Понедельник, 27.05.2019, 04:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В РФ

Ткаченков Р.А.
Пучкова В.В., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Смоленского филиала Международного юридического института

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В РФ

АННОТАЦИЯ. Статья охватывает анализ проблем трудоустройства и безработицы среди молодежи в современной России, изучает организации, осуществляющие помощь в трудоустройстве. Автор приходит к выводам о необходимости реформ как в области трудоустройства, так и в проведении различных мероприятий по профориентации среди школьников.

Ключевые слова: центр занятости населения, трудоустройство, молодой специалист, профориентация.

 

На сегодняшний день молодежь охватывает значительную часть трудоспособного населения, но, к сожалению, выходя на рынок труда, молодые специалисты довольно часто сталкиваются с определенными трудностями в сфере трудоустройства. Переход к рыночным отношениям достаточно сильно ухудшил социальную защищенность населения в сфере труда.

По данным Федеральной службы государственной статистики, молодежь до 25 лет составляет около 25,6 % от общего количества безработных по стране. Говоря об общих тенденциях молодежного рынка труда, можно его охарактеризовать следующими негативными чертами:

• отставание уровня образования в сравнении со странами Запада;

• рост масштабов регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи;

• упадок престижа профессионально-технического образования;

• увеличение продолжительности безработицы среди молодежи;

• отсутствие у молодежи желания повысить свой уровень образования.

Выпускники вузов и среднего специального образования в возрасте от 18-22 лет, ввиду отсутствия у них навыков работы, жизненного опыта и достаточно серьезной мотивации к трудовой деятельности, на рынке труда представляют одну из самых уязвимых категорий граждан, ищущих работу.

Для того чтобы помочь населению в трудоустройстве, созданы государственные центры занятости населения и частные кадровые агентства. Главное отличие между ними заключается в том, что кадровые агентства осуществляют свою деятельность на платной основе и поиск работы для каждого клиента ведется индивидуально. Другим способом трудоустройства является обращение в центр занятости населения, он является государственной организацией по содействию занятости населения. Порядок работы данного органа регулируется ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» . Для того чтобы начать поиск работы, гражданину достаточно прийти в местное отделение службы занятости населения и встать на учет, для этого требуется следующий перечень документов:

• заявление о содействии в поиске работы;

• документ, удостоверяющий личность;

• трудовая книжка;

• документ об образовании и профессиональной квалификации;

• справка о среднем доходе за последние три месяца (исключение - ранее не работавшие).

Результатом данной услуги будет получение гражданином выписки, содержащей сведения о свободных рабочих
местах или об отсутствии таковых.

Также центры занятости не забывают и о выпускниках учебных заведений. Одним из последних введений в оказании помощи молодым специалистам стала программа «Первое рабочее место». Она предназначена для выпускников учебных заведений среднего и начального профессионального образования в возрасте от 18-20 лет, позволяя выпускнику приобрести опыт работы и проявить себя как специалиста. Благодаря данной программе у молодых специалистов появляется шанс пройти стажировку у определенного работодателя. Как известно, работодатели неохотно берут неопытных выпускников на работу, но здесь государство мотивирует их тем, что расходы предприятий, связанные с зарплатой и налогами, компенсируются из федерального бюджета.

В Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» закреплено следующее: главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовке кадров .

При трудоустройстве молодежи законодательство предусматривает соблюдение работодателем обязательств по созданию благоприятных условий для сохранения жизни и здоровья. Действующее законодательство предусматривает, что в случае причинения вреда здоровью или другого повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход) .

В целях содействия молодежи используются следующие средства:

- учет специфики молодежной рабочей силы;

- использование экономических стимулов;

- установление квот для предприятий, принимающих выпускников;

- ответственность работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;

- принятие мер по облегчению процесса перехода молодежи от обучения к труду;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи.

Таким образом, центр занятости населения выполняет основное направление в сфере государственной молодежной политики - трудоустройство и занятость молодежи. К сожалению, среди населения выработался стереотип, относительно того, что центр занятости может предоставить только низкоквалифицированную работу. Для того чтобы развеять это мнение работникам центров занятости, требуется налаживать контакты с работодателями и предоставлять им гарантии в том, что будет найден подходящий специалист.

Что касается нашего мнения, то являюсь сторонником проведения более радикальных реформ. На наш взгляд, эталоном трудоустройства молодежи среди всех стран мира был СССР, и нам стоит вернуть систему распределения студентов-бюджетников. Тогда, по окончании учебного заведения выпускнику всегда гарантировалось рабочее место. На сегодняшний день большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования, стоящих на учете в центрах занятости населения, составляют специалисты по профессиям сферы обслуживания, экономики, гуманитарных наук. Среди таковых около половины составляют профессии, традиционно создающие напряженность на рынке труда в силу своей не востребованности: юристы, экономисты, менеджеры и др. Именно советская система трудоустройства помогла бы нам избежать таких проблем. Стоит отметить, что в Советском Союзе были очень популярны рабочие профессии. На сегодняшний день мы наблюдаем тенденции падения престижа рабочих специальностей. Для улучшения ситуации можно, например, принять такие варианты мотивации, как выдача жилья и социальных пособий для молодых рабочих.

Конечно, вероятность того, что меры, предложенные выше, будут применены в современном демократическом обществе, малы и более реальными способами борьбы с безработицей среди молодежи будут рассмотрены далее.

В современном трудовом законодательстве практически отсутствуют льготы для молодых специалистов. Единственным нормативно-правовым актом, содержащим подобное положение, является ст. 70 Трудового кодекса РФ, в ней закреплено, что при приеме на работу работодателю запрещается устанавливать испытательный срок для граждан, окончивших среднее профессиональное и высшее учебное заведение менее года назад . Виды каких-либо иных льгот в Трудовом кодексе отсутствуют. Отсюда выходит надобность внесения изменений в Трудовой кодекс, связанных с помощью молодым специалистам, это могут как определенные льготы, так и выплаты. В любом случае такие изменения создадут больше возможностей для молодых специалистов.

Другая проблема заключается в том, что в России практически отсутствует работа по профориентации среди молодежи. Подавляющее количество студентов уже в процессе обучения в институте или колледже осознают, что совершили ошибку в выборе профессии и в дальнейшем не желают работать по специальности. Работа по профориентации должна начинаться уже в школе, где должны выявляться способности и интересы школьников, ознакомление с профессиями, а также помощь в выборе возможных вариантов продолжения обучения. Далее, уже после школы, обучаясь в том или ином учебном заведении, студент получает возможность на практике «почувствовать» свою специальность.

Важным для экономики является участие молодых выпускников в предпринимательстве. Сегодня правительство, в частности Дмитрий Медведев, активно выступает за то, чтобы молодежь открывала собственное дело и занималась бизнесом, но в силу определенных обстоятельств только единицы решаются на это. Для продвижения данного направления среди молодого поколения требуется разработка программ поддержки молодых предпринимателей. Это станет отличным орудием в борьбе с безработицей, появится возможность для самозанятости населения и возникнут условия для увеличения числа рабочих мест. В документе о Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 г. сказано следующее: «Предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах» класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ». Кроме того, государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод граждан является главной обязанностью государства . Государство берет на себя обязательство обеспечить возможность предоставления прав граждан на труд. Особенно когда это касается трудоустройства молодежи.

На наш взгляд, если применить на практике все предложенные варианты, то это существенно поможет улучшить положение молодых специалистов на рынке труда, ведь именно за молодежью стоит будущее и благополучие нашего государства.

 

Библиографический список

1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 9.03.2016, с изм. от 11.10.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. 2 мая. № 18. Ст. 566.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 3.07.2016) / Российская газета 2001. 31 дек. № 256 / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
3. Постановление ВС РФ от 3.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 25. Ст. 903.
4. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 г.
5. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 2004. № 1.
6. Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / Человек и труд. 2007. № 1.
7. Пучкова В.В. Гарантии обеспечения права на жизнь и здоровье: статья [Текст] //В.В. Пучкова / Международный правовой журнал «Проблемы права». 2013. № 1 (35).
8. Пучкова В.В. Механизм реализации права граждан на охрану здоровья: Статья [Текст] //В.В. Пучкова / Международный правовой журнал «Проблемы права». 2012. № 5 (35).

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 4 (59) 2016


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (16.05.2019)
Просмотров: 13 | Теги: центр занятости населения, трудоустройство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь