПО лиц с ограниченными возможностями и инвалидов наибольшее число студентов с другими видами нарушений здоровья (соматическими заболеваниями) (55%) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (19,4%), студентов-инвалидов имеют нарушения слуха (13,5%), имеют нарушения зрения (10,5%), - множественные нарушения (1,6%). Большинство обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ учится в общих учебных группах (83,8%), обучение в отдельных группах организовано для 11,1% обучающихся [7, с. 7].

Всего инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по 340 образовательным программам СПО (на 20 больше, чем в 2016 г.), в том числе 129 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (2016 год - 121) и 211 программам подготовки специалистов среднего звена (2016 год - 199) [7, с. 9].

Доля трудоустроенных и/или продолживших профессиональное образование выпускников с инвалидностью и ОВЗ по программам СПО составляет 72,7% [7, с. 11].

Положительная динамика наблюдается также в формировании доступной среды для обучающихся с различными видами нарушений здоровья. Наличие необходимой доступной среды для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата указали 24,8% образовательных организаций, для лиц с нарушениями зрения - 30,3%, для лиц с нарушениями слуха - 27,1% [7, с. 15].

К сожалению, имеющиеся данные не позволяют получить более подробную информацию об инклюзивном обучении в профессиональных образовательных организациях. В связи с этим, возрастает роль социологических исследований, которые позволяют определить перечень социальных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды, дети инвалиды в образовательных организациях. В настоящее время они, безусловно проводятся, а их выводы требуют отдельного изучения.

Инклюзивное образование - это выбор прогрессивного, гуманного человечества, который требует колоссальных усилий по нескольким направлениям, которые хорошо были отмечены на I международном симпозиуме посвященном проблемам инклюзивного образования, который проходил с 8 по 11 января 2017 года в Китае, организованный Институтом специального образования Пекинского педагогического университета. Первый вывод - это дискуссионность вопроса и отсутствие единой позиции в отношении инклюзивного образования. Второй - необходимость консолидироваться в этой сфере, и третий - понимание необходимости специальной подготовки педагогических кадров и разработки новых учебных планов, учитывающих многообразие обучающихся [1 7, с. 190]. К этому следует добавить расширение доступности и создание безбарьерной среды, создание специальных приспособлений и оборудования для обучения, организацию транспорта для доставки инвалидов к месту учебы и другие важные вопросы. Остается открытым вопрос об организации обучения инвалидов, проживающих удаленно от учебных заведений и малых городах и в сельской местности. Отдельно стоит проблема финансового благополучия семей, которые чаще всего, испытывают дополнительные трудности, что может повлиять на качество обучения. И самая главная проблема состоит в том, что получение профессионального образования не гарантирует возможностей трудоустройства инвалида, в том числе и по специальности.

Список литературы

  1.  Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 годы: Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 (ред. от 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.12.2015. №49. Ст. 6987.
  2.  Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106) // Собрание законодательства РФ. 11.02.2013. №6. Ст. 468.
  3.  Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах РФ // Вестник Минского университета 2016. №3.
  4.  Материалы Росстата. Положение инвалидов. Образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/# (дата обращения: 16.02.2018).
  5.  Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы: Утв. правительством от 23.05.2016 №3467п-П8.
  6.  Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утв. 8 апреля 2014 г. №АК-44/05.
  7.  Мониторинг деятельности профессиональных образовательных организаций по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф./документы/11859 (дата обращения: 16.02.2018).
  8.  О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 2211.2017 №1406 // Собрание законодательства РФ. 27.11.2017. №48. Ст. 7230
  9.  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 // Собрание законодательства РФ. 01.01.2018. №1. Ч. II. Ст. 375.
  10.  Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 №1309 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №4. 25.01.2016.
  11.  Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 // Собрание законодательства. Минюст России. 30.07.2013. №29200.
  12.  Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 №13 // Минюст России. 03.03.2017. №45843.
  13.  Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 // Минюст России. 18.09.2017. №48226.
  14.  Об утверждении правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2017 №723 // Собрание законодательства РФ. 26.06.2017. №26. Ч. I. Ст. 3848.
  15.  Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2015 году. С. 29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/8257 (дата обращения: 21.02.2018).
  16.  Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации. М., 2014. С. 45-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/74 (дата обращения: 05.02.2018).
  17.  Тюрина Н.Ш. Инклюзивное образование в мире (обзор выступлений первого международного симпозиума по инклюзивному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-10. С. 181-190.
  18.  Федеральный закон от 01.12. 2014 №419-ФЗ (ред. 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 08.12.2014. №49. Ч. VI. Ст. 6928.
  19.  Чадова Т.А. Профессиональное образование инвалидов в Москве: возможности и барьеры // Социологические исследования. 2013. №9. С. 69-79.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.12.2019)
Просмотров: 34 | Теги: Инклюзивное образование, инвалиды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь