Вторник, 23.07.2019, 10:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУШАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ (СТАЖИРОВКИ) В ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГА

В.Б.Батоев, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России

ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУШАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ (СТАЖИРОВКИ) В ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слушатель, образовательная организация, стажировка, практика, проблема, законодательное регулирование, оперативно-разыскная деятельность, режим, секретность.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования положения слушателя образовательной организации МВД России в рамках оперативно-разыскного процесса при прохождении им преддипломной практики (стажировки). Предложены меры по устранению этих проблем.

 
Повышение уровня правового обеспечения деятельности подразделений и служб органов внутренних дел диктуется необходимостью формирования надежных гарантий законности в их деятельности. Отсюда следует, что формирование правовых основ оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) требует значительного объема научно-исследовательской и нормотворческой деятельности, основанной на широком межведомственном и междисциплинарном подходе, плодотворном сотрудничестве специалистов в сфере уголовного права и процесса, криминологии, криминалистики, управления, психологии, теории ОРД и других отраслей научного знания при активном участии практических аппаратов ОВД и других ведомств, осуществляющих ОРД [1, с. 47].

Анализ практики показывает, что процесс разработки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, в целом позволяет обеспечивать основания, устанавливать порядок и последовательность осуществления ОРД. При этом качество правовой основы во многом предопределяет результат деятельности по раскрытию и расследованию того или иного преступления. Одним из условий, позволяющих наиболее успешно решать существующие и вновь возникающие проблемы противодействия преступности, является совершенствование как организационной и тактической, так и правовой основы такой деятельности, включая своевременное выявление и устранение правовых «пробелов». Именно одному из подобных правовых «пробелов» будет уделено внимание в рамках настоящей статьи.

При рассмотрении процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД заслуживает внимания вопрос о правовом статусе слушателя образовательной организации МВД России (далее - слушатель) при прохождении им преддипломной практики (стажировки) в оперативных подразделениях ОВД в ходе выполнения учебного плана, в частности, по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность (специализация - оперативно-разыскная деятельность; узкая специализация - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска)» [3].

Анализ нормативных правовых актов указывает на наличие недостатков в сфере законодательного регулирования рассматриваемой проблемы. Так, обращение к различным правовым источникам [4-7] выявляет отсутствие законодательного закрепления статуса слушателя образовательной организации МВД России в рамках оперативно-разыскного, административного и уголовного процесса. В связи с этим возникает ряд вопросов административно-правового, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного характера, касающихся юридического значения его действий.

Не выходя за пределы предмета данной статьи, отметим, что в соответствии с приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», ОРД правомочны осуществлять оперативные подразделения системы МВД России, к числу которых относятся: подразделения уголовного розыска; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции; подразделения собственной безопасности; подразделения по противодействию экстремизму; подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы; подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола; оперативно-поисковые подразделения; подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); подразделения оперативно-разыскной информации; межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне; подразделения по контролю за оборотом нар - котиков. Исходя из анализа положений данного приказа, можно сделать вывод об отсутствии нормативного закрепления такой категории лиц, допущенных к осуществлению ОРД, как слушатели образовательных организаций МВД России (хотя бы только на период прохождения ими преддипломной практики (стажировки)). В настоящее время законодательно не обозначены границы участия слушателя в оперативно-разыскном процессе, степень его ответственности и юридические последствия за действия (бездействие). Отсюда возникает вопрос относительно того, как использовать в оперативно-разыскном процессе результаты деятельности слушателя, если он не является субъектом ОРД и, соответственно, не имеет каких-либо юридически закрепленных прав и обязанностей в рамках ее осуществления? Здесь же добавим, что анализ процесса прохождения слушателями стажировки показывает, что они нередко выполняют функции сотрудников оперативных подразделений посредством фактического участия в проведении оперативно-разыскных мероприятий, таких как опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, исследование предметов и документов и др. Таким образом, с одной стороны, слушатель при прохождении стажировки не имеет права принимать участия в оперативно-разыскном процессе как субъект ОРД, с другой стороны, анализ практики выявляет такое участие. Это вызывает серьезные вопросы относительно законности участия слушателей в мероприятиях, осуществляемых в рамках ОРД [2]. В связи с этим необходимо регламентировать в указанном выше ведомственном нормативном правовом акте, а также нормативных правовых актах закрытого характера правовое положение слушателя образовательной организации МВД России, находящегося на стажировке.

Заслуживают внимания также вопросы соблюдения режима секретности ОВД при прохождении слушателем стажировки. Как известно, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и предъявляемыми требованиями сотрудник оперативного подразделения ОВД, как правило, имеет допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по второй форме (гриф «Совершенно секретно») [8-10]. При этом слушатель образовательной организации МВД России при прохождении стажировки имеет допуск по третьей форме (гриф «Секретно»). Это обусловлено тем, что в соответствии с приказом МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне», слушатели (курсанты) образовательных учреждений МВД России очной формы обучения допускаются, как правило, только к секретным сведениям.

Очевидно, что, несмотря на необходимость недопущения нарушений режима секретности, в рамках прохождения слушателем стажировки практически невозможно ограничить его познавательную деятельность. Это обусловлено особенностями оперативно-разыскного процесса, который предполагает работу со сведениями, относящимися как к категории «секретно», так и к категории «совершенно секретно». Безусловно, прохождение стажировки подразумевает изучение практических аспектов всех без исключений стадий оперативно- разыскного процесса. Однако обязательные для исполнения требования по соблюдению режима секретности не позволяют слушателю на практике изучить и освоить ряд основных вопросов, имеющих первостепенное значение при формировании компетенций будущего высококвалифицированного сотрудника. Эти вопросы относятся к сведениям категории «совершенно секретно», и потому их перечень не представляется возможным обозначить в рамках данной статьи в силу необходимости соблюдения требований режима секретности. Получается, что, с одной стороны, образовательные стандарты предписывают выполнение требований прохождения преддипломной практики в полном объеме, а с другой стороны, нормы законодательства, в том числе ведомственного характера, регулирующие вопросы защиты государственной тайны существенно ограничивают познавательную деятельность обучающегося.

При этом одним из ключевых аспектов соблюдения режима секретности являются требования, касающиеся вопросов конспирации. Так, совершенно не понятен механизм недопущения расшифровки лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, или сотрудничающих с ними, при участии слушателей, проходящих практику, в организации подготовки и проведении конкретных оперативно-разыскных мероприятий. Очевидно, что недопустима ситуация, когда познавательная дельность обучаемого ограничена из-за несогласованности предписаний различных нормативных правовых актов и практики их реализации. В связи с этим считаем целесообразным привести положения вышеназванного приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне» в соответствие с действующим законодательством, регулирующим вопросы защиты государственной тайны, предоставив слушателям соответствующий допуск к сведениям, составляющим такую тайну. Реализация этого предложения, безусловно, не только будет способствовать соблюдению законности, обеспечению режима секретности, но и положительно отразится на процессе подготовки высококвалифицированных специалистов для ОВД.
 
Подводя итог, отметим, что перечень недостатков, которые можно выявить в правовом статусе слушателя образовательной организации МВД России при прохождении им преддипломной практики в оперативных подразделениях органов внутренних дел, не исчерпывается рассмотренными в данной статье. Однако представляется, что даже частичная реализация предложенных мер, в частности посредством регламентации правового статуса слушателя, поспособствует совершенствованию правовой и организационной основы деятельности оперативных подразделений ОВД.

 
Библиографический список:

1. Лукашов А.В. Перспективы совершенствования правового регулирования; организация и тактика ОРД ОВД в борьбе с организованной преступностью // Некоторые правовые и организационно-тактические проблемы ОРД ОВД: сборник научных трудов. М., 2001.
2. Батоев В.Б. Значение профилактики правонарушений в период обучения курсантов в системе образования МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XXI Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2012.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.11.2016 № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» // Российская газета. 12 декабря 2016 г.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2005 № 443 «Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?do cbody=&nd=102099077&rdk=&backlink=1.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (20.06.2019)
Просмотров: 22 | Теги: практика, Слушатель, стажировка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь