Среда, 07.12.2016, 15:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Правовой режим информации и ее обмена, осуществляемого налоговыми органами

§ 4. Правовой режим информации и ее обмена, осуществляемого налоговыми органами

Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

- это характеристика такого объекта права, как информация, вытекающая из ее нематериальной природы;

- устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;

- его содержание отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;

- правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют общеобязательную силу;

- правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения <269>.

--------------------------------

<269> См.: Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации.


Для целей конструирования правовых режимов информации принципиально важно учитывать ее юридически значимые признаки, такие как нематериальность, возможность одновременного нахождения у неограниченного круга лиц, отсутствие неразрывной связи с ее материальными носителями, непотребляемость при ее использовании и др. <270>.

--------------------------------

<270> См.: Привезенцев В.Н. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в информационной сфере.


Существует регламентация таких правовых режимов, как государственная тайна, служебная тайна и налоговая тайна. Так, правовой режим налоговой тайны установлен НК РФ. Определены сведения, в отношении которых установлен режим налоговой тайны, и сведения, которые не могут составлять налоговую тайну (режимный объект). Введен запрет на разглашение налоговой тайны налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, т.е. всеми лицами, которым в силу их служебных обязанностей могла стать известной налоговая тайна, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев. Раскрыто, что считается разглашением налоговой тайны: к разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Указание на специальный режим хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, не означает, что не определены другие составляющие режима. Так, например, в ст. 82 установлен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, а в ст. 84 установлен момент, с которого начинает действовать режим налоговой тайны (по общему правилу, с момента постановки на учет). Подробно регламентирован порядок сбора информации, объем которой также установлен законом.

Государственные органы в налоговой сфере размещают в открытом доступе следующую информацию:

законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

законодательные акты субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

информация о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов);

информация о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

информация и разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

информация о действующих налогах и сборах;

информация о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

формы установленной отчетности и порядок их заполнения.

Распространение массовой информации налоговыми органами является обязанностью, возложенной на них законодательством Российской Федерации, и организуется руководителями территориальных подразделений ФНС России. Для этих целей они могут использовать средства массовой информации, предоставлять массовую информацию по запросам граждан и организаций, создавать общедоступные базы данных в органах государственной власти и местного самоуправления, использовать общедоступные серверы в информационных системах, в том числе и в международных.

Решением руководства ФНС России для опубликования в средствах массовой информации могут быть направлены:

сведения о деятельности налоговых органов, подготавливаемые по запросам средств массовой информации или инициативно;

информация, содержащаяся в материалах пресс-конференций или брифингов;

справочные, статистические и иные материалы, предназначенные для пропаганды и освещения деятельности налоговых органов и налоговой политики.

Запрещается публиковать в средствах массовой информации:

проекты документов, подготавливаемые в ФНС России;

сведения, регламентирующие служебную деятельность ФНС и ее территориальных органов;

документы, собственниками которых являются другие министерства и ведомства, без их письменного согласия;

совместные документы без согласия всех сторон, подписавших или утвердивших данный документ.

ФНС России, являясь владельцем информационных ресурсов о налогоплательщиках, может обеспечить пользователей (потребителей) информацией из своих информационных ресурсов на основе действующего законодательства, Положения о ФНС и договоров на услуги по информационному обеспечению. Перечень информационных услуг, предоставляемых из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, устанавливает Правительство Российской Федерации. Информационный обмен может быть организован на регулярной основе или на уровне разовых запросов.

Запрещается передача из информационных ресурсов ФНС России копий банков и баз данных любым сторонним организациям.

Информационный обмен между налоговыми органами осуществляется с учетом требований нормативно-методических документов по ведению секретного и служебного делопроизводства, требований по информационной безопасности, призванных способствовать эффективной административно-юрисдикционной деятельности по соответствующим делам административных производств.

Начальники департаментов, управлений и самостоятельных отделов ФНС России, руководители инспекций, руководители организаций, находящихся в ведении ФНС России, в пределах своей компетенции, отраженной в Положении о департаменте, управлении, самостоятельном отделе, инспекции, в Уставе или Положении об организации, определяют списки должностных лиц, имеющих доступ к находящимся в их распоряжении сведениям, составляющим служебную тайну.

Передача сведений, составляющих служебную тайну, сторонним организациям осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

Сведения, составляющие служебную тайну, запрещается передавать с использованием средств открытой радиосвязи, по городским и междугородним открытым сетям связи общего пользования. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, передаются фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями.

По электронной почте ФНС России разрешается обмен только открытыми информационными письмами и ненормативными документами. Передача нормативных документов, с целью исключения их искажения или подделки, должна осуществляться только с применением "цифровой подписи".

Запрещается обмен корреспонденцией, содержащей сведения, составляющие служебную тайну налоговых органов, по электронной почте ФНС России до оснащения ее сертифицированными средствами защиты информации.

Правом отправки корреспонденции по электронной почте ФНС в налоговые органы пользуются те должностные лица, которые имеют право подписи исходящих документов ФНС.

Налоговые органы осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами их информационного обмена с налогоплательщиками (плательщиками сборов)

Налоговые органы могут передавать налогоплательщикам (плательщикам сборов):

- информацию о них самих в полном объеме - по их письменному заявлению, при предъявлении свидетельства о постановке на учет, один раз в год - бесплатно, при повторном обращении в течение одного календарного года - за плату;

- информацию о перечне идентификационных номеров налогоплательщиков (плательщиках сборов), открытом для публикации, - бесплатно;

- информацию об идентификационном номере конкретного налогоплательщика (плательщика сборов) - по запросу, за плату;

- письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах - по их запросу;

- сведения, носящие информационный характер о количественном и стоимостном выражении имущества физического лица, а также расчеты, составляемые налоговыми органами на основании этих сведений, по налогам:

на имущество данного физического лица;

с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

на землю;

- копии актов налоговой проверки и решения налоговых органов по ним;

- после получения письменного заявления с приложенной копией исполнительного листа с неистекшим сроком давности - сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии счетов и вкладов предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

Таким образом, правовой режим информации и ее обмена налоговых органов с органами исполнительной власти и другими заинтересованными лицами основывается на деятельности, направленной на получение необходимых для налогообложения сведений, их охрану налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, т.е. всеми лицами, которым в силу их служебных обязанностей могла стать известной налоговая тайна, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев.


Контрольные вопросы

1. Какие нормативно-правовые акты составляют информационно-правовую основу деятельности налоговых органов?

2. Какими особенностями характеризуется информация как объект налоговых правоотношений?

3. В чем проявляется системный характер целей и задач применения нормативно-правовых актов в сфере информационных правоотношений налоговых органов?

4. Какие основные цели и задачи применения информационных технологий при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов предусматривает российское законодательство?

5. На получение каких сведений от налогоплательщиков направлена урегулированная законом административно-процессуальная деятельность налоговых органов?

6. Какова компетенция субъектов, осуществляющих юрисдикционную деятельность налоговых органов в информационной сфере?

7. Какие преимущества и недостатки характеризуют систему нормативно-правовых актов, используемых в процессе реализации информационных правоотношений налоговых органов?


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

7. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.

8. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

9. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

11. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 19 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

12. Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 116н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" // Российская газета. 2011. N 17.

13. Приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса РФ" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 48.


Литература

14. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

15. Гусева Т.А Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Юстицинформ, 2005.

16. Кучеров И.И. Международное налоговое право. М.: ЮрИнфоР, 2007.

17. Кучеров И.И. Налоговое право. М.: ВГНА, 2011.

18. Лапина М.А. Административное право: Учебное пособие. "КонсультантПлюс".

19. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2004.

20. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Юрид. лит., 1996. С. 426 - 427.

21. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.

22. Федеральный центр обработки данных ФНС России: основные задачи, результаты работы и перспективы развития // Российский налоговый курьер. 2009. N 24.

23. Судебная практика по налоговым спорам. 2009. Статут, 2010.

24. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, расширенный, с использованием материалов судебной практики. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2004.

25. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

26. Лысенко А.Н., Хорошев А.А., Амерханова З.Г., Гирбасова Е.М., Зайнуллин С.Б. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" с обзором судебно-арбитражной практики (постатейный). Деловой двор, 2011.

27. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2010.

______________________

Тема 6.1. Информационное обеспечение административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов

§ 1. Информация как объект административно-налоговых правоотношений

§ 2. Система нормативных правовых актов в сфере информационных правоотношений налоговых органов

§ 3. Основные цели и задачи применения информационных технологий в деятельности налоговых органов

§ 4. Правовой режим информации и ее обмена, осуществляемого налоговыми органами

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 557 | Теги: Правовой режим, налоговыми органами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016