Среда, 24.05.2017, 16:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Правовое положение условно осужденного военнослужащего

Правовое положение условно осужденного военнослужащего

 

Правовой статус военнослужащих сам по себе характеризуется как специфический по сравнению с общегражданским. Военнослужащий, совершивший преступление, не только субъект преступления, но и объект военно-служебных отношений. Особенность системы обращения с осужденными военнослужащими заключается в ее построении на специальных принципах, наличии в ней особых (специализированных) субъектов и средств военно-исправительного воздействия <1>. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, закреплено в ст. 10 УИК РФ. Никаких специальных элементов правового статуса для военнослужащих, отбывающих наказание, этой нормой закона не предусмотрено.

--------------------------------

<1> Тулин С.З. Проблемы назначения и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в отношении военнослужащих // Человек: преступление и наказание. 2006. N 4. С. 87.

 

Таким образом, правовое положение осужденных военнослужащих закреплено нормами различных отраслей права (уголовным, уголовно-исполнительным и военным) и носит комплексный характер.

В науке уголовно-исполнительного права правовое положение лиц, отбывающих наказание, принято делить на два вида: правовой статус осужденных, отбывающих наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, и правовой статус осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества.

Особенность условного осуждения военнослужащих заключается в том, что виновные лица не изолируются от общества, нередко продолжая проходить военную службу наравне со своими сослуживцами <2>.

--------------------------------

<2> Мананников Д.Ю. О правовом положении военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 5. С. 27.

 

Правовое положение военнослужащих, отбывающих уголовное наказание в условиях военной службы, характеризуется следующим:

а) военнослужащие являются лицами, одновременно проходящими военную службу и отбывающими уголовное наказание, пользующимися правами и исполняющими обязанности военнослужащих в порядке, установленном действующим законодательством (например, на условно осужденных военнослужащих распространяются нормы гл. 2 УИК РФ, регламентирующие правовое положение осужденных лиц);

б) военнослужащие проходят военную службу с ограничениями, указанными в положениях об отбывании соответствующего вида наказания, назначенного им приговором суда;

в) военнослужащие несут дополнительные обязанности и подвергаются ограничениям в правах, составляющим сущность воздействия на осужденных, предусмотренным как условиями прохождения военной службы, установленными для них, так и нормами уголовного и уголовно-исполнительного права <3>.

--------------------------------

<3> Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / Под ред. И.Л. Трунова. М., 2005. С. 95.

 

Безусловно, помимо вышеприведенных характеристик, распространяющихся на всех лиц, отбывающих уголовные наказания в условиях военной службы, существуют также особенности правового статуса условно осужденного военнослужащего.

Рассмотрим некоторые характерные черты правового статуса, присущие условно осужденным военнослужащим в период прохождения ими военной службы.

1. Период условного осуждения военнослужащего включается в общую выслугу лет, предоставляющую соответствующие права и социальные гарантии. Условно осужденный военнослужащий не отличается от несудимого военнослужащего в части обеспечения положенными видами довольствия. В частности, действующим законодательством не предусмотрено каких-либо имущественных правоограничений для условно осужденного военнослужащего. Не подлежат какому-либо ограничению права военнослужащего:

а) на предоставление основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности, время которых засчитывается в срок службы и наказания;

б) на охрану здоровья, страховые гарантии и возмещение ущерба;

в) на получение жилья на равных с остальными военнослужащими условиях.

Правовое положение условно осужденного не лишает военнослужащего иных прав и свобод, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих": например, права на защиту свободы, чести и достоинства военнослужащих (ст. 5); права на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 6); права на образование и права в области культуры (ст. 19) и т.д.

2. Нормы уголовно-исполнительного законодательства не лишают осужденного военнослужащего при наступлении оснований, предусмотренных военным законодательством Российской Федерации, возможности увольнения, в том числе досрочного, с военной службы с расторжением заключенного контракта. Осужденный к условному осуждению в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" вправе уволиться досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии.

3. При условном осуждении в отношении военнослужащего не приостанавливается действие прав, закрепленных в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие высших воинских должностей в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Таким образом, осужденные военнослужащие вправе реализовать право, закрепленное в п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. они могут предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, если эта должность является высшей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.

Не исключается также назначение военнослужащего, осужденного условно, на высшую воинскую должность в порядке продвижения по службе, предусмотренном п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Кроме того, условное осуждение военнослужащего, продолжающего проходить военную службу, не препятствует иным перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости. К таким служебным перемещениям относятся служебные командировки, перевод к новому месту военной службы, перевод в порядке плановой замены, назначение на иные воинские должности и др. При этом под иными воинскими должностями понимаются равные и низшие воинские должности.

4. На условно осужденных военнослужащих при прохождении ими военной службы распространяется действие п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании <4>.

--------------------------------

<4> Для сравнения: во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в воинском звании (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Арестованные военнослужащие также не могут быть представлены к присвоению очередного воинского звания (ч. 2 ст. 154 УИК РФ). Подобная ограничительная мера предусмотрена и для лиц, содержащихся в дисциплинарной воинской части, которые в период отбывания уголовного наказания носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия (ч. 3 ст. 156 УИК РФ).

 

5. Уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены меры поощрения и взыскания, применяемые к условно осужденным военнослужащим (в отличие от исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - ст. 167, 168 УИК РФ, ареста - ст. 153 УИК РФ). Следовательно, на условно осужденных военнослужащих распространяются нормы о дисциплинарной ответственности в общем порядке, предусмотренном в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 указанного Устава командиры могут применять поощрения как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего личного состава подразделения, воинской части. Среди поощренных могут оказаться и условно осужденные военнослужащие. В данном случае мера поощрения применяется к ним не в связи с хорошим поведением и иными обстоятельствами во время испытательного срока, а исходя из общего характера исполнения воинских обязанностей.

На первый взгляд действующее законодательство создает впечатление "излишне" гуманного отношения государства к условно осужденным военнослужащим. "Облегченное" правовое положение рассматриваемой категории военнослужащих по сравнению с другими лицами, отбывающими реальные наказания в условиях военной службы, нередко может восприниматься осужденными как отсутствие надлежащего реагирования государства на совершенное преступление <5>.

--------------------------------

<5> Мананников Д.Ю. Условное осуждение - наказание или освобождение от наказания? (теоретико-правовое исследование) // Гражданин и право. 2007. N 10. С. 60.

 

Действительно, в уголовном законодательстве Российской Федерации специфические пенитенциарные правоограничения условного осуждения не учитывают особенности военной службы. По указанной причине А.М. Ковалев пришел к выводу, что правовой статус условно осужденного военнослужащего фактически не отличается от правового статуса несудимых сослуживцев <6>. Некоторые ученые, в частности А.К. Музеник, В.А. Уткин и О.В. Филимонов, также полагают, что при условном осуждении в течение испытательного срока правовой статус условно осужденного в целом не меняется <7>.

--------------------------------

<6> Ковалев А.М. Условно осужденные военнослужащие: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 142.

<7> Музеник А.К., Уткин В.А., Филимонов О.В. Условное осуждение и отсрочка исполнения приговоров. Томск, 1990. С. 10.

 

Однако с указанным мнением нельзя согласиться. Во-первых, на условно осужденных военнослужащих возлагаются обязанности в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ. К таким обязанностям, в частности, с учетом специфики прохождения военной службы по призыву могут быть отнесены запрет на посещение определенных мест при нахождении в увольнении, воздержание от употребления алкогольных напитков, обязанность строго соблюдать требования воинских уставов и т.д.

Во-вторых, реализация уголовной ответственности в отношении граждан, совершивших предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, влечет за собой судимость, которая у условно осужденного погашается по истечении его испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК РФ). Институт судимости в уголовном праве выступает своеобразным шлейфом осуждения (порицания) преступника, который сохраняется за ним определенный промежуток времени, необходимый для того, чтобы он своими действиями смог заслужить прощение у общества и вернуть к себе доверие со стороны государства, вновь стать полноценным членом социума <8>. Совершение нового преступления лицом, имеющим судимость, влечет правовые последствия в виде признания рецидива преступлений, назначения наказания по правилам рецидива, назначения вида и режима исправительного учреждения с учетом прежней судимости независимо от того, что к моменту рассмотрения дела судом эта судимость может быть погашена.

--------------------------------

<8> См., напр.: Алешина А.П. Социально-нравственный аспект института судимости и его учет в современной правовой политике // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 1. С. 89; Лобанова Я.В., Терешин Д.А. Понятие судимости по действующему уголовному законодательству России // Рос. судья. 2007. N 9. С. 28.

 

Судимость, являясь одним из уголовно-правовых последствий условного осуждения военнослужащих, выходит далеко за рамки уголовного права, так как имеет общеправовые последствия, которые также регламентированы нормами гражданского, трудового, административного законодательства и др.

Правовые последствия судимости, возникшей в результате условного осуждения военнослужащих, представляется возможным разделить на две группы:

а) общие правовые последствия;

б) специальные правовые последствия, обусловленные спецификой прохождения военной службы.

К общим правовым последствиям следует отнести ограничение права на выбор профессии или права заниматься определенной деятельностью. Так, ранее судимые лица не могут назначаться на должность судьи, прокурора, следователя (п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1, п. 2 ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1). Подобные запреты предусмотрены и в иных нормах действующего законодательства.

На условно осужденных распространяется ограничение на реализацию права на выезд за пределы Российской Федерации на основании подп. 4 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <9>.

--------------------------------

<9> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова" от 8 декабря 2009 г. N 19-П.

 

К специальным негативным правовым последствиям относятся запреты, содержащиеся в действующем военном законодательстве. Так, с гражданами (военнослужащими), имеющими неснятую или непогашенную судимость, не могут заключаться контракты о прохождении военной службы (п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237). Следовательно, если у военнослужащего, осужденного к наказанию условно (за совершение неосторожного преступления), к моменту истечения срока контракта судимость не снята или не погашена, то с таким военнослужащим в соответствии с указанной нормой Положения новый контракт о прохождении военной службы заключен быть не может. По окончании срока контракта и при отсутствии оснований к его продлению (например, заключение нового контракта о прохождении военной службы) военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы.

Кроме того, существо воинского долга по обеспечению безопасности государства обязывает военнослужащих хранить государственную и военную тайну (ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При наличии у военнослужащего неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления ему может быть отказано в допуске к государственной тайне (ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1). Данное обстоятельство, в свою очередь, согласно подп. "г" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Автор настоящей работы не разделяет мнение В.В. Пестуновича о том, что само увольнение с военной службы военнослужащего, приговоренного к условному осуждению, каких-либо последствий для осужденного не влечет <10>. Досрочное увольнение судимых лиц с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно предполагает следующие негативные правовые последствия для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:

--------------------------------

<10> Пестунович В.В. Условное осуждение военнослужащего: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 90.

 

1. Внесенные Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ изменения в п. 2.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривают досрочное расторжение контракта с военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву и на момент увольнения по основаниям, связанным с их условным осуждением, не выслужившим установленные сроки прохождения военной службы по призыву. Такие военнослужащие после прекращения контракта направляются для прохождения военной службы по призыву.

2. Так как увольнение с военной службы производится по решению командования, то рапорт военнослужащего в данном случае не требуется. Необходимо отметить, что по смыслу п. 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, проведение аттестации перед увольнением в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы также не требуется. Кроме того, офицер, прапорщик или мичман, представляемый к увольнению с военной службы по рассматриваемому основанию, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

3. В соответствии с п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подп. "д", "е", "е.1" и "з" п. 1 и подп. "в", "д", "е.1" и "е.2" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Следовательно, юридический факт вступления в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно или по неосторожности, лишает военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, выбора основания для увольнения с военной службы. Указанное нормативное предписание, направленное на повышение мотивации к добросовестному прохождению военной службы, ограничивает уволенного военнослужащего, приговоренного к условному осуждению, в случае совершения им умышленного либо неосторожного преступления в предоставлении некоторых преимуществ, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями <11>.

--------------------------------

<11> См. также: Гаврилов Ю. Увольнение по выбору. Военные профи сами назовут причину ухода со службы // Рос. газ. 2011. 23 марта.

 

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (см. п. 7 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20).

5. Единовременное пособие при увольнении с военной службы, указанное в ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, не выплачивается в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно или по неосторожности <12>.

--------------------------------

<12> Подпункты 3 и 9 ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.

 

6. Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования или учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в случае лишения свободы условно возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку <13>.

--------------------------------

<13> Более подробно см.: Постановление Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" от 25 июня 2007 г. N 402.

 

Таковы основные правовые последствия условного осуждения, связанные с возникновением юридического факта судимости у военнослужащих.

Вместе с тем в юридической литературе можно встретить мнение ученых, в частности П.Н. Кобеца, К.А. Краснова <14>, В.А. Новикова <15>, о том, что условное осуждение полностью лишено кары и исключает возможность причинения осужденному тягот и лишений. Позволим себе не согласиться с указанным суждением, поскольку одним из показателей содержания кары является комплекс ограничений, свойственных исполнению конкретной формы реализации уголовной ответственности. Кара всегда была присуща любой принудительной мере воздействия. И вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых юристов о том, что специфическим признаком кары стало не репрессивное, а моральное воздействие на осужденного <16>. При всей важности морального осуждения военнослужащего от имени государства не следует отодвигать на второй план карательную сторону процесса исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества.

--------------------------------

<14> Кобец П.Н., Краснов К.А. Правовая природа института условного осуждения в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 5. С. 34 - 38.

<15> Новиков В.А. Условное осуждение: современные тенденции и пути совершенствования закона // Журн. рос. права. 2005. N 11. С. 67.

<16> Ной И.С. Вопросы наказания в уголовном праве. Саратов, 1962. С. 119.

 

В своем Постановлении от 8 декабря 2009 г. N 19-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что условное осуждение по приговору суда не означает освобождения от уголовной ответственности и наказания: в отношении осужденного выносится обвинительный приговор, в котором определяются вид наказания (основного и, возможно, дополнительного) и срок его отбывания, устанавливается испытательный срок, в течение которого осуществляется контроль за поведением условно осужденного, на него могут быть возложены определенные обязанности, ограничивающие его права и свободы (ч. 3, 4, 5 и 6 ст. 73, ч. 3 ст. 86 УК РФ) <17>.

--------------------------------

<17> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова" от 8 декабря 2009 г. N 19-П.

 

Из проведенного анализа правового положения условно осужденных военнослужащих следует, что основное карательное содержание условного осуждения рассматриваемой категории граждан заключается отнюдь не в самом моральном факте государственного порицания, а в установленных правоограничениях, сопряженных с судимостью. Данное правовое состояние, возникающее в результате реализации уголовной ответственности, характеризуется для осужденных определенными неблагоприятными социальными последствиями. Поэтому представляется ошибочной точка зрения, согласно которой статус условно осужденных лиц, продолжающих проходить военную службу, приравнивается к правовому положению несудимых военнослужащих.

Особенность применения условного осуждения к специальному воинскому субъекту преступления состоит в том, что оно ограничивает не только общегражданскую, но и военно-служебную составляющую правового статуса военнослужащего. При этом основное негативное правовое последствие условного осуждения, одновременно влекущего за собой юридический факт судимости, для военнослужащего, избравшего военную службу в качестве основной профессии, заключается в принятии решения командованием воинской части по досрочному увольнению военнослужащего в запас. Правовые последствия увольнения в условиях концепции по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации преимущественно на профессиональной основе целесообразно активно использовать в качестве стимула, побуждающего условно осужденного переносить возможные тяготы военной службы и выполнять возложенные задачи.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 1817 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь