Вторник, 18.06.2019, 16:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БИЧАН Н.В., кандидат педагогических наук

ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Правовое обучение, правовая культура, правовое образование, формирование правовой культуры, профессиональная подготовка, помогающие профессии.

В статье автор приходит к выводу о том, что основной целью правового образования будущих специалистов помогающих профессий является формирование высокого уровня их профессионально-правовой культуры. В рамках такого образования раскрытие правовых тем требует от преподавателей специфической правовой подготовки и глубоких знаний в области российского законодательства. Обосновывается необходимость затрагивать правовые аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов помогающих профессий в процессе их производственной практики.

 

Важными регуляторами социальных отношений, наряду с нормами права, в контексте развития правового государства и гражданского общества являются правовое образование и правовая культура. В свою очередь, феномен правовой культуры вызывает интерес у многих ученых, проводящих исследования в различных направлениях. Кроме того, в формировании правовой культуры личности принимают активное участие многие социальные институты: семья, государство, общественные организации, средства массовой информации. Однако наиболее важная роль в формировании профессионально-правовой культуры специалиста помогающей профессии отводится высшим учебным заведениям.

В 1992 году термин «правовое образование» прочно утвердился в теории и практике педагогической науки. Правовое образование - это целенаправленный процесс правового обучения и правового воспитания [8].

Многие ученые отмечают, что среди различных форм правового обучения и воспитания студенческой молодежи важное место отводится правовому образованию. Как показывает анализ государственных стандартов, фрагменты формирования правовой культуры включены в обязательные минимумы высшего образования, разработаны и внедрены правовые учебные дисциплины. Однако, как показывают теория и практика, уровень сформированности профессионально-правовой культуры студентов и молодых специалистов еще не отвечает требованиям современного социума.

Вопросы теории и практики правового образования, обучения и воспитания описаны в работах многих российских ученых. В результате проведенных исследований они дают следующее определение правового образования личности: это целенаправленный, преднамеренный, организованный процесс воздействия на сознание людей специально созданными правовоспитательными формами, средствами и методами с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности является более целостным понятием по отношению к частному конструкту «правовое образование». Это обусловлено в первую очередь тем, что правовое формирование личности включает в себя не только правовое образование, но и другие процессы, оказывающие воздействие на личность и сознание.

Целью правового образования в современной профессиональной подготовке специалистов является не только получение студентами определенной суммы знаний о праве, но и формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, экономике и повседневной жизнедеятельности. Однако, как указывает В.Е. Егоров, существует несколько причин низкой эффективности правового образования в вузе, и в первую очередь это низкий уровень требований к правовой компетентности выпускников при их итоговой аттестации и недостаточная правовая компетентность преподавателей [2].

Рассмотрим некоторые частные вопросы правового обучения и правового воспитания студентов - будущих специалистов в ходе их профессиональной подготовки. Такие, например, как процесс целенаправленной передачи правовых знаний, умений и процесс формирования устойчивых навыков в области правовой действительности, которые в комплексе позволяют будущим специалистам иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.

Правовое обучение - это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной деятельности. Правовое обучение - программированное обучение, осуществляемое по заранее составленному учебному плану, рабочим учебным программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения.

Правовое воспитание - это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системы социально-правовых ценностей, убеждений, внутренней готовности к активной правомерной деятельности. Правовое воспитание раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение. Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения. Так право из внешнего абстрактного образца превращается во внутренний ориентир поведения.

Анализируя проблемы воспитания законопослушной личности через призму правовой культуры, И.Г. Га- врилова определила основные факторы и составляющие данного процесса:

1. Необходимо учитывать и использовать в процессе правовоспитательной деятельности по формированию законопослушной личности активность молодежи и ее склонность к более интенсивному присвоению определенных культурных ценностей.

2. Основной целью правового воспитания является создание условий для определенных позитивных изменений в культурном мировоззрении и поведении молодого поколения с уже имеющимися пониманием миропорядка, взглядами, поведенческими стереотипами.

3. Правовое воспитание - это комплекс мероприятий, который должен включать в себя диагностику - изучение индивидуальных особенностей личности молодого человека, уровня правового сознания и правового нигилизма, а также выявление основных причин и факторов, определивших отклонения от общественно одобряемой модели поведения.

4. Правовое воспитание необходимо рассматривать в качестве элемента целостной системы формирования личности. Социальным институтам, особенно вузам, следует активно искать формы участия молодежи в практической деятельности по организации правопорядка и правого воспитания населения [1].

Таким образом, обобщая научные и научно-методические материалы по проблемам правового образования и его роли в формировании профессионально-правовой культуры будущих специалистов помогающих профессий, приходим к следующим выводам:

- во-первых, основной целью правового образования будущих специалистов помогающих профессий является формирование высокого уровня их профессионально-правовой культуры через решение ряда задач: формирование системы правовых знаний, позволяющих им не только выполнять профессиональные действия, но и анализировать правовую информацию, основываясь на базовых принципах законодательства; формирование целостных представлений о праве и позитивных правовых установках; формирование правовых ценностных ориентаций, определяющих осознанный выбор правомерного поведения, защиту собственных прав и свобод, а также прав и свобод других людей; формирование социально активной личности;

- во-вторых, раскрытие правовых тем требует от преподавателей специфической правовой подготовки и глубоких знаний в области российского законодательства;

- в-третьих, необходимо в процессе производственной практики затрагивать правовые аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов помогающих профессий.

 
Библиографический список:

1. Гаврилова И.Г. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 3. С. 106-108.
2. Егоров В.Е. Проблемы правового образования в неюридических вузах // Фундаментальные исследования. 2009. № 4. С. 63.
3. Золотухин В.М., Суслова С.В. Правовая культура и образование // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 178-181.
4. Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура: Монография. Ухта: УГТУ, 2010.
5. Зубова Я.В. Правовое образование в современных условиях // В мире научных открытий. 2010. № 3.
6. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 122-133.
7. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
8. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н.Новгород, 2005.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (21.05.2019)
Просмотров: 27 | Теги: правовая культура, Правовое обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь