Вторник, 19.09.2017, 14:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

А.И.Ротар

ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Правовое положение потерпевшего является предметом научных споров. Это объясняется закреплением на международном и национальном уровне не только права потерпевшего на доступ к правосудию, но и обязанности государства обеспечить защиту и восстановление прав потерпевших лиц.

Ключевые слова: потерпевший, уголовный процесс. 

 

Статья 52 Конституции РФ закрепляет конституционное право потерпевшего на доступ к правосудию и судебную защиту, данное положение конкретизирует международный принцип «доступности правосудия», касающийся всех заинтересованных субъектов - применительно к лицу, потерпевшему от преступления в уголовном судопроизводстве.

Право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству дела является одним из признаков демократического общества и правового государства.

Право жертв преступлений на доступ к механизмам правосудия является предопределяющим, имеет первостепенное значение, отсутствие этого права или его ограничение означает отсутствие, попрание права на судебную защиту, и, следовательно, невозможность получения возмещения вреда, причиненного преступлением, иной помощи.

Поэтому гарантией права на судебную защиту является закрепление и действие права на доступ к правосудию, в свою очередь право потерпевшего на доступ к правосудию является предпосылкой судебной защиты, поскольку правосудие является формой получения судебной защиты.

На взаимосвязь судебной защиты и права на доступ к правосудию указывают и другие авторы. Например, В.В. Иванов проведя соотношение двух указанных категорий приходит к выводу, что «доступ к правосудию реализуется, главным образом, путем предоставления возможности требовать судебного разбирательства» [7, с. 13].

Л.Б. Алексеева, анализируя содержание принципа судебной защиты, первым из элементов называет «обеспечение доступа к правосудию в любом случае, когда имеет спор относительно гражданских прав и обязанностей или когда гражданину предъявлено обвинение» [4, с. 66].

Таким образом, основной гарантией, которая предоставлена гражданину для реализации его права на судебную защиту есть право на доступ к правосудию.

О том, что право обращения в суд (право на доступ к правосудию) вытекает из конституционного права на судебную защиту отмечал и Конституционный Суд РФ, в Постановлении № 4-П от 03.05.1995 [3] сказано, что «право на судебную защиту не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах» (п. 3), никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав.

Запрет ограничения права на судебную защиту означает, что отказ в правосудии запрещен, правосудие должно быть доступным, а заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде. Такая формулировка содержится и в некоторых решениях Европейского суда по правам человека [2].

Право на доступ к правосудию потерпевшего от преступления, мы предлагаем рассматривать в качестве основной гарантии, которая предоставляется лицу, потерпевшему от преступления международным и национальным законодательством для реализации его права на судебную защиту, которая выражается в праве обращения в суд в целях защиты нарушенных или ограниченных преступлением прав и законных интересов.

Право на доступ к правосудию реализуется гражданами (мы говорим только о категории лиц, потерпевших от преступления) как в досудебном, так и в судебном производстве, а поскольку досудебное производство по уголовным делам публичного обвинения проводится в обязательном порядке, именно в нем создаются предпосылки последующего доступа к правосудию в судебных стадиях.

Недостаточно предоставить всем равные возможности для обращения в суд, необходимо еще и обеспечить возможность последующей судебной защиты нарушенного или ограниченного права.

Обязательным элементом принципа публичности выступает публично-правовая обязанность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование обеспечить восстановление прав и законных интересов потерпевших лиц. При этом из принципа публичности уголовного процесса, как гарантия его действия, следует принцип защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, поскольку с одной стороны, расследование и рассмотрение уголовных дел - обязанность государства, с другой - обязанностью государства является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений.

Особенность статуса потерпевшего состоит в том, что он может инициировать уголовное преследование (подав заявление о возбуждении уголовного дела), может принимать участие в доказывании, вправе поддерживать обвинение в суде. Однако, в силу особенностей публичного уголовного процесса, потерпевший не принимает участия в формулировании обвинения.

Часть 1 ст. 42 УПК РФ предусматривает, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.

Исключительность процессуального положения потерпевшего в уголовном процессе обусловлена особенностями, характерными для данного участника, и, прежде всего, нужно рассмотреть интерес потерпевшего, как важный элемент, предопределяющий преследуемую им цель при вступлении в производство по уголовному делу.

Высказанные в юридической литературе позиции можно разделить на несколько групп. По вопросу о том, совпадают ли интересы потерпевшего и других участников стороны обвинения, в литературе существуют две противоположные позиции. Представители первой полагают, что «уголовно-процессуальные интересы потерпевшего объективно в целом соответствуют целям, преследуемым обвинительной властью. Поэтому прокурор, следователь или дознаватель защищают интересы жертвы преступления» [14, с. 144].

С.Р. Зеленин отметил: «Его интерес может совпадать (и, очевидно, совпадает в большинстве случаев) с направлением деятельности органов уголовного преследования. Однако этот интерес может быть вне сферы уголовного процесса вообще. Вот почему всякие суждения об интересах потерпевшего имеют как бы предположительный характер» [6].

Противоположную позицию занимает Ф.М. Ягофаров, в своем исследовании автор сделал акцент на «наличие существенного противоречия между публичным и частным, а, в конечном счете, между государством и личностью», «потерпевший по существу бесправен перед прокурором, и соответственно перед государством.

Номинально, он на стороне обвинения, однако эта сторона активно использует потерпевшего для удовлетворения публичных интересов». Данный факт свидетельствует о необходимости наделения потерпевшего равными с прокурор правами, в частности, в стадии судебного разбирательства [13].

О.А. Тарнавский высказывает схожую точку зрения и, в целом не поддерживает идею наделения потерпевшего таким положением, которое в настоящее время закреплено в действующем законодательстве (как заявитель о преступлении, свидетель предварительного и судебного рассмотрения); потерпевший выполняет «функцию частного обвинения» [12, с. 190].

Не можем согласиться с данным подходом, поскольку потерпевший, в силу особого положения, является одним из участников стороны обвинения, самостоятельный процессуальный статус ограничен определенными обязанностями (явка по вызову, дача правдивых показаний). Предоставление одинаковых прав с прокурором невозможно в связи с особым статусом обоих участников, наделение потерпевшего самостоятельным правом «частного обвинения» не представляет самостоятельного значения, поскольку именно государственное обвинение в силу публичного характера уголовного процесса является началом, предопределяющим начало и течение всей уголовно-процессуальной деятельности. Вряд ли, если такое право и будет предоставлено потерпевшему, он сможет самостоятельно его реализовывать, ведь не столько закрепление права, сколько процессуальные возможности определенного участника дают возможность достичь преследуемый интерес.

Поэтому, несмотря на наличие разного интереса (личный и государственный), потерпевший, следователь (дознаватель), прокурор - включены в одну сторону, поскольку они выполняют общую и основную для всех участников стороны обвинения - функцию обвинения. При этом закон наделяет каждого участника стороны обвинения разными процессуальными возможностями по реализации преследуемого ими интереса в рамках общей для них функции - функции обвинения.

Как участник уголовного процесса, потерпевший наделяется законом совокупностью прав и обязанностей, при этом необходимо отметить, что УПК РФ существенно расширил права потерпевших от преступления, по сравнению с УПК РСФСР 1960 г. Также, ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ [1] в УПК РФ были включены дополнительно некоторые права потерпевших лиц. Одновременно данным законом поправки были внесены в УК РФ и УИК РФ, и серьезным образом коснулись порядка исполнения наказаний.

Перечень прав лиц, потерпевших от преступления, свидетельствует о том, что современное уголовно-процессуальное законодательство наделяет потерпевшего достаточным объемом процессуальных прав, используя которые он может влиять на ход производства по делу.

Однако до настоящего времени отсутствует единая политика государства, направленная на существенное изменение положения потерпевшего за счет закрепления права на компенсацию ущерба, причиненного преступлением.

Данная задача, как одна из первостепенных, стояла перед законопроектом «О потерпевших от преступлений» [11], принятие которого активно обсуждалось в средствах массовой информации.

Нужно отметить, что «в последние десятилетия, особенно после принятия. Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (1985), во многих странах появились специальные законы (реже это дополнения в уголовно-процессуальное законодательство) о защите жертв преступлений, обеспечении их безопасности; основное место в них отведено нормам о праве жертв на информацию о производстве по уголовному делу, освобождении обвиняемого из-под стражи, высказывании своего мнения о том, а также о компенсации за нанесенный преступлением ущерб, но без рассмотрения гражданского иска при судебном рассмотрении уголовного дела» [8, с. 15].

И. Яровая отметила: «Сегодня потерпевшие по факту оказываются самыми униженными. Они должны стать, наконец, полноправными участниками процесса, а государство должно однозначно заявить о том, что потерпевшие будут обладать инструментом государственной защиты» [9].

Директор ФСИН поддержал законопроект. Он считает эту проблему очень серьезной. «Потерпевшие должны изменить свой процессуальный статус», - согласился Корниенко [9].

О. Костина, активно продвигавшая принятие данного законопроекта, сказала: «По сути, законопроект гарантирует то, что давно написано в главном документе страны - Конституции РФ. В ст. 52 говорится, что лицо, признанное потерпевшим от преступления, вправе рассчитывать на поддержку государства как в социальном и реабилитационном плане, так и в смысле защиты, если речь идет об угрозе жизни и здоровью» [9].

Одной из наиболее важных идей данного законопроекта является создание фонда поддержки потерпевших, так, согласно ст. 4 правом потерпевших является получение справедливого и разумного возмещения вреда, причиненного преступлением и (или) государственной компенсации.

Однако законопроект не прошел третье чтение и до сих пор не принят, при этом продолжают высказываться предложения о необходимости совершенствования статуса потерпевшего лица. В результате его обсуждения в конце декабря 2013 г. поправки были внесены в отдельные законодательные акты, что лишь частично направлено на решение существующей проблемы.

Нужно отметить, что нормы указанного законопроекта не были надлежащим образом проработаны, во многом дублируют действующие нормы права, поэтому «нет необходимости в создании и принятии специального закона о потерпевших от преступлений. Совершенствование правового статуса этого участника судопроизводства можно и необходимо осуществлять посредством корректировки действующего законодательства и, в первую очередь, УПК РФ» [10, с. 102]. В целом мы разделяем данную позицию.

В настоящее время акцент законодателя при принятии отдельных поправок в УПК РФ делается, как правило, на увеличении прав потерпевшего лица, их конкретизации, но нужно отметить, что количество прав потерпевших с уровнем защиты нарушенных прав и законных интересов связано лишь отчасти. Защита потерпевших лиц - задача государственных органов и должностных лиц, которые согласно ст. 52 Конституции РФ обязаны обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а согласно ст. 6 УПК РФ - назначением всей уголовно-процессуальной деятельности является защита потерпевших.

Множить права потерпевших можно до бесконечности, стараясь «уравнять» потерпевшего и обвиняемого (одновременно новые права закрепляются и за обвиняемым). Почему то потерпевшего стараются сделать «полноправным участником процесса», тем самым, связывая количество прав и уровень защиты потерпевших лиц.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что предоставление потерпевшему широких процессуальных прав должно обеспечиваться эффективным механизмом их правовой защиты со стороны государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Библиографический список

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : федер. закон от 28.12.2013 г. № 432-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 52,ч. 1. - Ст. 6997.
2. Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие : информ. письмо от 20 дек. 1999 г. // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 2. - С. 93.
3. По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна : Постановление Конституционного Суда РФ от 03.05.1995 г. № 4-П // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 19. - Ст. 1764.
4. Алексеева Л.Б. Уголовно-процессуальное право РФ : учебник / Л.Б. Алексеева ; отв. ред. П.А. Лу- пинская. - М. : Юристъ. - 2005. - С. 66.
5. В Госдуму внесен проект закона о защите прав потерпевших (13.01.2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. yandex.ru/clck/jsredir?from= yandex.ru. - 03.10.2016.

6. Зеленин С.Р. Значение мнения потерпевшего при отказе прокуратуры от обвинения [Электронный ресурс] / С.Р. Зеленин. - Режим доступа: http://law.vl. ru. - 03.10.2016.
5. Иванов В.В. Проблемы реализации и процессуальные гарантии конституционного права потерпевшего на доступ к правосудию и судебную защиту : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Иванов. - Самара, 2004. - С. 13.
6. Махов В.Н. Становление и развитие института гражданского иска в уголовном деле / В.Н. Махов, Д.Б. Разумовский // Уголовное судопроизводство. - 2007. - № 1. - С. 15.
7. Потерпевшие избавятся от «комплекса жертвы» (13.01.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/accidents/13-01-2014/ 1188030-law-0/. - 03.10.2016.
8. Синенко С.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы : дис. ... д-ра юрид. наук / С.А. Синенко. - М., 2014. - 102 с.
9. Следственный комитет России вынес на общественное обсуждение законопроект о потерпевших от преступлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/24/poterpev-shie- site.html. - 03.10.2016.
10. Тарнавский О.А. Процессуальная деятельность лиц, пострадавших от совершения преступления, по делам частно-публичного обвинения / О.А. Тарнавский // Вестник ОГУ. - 2012. - № 3 (139). - С. 190.
11. Ягофаров Ф.М. Природа противоречия в интересах прокурора и потерпевшего [Электронный ресурс] / Ф.М. Ягофаров. - Режим доступа: http://www . artshamardin.narod.ru/files/students/acts2/article/ 57.doc. - 03.10.2016.
12. Уголовно-процессуальное право РФ : учебник / Л.Н. Башкатов [и др.] ; отв. ред. И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2013. - 144 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. - № 26. - Магадан : СВГУ, 2016.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (07.09.2017)
Просмотров: 35 | Теги: уголовный процесс, Потерпевший | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь